Опыт работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечению их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Опыт работы на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Евсеева Людмила Васильевна, воспитатель группы кратковременного пребывания МБОУ Мучкапской СОШ
Р.П.Мучкапский
2018 год
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
1.Информация об опыте...............................................................................стр.3
2.Условия возникновения и становления опыта..............................................................................стр.4-6
3.Актуальность и перспективность опыта.............................................................................стр.6-8
4.Ведущая педагогическая идея................................................................................стр.8-9
5.Цель и задачи опыта...............................................стр.9-12
6.Теоретическая база опыта............................................................................стр.12
7.Новизна опыта.........................................................стр.12-13
8.Технология опыта...................................................стр.13-20
9. Этапы накопления и становления опыта.............................................................................стр.20-21
10.Результативность опыта.............................................................................стр.21-22
11.Литература……………………………………… стр.23
12.Приложения...........................................................стр.23-37
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.Информация об опыте
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечению их эмоционального благополучия.
Что такое здоровье?
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». «Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (Казначеев В.П.).
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Сухомлинский.)
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем огромную ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы.
Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников, а также рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
2.Условия возникновения и становления опыта.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества.
Опыт работы над темой: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » сложился постепенно.
В основу моего опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушиной, направляющей педагога на формирование у ребёнка к своему личному здоровью, ответственности за себя; в программе «Безопасность» авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, где рассматриваются проблемы безопасного существования, от которых зависит здоровье детей.
Собранный материал по внедрению в образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий я систематизировала в опыт работы, поставив перед собой ряд задач:
2.1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе в процессе режимных моментов;
2.2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни при непосредственно образовательной деятельности,
2.3. Использование здровьсберегающих технологий при организации самостоятельной деятельности детей.
2.4. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Для успешного выполнения этих задач разработала программу по сохранению и физического и психического здоровья детей «Я-дошкольник!», ряд мероприятий с детьми и родителями, картотеку игр и упражнений различных форм двигательной активности.
На личном сайте разместила рекомендации родителям по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
3.Актуальность и перспективность опыта.
Здоровье детей и подростков - приоритетное направление государственной политики в сфере образования, его сохранение и укрепление - главная стратегическая задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации", Федеральные государственные стандарты дошкольного образования ( далее - ФГОС ДО и др.)
В ФГОС ДО поставлены задачи :
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что моя сегодняшняя задача как воспитателя-помочь воспитанникам сохранить и укрепить свое здоровье. В процессе работы я пришла в твердому убеждению в том, что забота об укреплении здоровья (физического и психического) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений.
Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Дети, с которыми мне приходилось работать, имеют различные группы здоровья, у отдельных отмечены паталогии развития. Проанализировав ситуацию, я выявила противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в практике моей работы целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми. Перед собой я поставила следующие вопросы:
1.Как укрепить и сохранить здоровье детей?
2.Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
3. Как развивать интерес дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни?
4. Как сделать привлекательной образовательную деятельность по физической культуре для всех детей?
5.Как достичь в совместной деятельности с детьми оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
4.Ведущая педагогическая идея опыта.
В поисках ответов на вышеперечисленные вопросы, я обратилась к опыту своих коллег, изучила имеющиеся научно-методические рекомендации и пришла к выводу, что одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслима педагогическая деятельность современного детского сада и здоровьесберегающая деятельность должна проходить через всю образовательную деятельность и главная цель этой деятельности-
формированиие осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Какой смысл вложен в термин " здоровьесберегающие технологии?".
В научной литературе дается следующее определение понятия «здоровьесберегающие технологии»:
“здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей”.
Поэтому, главное в моей работе по здоровьесбережению-помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
Современные здоровьесохраняющие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.
В своей работе по здоровьесбережению придерживаюсь следующих принципов:
а) принципа научности-
подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
б) принципа комплексности и интегративности-
решение оздоровительных задач в течение всей воспитательно-образовательной деятельности;
в)принцип адресованности и преемственности-
поддержание связей с узкими специалистами дошкольного учреждения, медицинским работником, родителями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья детей;
г) принципа результативности и гарантированности -
реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
5.Цели и задачи опыта.
Цель опыта: Систематизация используемых в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста образовательных технологий, дающих положительные результаты в здоровьесберегающей деятельности.
Задачи моего опыта:
- оздоровительные;
- воспитательные;
- образовательные.
Их решение направлено на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду считаю формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Моя главная цель - привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за собственное здоровье.
Моя главная задача как воспитателя - обеспечить условия для физического и психологического благополучия детей в группе, сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
1.Оздоровительные мероприятия:
- охрана и укрепление здоровья детей: гимнастика пробуждения; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения; упражнения для профилактики сколиоза; на развитие мышц рук; массаж " волшебных точек уха"; самомассаж; пальчиковая гимнастика;
- развитие движений: подвижные игры " Успей поймать"; " Зайчата"; " Найди себе пару"; " Попади в ворота"; " Вдоль дорожки"; " Точно в цель".
2.Воспитательная деятельность:
- формирование нравственно-физических навыков: обсуждение пословицы " Ешь больше, богатырем будешь"; беседа-рассуждение " Сидим правильно"; ситуативный разговор о соблюдении режима дня"; игровые ситуации "Моя подружка-зубная щетка"; воспитание культуры поведения во время приема пищи " Мы едим" ;
- формирование потребности в физическом совершенстве: беседа " Расскажи незнайке, зачем сидеть прямо"; практические упражнения " Сяду ровненько за стол"; упражнения на развитие мышц пресса "Снова мы на спинку ляжем", беседа " Как сохранить зубы здоровыми?" и т.д.
3.Образовательная деятельность:
- формирование двигательных умений и навыков; индивидуальная работа по развитию основных движений: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; подскоки с ножки на ножку и др.
- развитие физических качеств: метание предметов на дальность, ходьба между линиями ( расстояние 10-15 см), бросание мяча вверх, о землю и ловля его руками; подвижные игры " Кто дальше кинет?"
- получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья: беседы: " Здоровая пища"; "Что ест человек?"; "Поему могут заболеть зубы?"; игра " Назови предметы личной гигиены"; упражнение " Посмотри на себя в зеркало".
6.Теоретическая база опыта.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;
- Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»;
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»;
- Рекомендации Института возрастной физиологии РАО, НИИ педиатрии РАО;
- СаНПины;
- Собственный опыт практической работы с детьми дошкольного возраста.
7.Новизна опыта.
Новизна опыта заключается:
-в реализации инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности;
-в использовании ИКТ в работе с родителями воспитанников;
-в использовании валеологических приемов для мотивации детей и родителей к здоровому образу жизни.
8.Технология опыта.
Для реализации поставленных в разделе "Цели и задачи опыта" задач мною была составлена программа работы по данной проблеме, включающая план совместных мероприятий с педагогом-психологом, медицинским работником, план сотрудничества с родителями.
Свою работу по здоровьесбережению я выстроила следующим образом:
-познакомилась с научными данными о физиологических и психологических особенностях детей младшего и среднего дошкольного возраста;
-провела беседы с родителями: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня дошкольника» и др.
- разработала рекомендации для родителей и разместила их на личном сайте.
Собранная информация позволила мне создать первое представление о состоянии здоровья детей, определить причины, влияющие на ухудшение их здоровья детей во время пребывания в группе и дома и разработать систему профилактических мер по охране и укреплению здоровья:
-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесберегающие образовательные технологии;
-валеологическое просвещение родителей.
В своей работе я использую разнообразный комплекс оздоровительных мероприятий, реализуемых в ходе:
-образовательной деятельности в режимных моментах;
-непосредственно образовательной деятельности, направленных:
1.На комфортное пребывание ребенка в группе:
- соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;
- ношение облегченной одежды внутри учреждения;
- проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна;
2.На проведение оздоровительных процедур:
- дыхательная гимнастика;
- закаливающие процедуры (согласно возрасту детей);
- занятия, прогулки, походы;
- правильная организация прогулок и их длительность;
- соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями);
- самомассаж;
- физкультурные занятия;
- использование народных средств (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций;
Имеется информация в родительском уголке, оформлены папки-передвижки, проводятся устные консультации, размещена информация на сайте.
Организация двигательной активности детей:
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится с учётом структуры двигательного режима для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия, которые проводятся два раза в неделю.
Работа по физическому воспитанию строится на основе мониторинга, результаты которого используются для совместного планирования работы с детьми по их дальнейшему физическому развитию.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды.
В группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Большое внимание уделяю организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе, на спортивной площадке.
Работа с родителями:
Работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.
Использую такие формы сотрудничества, как: консультация для родителей:
«Режим дня и его значение», родительское собрание " Спорт в моей семье",
«Любимая спортивная игра в нашей семье». На информационном стенде размещаю материалы для родителей: «Советы родителям по закаливанию ребенка», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., оформляю фотовыставки «Малыши - крепыши», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Наши достижения» и др.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, размещения информации на личном сайте «Адаптация детей к дошкольному учреждению». Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Созданная мной система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.
Итоги мониторингов физического развития за 2015-2018 годы:
Год | нормативное развитие | Выявлены проблемы в развитии | Несоответствие развития возрасту | Средний балл | ||||
сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | |
2015-2016 год | 17,6 | 61,5 | 63,8 | 34,4 | 9.0 | 4,1 | 2,9 | 3,9 |
2016-2017 год | 62 | 71 | 38 | 29 | - | - | 3,7 | 4,5 |
2017-2018 год | 36 | 83 | 50 | 17 | 14 | - | 3,7 | 4.4 |
В своей работе по здоровьсбережению использую инновационные технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- коррекционные технологии;
- Технологии просвещения родителей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Из технологий сохранения и укрепления здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста использую:
Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления, включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех детей. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Использую элементы спортивных игр.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста.
Коррекционные технологии.
Сказкотерапия – по 15 —20 мин. Использую для психологической и развивающей работы.
Технологии просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в домашних условиях, в информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мною разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- спортивные праздники,
- беседы,
- нетрадиционные формы работы с родителями,
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников: сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
С этой целью организую проведение бесед о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.
9.Этапы накопления и систематизации опыта.
1. Организационный.
2. Теоретической и практической подготовки.
3. Накопления фактического материала.
4. Обработки фактического материала (обобщение).
5.Внедренческий.
6. Оценки изученного опыта и принятия решений.
7. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта
10.Результативность опыта.
В результате опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности были решены следующие задачи:
1.Образовательные:
У детей сформированы устойчивых мотивы самовоспитания, они получили знания и навыки в соблюдении личной гигиены, режима дня, режима закаливания основ правильного и рационального питания, профилактики заболеваний и др.
2.Воспитательные:
У детей сформировано нравственное сознание и поведение, волевые качества, трудолюбие, приобретены полезные привычки.
3.Оздоровительные:
По результатам проводимых мониторингов отмечается рост уровня здоровья и физического развития.
- Число детей с нормативным вариантом развития увеличилось с 17.6% до 83%;
- Число детей, имеющих проблемы в развитии, снизилось с 63,8% до 17% ;
- В целом, оценка физического развития в баллах выросла с 2.9 до 4.4 .
- По результатам ежегодных медицинских осмотров отмечается снижение уровня утомляемости, тревожности, заболеваемости.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий физкультурного развлечения для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Зайки на прогулке».
Ничего лишнего, все рядком. Думаю и вам пригодится, и деткам понравится....
Конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ младшего и среднего дошкольного возраста "Ручеек"
Интегрированное занятие рекомендуется проводить двумя специалистами одновременно: учитель-логопед работает над развитием речи и коммуникативных навыков, педагог-психолог - над формирова...
Формирование праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Одним из первых звеньев в общей системе современного образования является – дошкольное. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком, что является для него одним из самых важных...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ .
ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задачМетоды ...
Сценарий зимнего развлечения "Здравствуй, гостья-зима!" для младшего и среднего дошкольного возраста.
Сценарий зимнего развлечения...
конспект Зимние спортивное развлечение «Веселые старты» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Сценарий Зимние спортивное развлечение «Веселые старты» для детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Сценарий праздника для детей младшего и среднего дошкольного возраста "Подарок к 8 марта"
Праздник для детей младших ли средних групп.Шлавный герой - Кот,который пришел на праздник и забыл подарок для мамы.В сценарии используется оркестр трещеток, песни, танец с яркими ленточками, игры &qu...