Статья "Качества необходимые учителю для работы с одарёнными детьми"
методическая разработка
В буклеты описываются методические рекомендации по работе с одаренными детьми в школе, проблемы адаптации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Качества необходимые учителю для работы с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Психологическая помощь одаренным детям
1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей - выявление психологических проблем для детей, психокоррекционная работа .
2. Психологическое обследование детей с целью диагностики их развития и психологических особенностей.
3. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных состязаний
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
Познавательные способности и навыки: владение большим объемом информации, богатый словарный запас, перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, обнаружение скрытых зависимостей и связей, умение делать выводы, умение интегрировать и синтезировать информацию, участие в решении сложных проблем, умение улавливать сложные идеи, использование альтернативных путей поиска информации, анализ ситуаций, умение оценивать как сам процесс, так и результат, умение рассуждать, построение гипотез, критичность в мышлении, высокая любознательность.
Творческие способности: способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.
Особенности эмоциональной сферы: реалистическая Я-концепция, уважение к другим, эмпатическое отношение к людям, терпимость к особенностям других людей, склонность к самоанализу, терпимое отношение к критике, готовность делиться вещами и идеями, настойчивость в выполнении задания, независимость в мышлении и поведении, отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения, соревновательность, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.
методические рекомендации по работе
с одаренными детьми в школе
Подготовила:Ефимова О.А.
Учитель музыки, педагог-психолог
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Очень важная проблема - выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ““белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются.
Проблемы адаптации, стоящие перед одаренными детьми:
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.
Поиск одаренных детей их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного. Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволяют с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал.
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются:
1.Регулярные обследования среди учащихся. Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей, родителей, на основе самооценок детей, проведение диагностических мероприятий психологом.
2.Одно из плодотворных направлений поиска одаренных детей и учащихся – диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
План работы с одарёнными детьми учителя информатики
Подробный план работы с одарёнными детьми...
«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...
План работы с одарёнными детьми учителя музыки Гречанова В.А. на 2012-2013 учебный год.
В план внесены такие темы занятий как: корни и истоки популярной музыки, блюз, спиричуэл и другие жанры музыки....
Работа с одарёнными детьми как необходимое условие повышения качества образования
В данной статье указываются критерии одарённости детей и предлагается работа с одарёнными детьми через научное общество учащихся....
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"
quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...
- Мне нравится (3)