ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ
статья по физике
В подростковом возрасте создаются синзетивные предпосылки для формирования и проявления волевых личностных качеств, которые базируются на опыте самоконтроля. Это следующие качества: самостоятельность, организованность, дисциплинированность, самооценка, самокритичность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_uchashchihsya_v_protsesse_vypolneniya_samostoyatelnyh_rabot_po_fizike.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульц Н.В.,
учитель физики МОБУГ 2 им.И.С.Колесникова
г. Новокубанска Краснодарского края
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ
В подростковом возрасте создаются синзетивные предпосылки для формирования и проявления волевых личностных качеств, которые базируются на опыте самоконтроля. Это следующие качества: самостоятельность, организованность, дисциплинированность, самооценка, самокритичность (А.А.Бодалев, Л.И. Бомсович, А.И.Кочетов).
Самостоятельность включает такие элементы опыта самоконтроля, как: выдвижение цели деятельности, ее планирование, прогнозирование результатов, их проверка. Это качество личности, кoтopoe обеспечивает человеку выбор цели, программу действий по ее достижению. Если цели учебной деятельности приняты подростком как личностно значимые для себя, то в этом случае он начинает активно планировать деятельность, и пытается прогнозировать результаты. Поэтому самостоятельность проявляется в опыте самоконтроля, и наоборот - эта взаимосвязь зависит от того, как учебная цель мотивирована и стимулируется педагогом.
Самооценка включает самопроверку и самовоздействие на личностное качество отвечает за точное выполнение программы действий, саморегуляцию деятельности. Оно тесно связано с такими элементами опыта самоконтроля, как определение адекватности действий эталону, проверкой степени отклонения от него.
Организованность предполагает: логичность, пунктуальность, точность действий, контролирующую реализацию его возможностей.
Учебная деятельность требует от учащихся четкой самоорганизации учения, однако они довольно часто допускают ошибки выполнении учебных заданий из-за невнимательности, рассеянности, неаккуратности. Самодисциплину подростки понимают исполнительность и настойчивость в достижении цели. А это основа опыта самоконтроля. Организованность связана с самокритичностью, которая включает самоперестройку логики и последовательности действий; изменение режима деятельности. В ходе реакции учащиеся исправляют допущенные ошибки в способах полонения работы, оценивают достаточность внесенных исправлений, уточняют планирование.
Педагоги и психологи при характеристике самостоятельной учебной деятельности указываю на необходимость знания учащимися цели своей работы, мотивацию действий, управление последовательными операциями в ходе работы, контроль за деятельностью в соответствие результата намеченной цели. Руководящая роль в организации самостоятельной учебной работы принадлежит учите. Он создает условия для успешного выполнения деятельности учащимися: разъяснение необходимости выполнения работы, указание контрольных признаков, подсказок, формул, справочного материала, то есть всего того, что поможет школьникам выполнить самостоятельную работу результативно.
Самостоятельная работа - это многофункциональная бота с учебными пособиями, дополнительной литературой, заполнение и составление таблиц. При выполнении задания учащие не всегда осознают цель и назначение учебной работы. Не каждое задание вызывает интерес у учащихся, поэтому разъяснение цели опирается на мотивационную сторону учения. В подростковом возрасте укрепляется учебно-познавательные мотивы, для него характерен интерес к способам приобретения знаний. Развивающие мотивы самообразования, совершенствуются социальные мотивы, а главное - формируется опыт самоконтроля.
На уроках физики создаются условия для развития опыта самоконтроля. Учащиеся самостоятельно подготавливают сообщения новой теме, конспектируют, составляют опорные схемы по изученной теме, отвечают на вопросы учителя и из учебного пособия в конце параграфа, заполняют таблицы сравнений физических явлений, составляют сводные таблицы по решению задач, разрабатывают в домашних условиях физические демонстрации и опыты, сочиняют сказки, миниатюры. Воспитание личностных качеств происходит через раскрытие межпредметных связей физики. Этот процесс осуществляется на уроке следующим образом:
а) фронтальная работа с помощью графиков зависимости, выставленных на доске, учащиеся отвечают на вопросы, которые позволяют учителю определить степень подготовленности учащихся к уроку, а ученикам повторить и закрепить пройденную тему;
б) проверка физических понятий, учащимся раздаются листы с кроссвордами, после заполнения которых они меняются работами и проверяют их по образцу, выставляют товарищу оценку;
в) проверка знаний физических величин и формул: учащиеся заполняют таблицу с последующей самопроверкой и самооценкой.
Обозначение физической величины | Название физической величины | Единица измерения | формула |
г) межпредметные связи осуществляются в процессе проведения поэтическо-физической викторины. Учащимся предлагается объяснить с точки зрения физики явления и процессы, описанные стихотворных текстах. Например:
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры.
Деревья в зимнем серебре...
(А.С.Пушкин)
Вопрос. Что представляют с точки зрения физики "на стеках легкие узоры?";
д) самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой.
Таким образом, в течение одного урока у учащихся выявляются личностные качества, связанные с формированием опыта самоконтроля, такие как самостоятельность, самокритичность, самоорганизованность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование межпредметных компетенций при выполнении лабораторно-практических и самостоятельных работ по физике и биологии.
Социально-экономические изменения в нашей стране привели в необходимости модернизации системы образования, в том числе в системе СПО. Перед учреждениями СПО поставлена важная задача – подготовить высо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПМ.01.01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.1.1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПМ.01.01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.1.1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА...
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Физика" для специальности 09.02.04 "Организация и технология защиты информации"
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Физика" для специальности 09.02.04 "Организация и технология защиты информации"...
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы...
методические указания по выполнению самостоятельной работы по физике для студентов 1 курса
методические указания по выполнению самостоятельной работы по физике для студентов 1 курса...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»...