«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)
материал по теме
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики) | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Притокская СОШ» Оренбургская область, Александровский район.
«Организация работы с одарёнными детьми»
(доклад на семинаре РМО учителей математики)
Подготовила: Машина Н.П.- учитель математики высшей категории.
2010 год.
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени.
Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Как распознать их? Как увидеть, рассмотреть огромные потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой деятельности? Каким образом развить их? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовать себя? Эти и другие вопросы волнуют многих учителей.
Они очень разные и непохожие друг на друга. Одарённого ребёнка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми способностями и возможностями в каком-либо виде деятельности.
Чтобы обнаружить одарённого ребёнка не обязательно использовать специальные психологические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.
Для успешной работы с одарёнными детьми, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научной позиции объяснить их развитие.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам.
В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие или общие интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к тем, или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д.
Как обнаруживают себя высокие способности? По лёгкости и быстроте продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по значимости и своеобразию достигаемых результатов.
Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей. I категория – это дети с ранним подъёмом интеллекта, с высоким «IQ». Ко II категории относятся учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным предметам или видам деятельности, в том числе и не школьной. III категория – это дети с потенциальными признаками одарённости, с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Другой специалист в области психологии интеллекта М.А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».
Но в педпрактике реально принято выделять обычно три категории названные Н.С. Лейтесом, и ещё одну не отмеченную им, - это академическая одарённость, к ней обычно относят детей, хорошо обучающихся в школе.
Для учащихся с ранним подъёмом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума порой так удивительны, что не заметить их невозможно.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью, к какой либо области искусства, науки или техники. Такие способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки, например художественные или музыкальные.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это выражается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр.
Каждый одарённый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Причём наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности.
Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одарённых детей от их сверстников. Знание этих качеств необходимо для адекватного построения педагогического процесса.
Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается известная «лесенка», ведущая к вершинам познания. На первой её ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одарённые, и неодарённые. Любопытство – жажда новизны, характерно для каждого здорового ребёнка. При воспитании одарённого ребёнка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие не видят ни каких сложностей, где всё представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одарённому ребёнку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
Склонность к задачам дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа в данном случае следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления, которая проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении, во всех видах его деятельности.
Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию, называют гибкостью мышления.
Лёгкость генерирования идей. Это качество иногда называют беглостью мышления и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество очень близкое к предыдущему, но характеризующее несколько иную грань одарённости. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их развития, углубления и т.п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества.
Лёгкость ассоциирования. Она, наиболее рельефно, выражена в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней информацию.
Способность к прогнозированию. Одарённым детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению. Причём это проявляется не только в процессе решения учебных задач, но и в самых разных проявлениях реальной жизни.
Высокая концентрация внимания. Для одарённого ребёнка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых – в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одарённого ребёнка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям
Отличная память. Способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости.
Способность к оценке. Способность к оценке – производное критического мышления. Эта способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
Интересы и склонности. Интересы и склонности одарённых детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – устойчивость интересов, уже отмеченная выше, проявляется в характерном для одарённого ребёнка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одарённости.
Зная особенности детской одарённости, учителю легче организовать процесс обучения способного ребёнка.
Но ни способности, ни одаренность сами по себе не обеспечивают успех, а лишь создают возможность его достижения. Кроме них, необходимы и другие факторы: мотивация, умения, навыки… Часто говорят: «способный, но ленивый» или «способный, но для достижения успеха еще надо много трудиться».
Одно из главных положений теории способностей: способности формируются в деятельности и не могут возникнуть вне участия человека в конкретной деятельности. Л.С. Рубинштейн так описал механизм формирования способностей: «Реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня».
Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Коренное отличие между задатками и развитой способностью состоит в том, что природные предпосылки еще не имеют качественной определенности, не специализированы. Лишь в процессе деятельности задатки как бы специализируются, превращаются в способности, становятся ими. Б.Г. Ананьев писал: «Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка».
В современной педагогике и образовательной практике обучение одарённых детей всё чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача.
В педагогических установках по отношению к одарённым детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит во мнении, что развитие такого ребёнка не требует никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность – это чрезмерное вмешательство в формирование способностей, перегрузка ребенка.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а наоборот стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, быть восприимчивым слушателем.
Наилучшей же может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, то они эти успехи действительно начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.
Для одарённых детей полезна исследовательская деятельность (проблемное обучение, метод проектов и т.п.). Но возникает вопрос, какими принципами следует руководствоваться в выборе задач–тем для таких мини исследований, какова должна быть их специфика?
В контексте понятия «одарённость» можно выделить три направления такой работы:
1) формирование у одарённых детей умения видеть и использовать аналогии;
2) формирование открытой познавательной позиции (умения смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, включать её в различные контексты);
3) развитие образного мышления.
Формирование умения видеть и использовать аналогии.
Известный математик Стефан Банах сказал: «Математик – это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; более сильный математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно себе представить и такого, кто между аналогиями видит аналогии».
Перефразировав это утверждение, мы получим следующую «формулу»: хороший ученик это тот, кто умеет находить аналогии между понятиями и утверждениями; лучший ученик тот, кто видит аналогии доказательств; одарённый ученик тот, кто осознаёт аналогии самих теорий.
Математика пронизана глубокими аналогиями, поэтому подобрать тему исследований для одарённого ученика не так уж сложно.
Например:
1.Взаимосвязи между планиметрией и стереометрией. Можно начинать с аналогий между понятиями: прямая – плоскость, треугольник – тетраэдр, длина – площадь – объём и т.д.
2.Принцип двойственности в геометрии. Его суть в следующем: если в некотором верном утверждении относительно точек и прямых взаимозаменить слова точка и прямая и соответственно заменить слова – отношения, то получим также верное утверждение. Например: «через две точки можно провести только одну прямую», и «две прямые могут пересекаться только в одной точке». Постепенно, по мере осознания универсальности этого принципа, у ребёнка возникает вопрос: « А почему?». Размышления над этим вопросом приводят к идее, что под «точками» и «прямыми» можно понимать объекты произвольной природы, лишь бы они не противоречили аксиомам планиметрии. А дальше необъятное поле для творчества.
Формирование открытого познавательного отношения к миру.
Одной из особенностей одарённых людей является то, что «они на всё смотрят как-то оригинально, во всём видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и удивляются, что прежде этого не видели» (В. Г. Белинский). Одна из задач школы – развивать эту особенность одарённых учащихся, доводя её до уровня сознательно используемой способности. Выделяются два аспекта:
- Одну и ту же ситуацию можно рассматривать с разных точек зрения (создать несколько различных моделей одной ситуации);
- Один и тот же объект можно включить в различные контексты, системы связей и отношений (то есть одна и та же модель может описывать множество ситуаций различной природы).
И, наконец, третье направление – развитие образного мышления. Образность – это необходимая составляющая творческого, научного мышления. Часто исследователь на основе образных представлений может предсказать, предугадать возможный результат своих поисков. Более того, одна из важнейших сторон одарённости – это своеобразие, уникальность восприятия одарённым человеком окружающего мира.
При рассмотрении вопросов обучения одаренных детей в школе возникают проблемы, которые часто не имеют однозначного решения. Нужны ли специализированные школы и классы для таких детей? Типология современных школ многопланова и разнообразна. Это и специализированные лицеи, гимназии, спецшколы и спецклассы, общеобразовательные школы с разноуровневым, дифференцированным подходом к обучению и т.д.
Дифференциация обучения – один из самых древних и наиболее популярных путей согласования традиционной для большинства стран мира системы школьного образования с задачами обучения детей, имеющих отклонения в развитии. В качестве такого отклонения могут рассматриваться колебания уровня детской одарённости.
Под термином «дифференциация обучения» следует понимать способы разделения обучения в соответствии с наиболее важными особенностями учащихся.
К формам дифференциации могут быть отнесены варианты различных организационных стратегий обучения одарённых детей:
- Жёсткая (селективная) – школы для одарённых;
- Гибкая (элективная) – совместное обучение одарённых с «нормальными» сверстниками;
- Переходная – классы для одарённых (лицейские, гимназические и др.) в обычной школе.
К уровням дифференциации обучения могут быть отнесены способы её реализации на уровне учебных программ, форм организации учебной деятельности (при селективной или переходной форме организации), на уровне использования различных методик, учебных заданий (при элективной форме).
Селективная форма дифференциации обучения предполагает создание для одарённых детей специальных учебных заведений. Это могут быть школы, построенные на разных видах дифференциации обучения. Например, специальные школы для детей, отобранных по уровню общей одарённости; специальные школы для талантливых детей (одарённых в какой-то определенной области).
Школ для талантливых детей значительно больше. Среди наиболее популярных учебных заведений такого рода можно назвать физико-математические школы при ведущих российских университетах, средние музыкальные школы при консерваториях, средние художественные школы при художественных вузах.
Переходная форма дифференциации обучения предполагает наличие в одной параллели классов (групп) с разным уровнем и характером обучения. Выражено это в первую очередь в особенностях, проявляемых на уровне содержания образования. В современном исполнении организационный механизм выглядит довольно просто: на одной параллели один из классов составлен из одарённых детей, в другом (чаще в нескольких) дети со средним уровнем развития и в третьем – отстающие (по разным причинам).
При такой модели легче исправлять ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Переход из одного класса в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, из школы для одарённых в обычную школу и тем более наоборот.
Элективная форма дифференциации обучения предполагает обучение одарённых детей совместно с их «нормальными» сверстниками, не выделяя их в особый класс и не создавая для них особой школы.
Один из вариантов реализации данной формы – неградуированные школы. Обучение в них организованно не привязано к учебным годам. Ориентиром служит не переход из класса в класс, а только процесс освоения содержания учебного материала. Можно изучить за год то, на что другие тратят многие годы, и наоборот, несколько лет осваивать то, на что одарённому требуется несколько месяцев. Ещё одна особенность школ такого рода – все они нуждаются в дополнительных внешкольных мероприятиях и даже организациях.
И всё-таки, развитие сети специализированных школ и классов не может рассматриваться как основное направление в работе с одарёнными детьми. Поскольку, во-первых, пока нет достоверных способов отбора одарённых детей (обычно вместо отбора по способностям идёт отбор по уровню подготовленности), и, во-вторых, развитие разных детей происходит неодинаковыми путями и в разном темпе. Возможно, ребёнок, удивляющий своими способностями в начале обучения, в средних классах станет самым обычным, не выделяющимся среди сверстников. В то же время у части детей в подростковом и даже юношеском возрасте может обнаруживаться значительный подъём способностей.
Главный акцент должен быть сделан на работу с одарёнными детьми в обычной школе, при этом должны быть предусмотрены более гибкий переход из класса в класс, введение факультативов, спецкурсов, индивидуальные программы занятий и т.п. Основным направлением в этой работе должна стать индивидуализация обучения и воспитания.
Систематические занятия в кружке или на факультативе, где ребята проводят свои первые исследования, опыты, выступают с докладами и рефератами, защищают свои проекты, «наработки», способствуют удовлетворению интересов, развитию дарований. Хороший стимул – участие в научно-практических конференциях и олимпиадах. Высокие результаты, которых некоторые школьники при этом достигают, говорят о том, что развивать способности можно и нужно.
Проблема развития творческих способностей учащихся не нова и для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного минимума, а не на развитие их мышления. Большую часть времени на уроке учитель отдает «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров.
И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, но уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует.
Одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Но если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал.
Почти за 20 лет работы в обычной общеобразовательной школе, я не помню класса, где не было бы своих «звездочек», детей которые ярко выделяются своими способностями, своим интересом к математике. А, порой, бывает и так, учитель начальной школы характеризует ребенка, как наиболее одаренного в классе, но более склонного к гуманитарным наукам. Но проходит время, и систематическая работа дает свой результат, и вот уже этот гуманитарий – участвует в олимпиадах школьников по математике.
Однако, главное это не успехи в олимпиадах и других различных конкурсах, главное в том, что увлечение математикой в школьные годы развивает мышление и потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Каждый человек индивидуален, неповторим. Неодаренных людей нет. Есть личности, не раскрывшие свои способности. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых.
Задача педагога состоит в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения:
- Систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
- Стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
- Учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;
- Находить новые, оригинальные подходы, красивые решения. Чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так как раньше – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.
Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача нашей школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием меж предметных связей); занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся (лекции, рефераты). В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится. Совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации (все учителя периодически их посещают с последующим отчетом о прослушанном), МО.
Рост учителя идет и через самообразование. У каждого педагога есть индивидуальная тема, над которой он работает: развитее навыков самостоятельной работы, Очевидно, процесс познания является более продуктивным, если в нем участвуют, прежде всего, ученики, а не учитель. И радостно смотреть на то, как ученики получают наслаждение, доставленное им решением нестандартных задач.
Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия по математике, предметные международные конкурсы, проводимые в нашей школе, помогают одаренным детям тоже проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется с первой ступени обучения.
В 2008 году два ученика 6 класса приняли участие в областной викторине по математике «Математическая карусель». Сарбаев Вадим получил грамоту за участие, а Мозалов Павел – диплом третьей степени.
В начале 80-ых годов Питер Холлеран, профессор математики из Сиднея, организовал новый тип игры-конкурса для австралийских школьников в виде вопросника с выбором данных ответов. Работы проверял компьютер. Игра прошла с огромным успехом. В1991 году эта игра была проведена впервые во Франции. В честь австралийских друзей французы назвали ее «Кенгуру».
Сейчас 21 европейская страна входит в ассоциацию «Кенгуру без границ».
У нас в школе есть победители международного конкурса «Кенгуру» по району: Мажаев Миша (5 кл.), Чузов С.(5 кл.), Мозалов Павел (6 кл.), Рыжева Настя (7 кл.), Камардин Дима (8 кл.), Абдулвалеев Ринат (9 кл.), причём, Мажаев Миша занял 2 место в регионе, Чузов С.-3 место, а Мозалов Павел -14. Принимали участие в конкурсе «Кенгуру выпускникам». В этом году в «Кенгуру» приняли участие 13 человек.
Ежегодно в школе проводится неделя математики. В рамках недели проводится школьная олимпиада. По её итогам определяются участники районной олимпиады. В этом году в ней принял участие ученик 10 класса Абдулвалеев Ринат, где стал победителем. Он же принял участие в областной олимпиаде.
21 февраля в городе Оренбурге прошла научно-практическая конференция «Наше будущее – наука 21 века». Ученик 10 класса Абдулвалеев Ринат выступал с защитой реферата по теме «Правильные многогранники». В секции математики было 28 участников, большинство из специализированных школ. Ринат получил диплом третьей степени. Над рефератом велась работа в течении 2-х месяцев, был приготовлен доклад для выступления и презентация.
Основные формы поддержки и работы с одаренными детьми | |
Работа МО учителей математики Притокской СОШ с одарёнными детьми | - комплексная работа по изучению личности детей (интеллектуальный уровень, актуальная и потенциальная одаренность, межличностные отношения, исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе, раннее развитие одаренного ребенка, личностных особенностей детей, успешности обучения ребенка в школе, его творческого потенциала); - работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.)); - предметные олимпиады, конкурсы; - выставки детского творчества; - научно-практические конференции; - система факультативных и кружковых занятий; - участие в региональных конкурсах, конференциях; - участие в областных предметных олимпиадах; - вручение подарков победителям школьных, районных, областных олимпиад; - выпуск газет; |
Те учащиеся, которые выбирают математику как профилирующий предмет, практически 100% поступают в вузы на избранные специальности по результатам ЕГЭ. Учась в институтах, они показывают хорошие знания. Наша школа – одна из самых активных участников всех районных интеллектуальных конкурсов. Только так ребята из малокомплектной школы могут себя проявить. Традиции сильны, успехи есть, работа продолжается. На основе работы нашей школы в этом направлении можно сделать вывод о том, что, выстраивая систему поддержки одаренных детей, мы более ориентированы на использование традиционных, проверенных направлений и форм работы.
Инновационные подходы в практике работы с одаренными детьми:
Отмечаемые на сегодняшний день изменения в системе образования современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды.
Интерес к изучению проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей с каждым годом усиливается. Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.
Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Эти дети могут учиться автономно, в том числе и при поддержке опытного ментора. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.
В частности, большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в Интернет-олимпиадах, телекоммуникационных проектах. Использование технологий Интернет сделало возможным построение сетевых образовательных программ для школьников, в которых информационные и телекоммуникационные технологии выступают как инновационные интерактивные средства обучения.
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики. Помимо овладения навыками и знаниями по предмету, учебными целями в дистанционном обучении являются формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.
Использование телекоммуникаций дает уникальную возможность привлечь к разработке, научному руководству исследовательскими проектами и консультациям лучших специалистов из научно-исследовательских и академических институтов из любого уголка России. Благодаря этому, телекоммуникационные образовательные проекты могут сочетать в себе качественное предметное наполнение и возможность оперативного общения с опытными экспертами через современные средства обмена информацией (телекоммуникации). Такая традиционная форма образовательной деятельности, как предметная олимпиада, обрела в формате телекоммуникационного проекта инновационное звучание.
Телекоммуникационные образовательные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствуют их самостоятельной работе. Это, прежде всего, обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и личных целей. Проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Важной стороной является то, что телекоммуникационные проекты по сути своей всегда межпредметны: решение проблемы, которая заложена в каком либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.
Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п.
Одаренный человек – это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже идти не только о построении обучении на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, ментором, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.
Менторство как форма работы с одаренными детьми
В нашей стране эта форма известна мало. Индивидуальный руководитель, наставник, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка — явление довольно редкое. В некоторых школах можно встретить работников, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником, что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма работы не используется целенаправленно. Эту индивидуальную форму работы называют менторством. Менторство – это специфические отношения, складывающиеся между психологом и одаренным ребенком, с которым они занимаются. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. В менторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика. К плюсам менторства относится и то, что это не дорогая форма работы, ее можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях. Все эти достоинства делают использование менторства весьма желательным.
В рамках направления «Одарённые дети» в регионе:
Проводится анализ федеральной и разработка региональной нормативно – правовой базы, отвечающей современным задачам. Развивается сеть образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (создаются экспериментальные площадки, специализированные центры в регионах, привлекаются ВУЗы). Предпринимаются усилия по выстраиванию системы мероприятий по выявлению и развитию одаренных детей на региональном уровне, развиваются инновационные формы работы.
Разработаны системы мер по поддержке одаренных детей (утверждение стипендиатов из числа одаренных детей на региональном уровне, формы морального и материального поощрения учащихся и педагогов).
Разрабатываются формы организации работы по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Формируются методические библиотеки по проблемам развития детской одаренности, в том числе на уровне учреждений.
Ключевыми проблемами в работе с одаренными детьми являются:
1.Материально-технические, обусловленные потребностями материально-технического обеспечения образовательных учреждений для работы с одаренными детьми;
2.Научно-методические, связанные с большим количеством теоретических подходов и методов, необходимостью обеспечения вариативности образования и обусловленные разнообразием видов одаренности;
3.Психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического и технологического обеспечения практической работы с одаренными детьми;
4.Организационные, связанные с формированием общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий федеральных и региональных программ;
5.Кадровые, обусловленные потребностями профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одарёнными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики
Педагогический проект на аттестацию...
Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...
Работа с одарёнными детьми (доклад на РМО)
В докладе отражены основные моменты работы с одарёнными детьми....
Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».
Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Доклад""Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"
Доклад на тему"Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"....
Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках математики
Подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большой подготовки от учителя к каждому уроку, умение организовать проблемные ситуации, активизирующие умственную деятель...
Комментарии
Приметой последнего времени
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.