Конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ младшего и среднего дошкольного возраста "Ручеек"
план-конспект на тему

Мохирева Елена Анатольевна

Интегрированное занятие рекомендуется проводить двумя специалистами одновременно: учитель-логопед работает над развитием речи и коммуникативных навыков, педагог-психолог - над формированием навыка конструктивного возаимодействия в игровой деятельности и сенсомоторным развитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mohireva_ea.docx202.61 КБ

Предварительный просмотр:

         

C:\Users\Ёжичка\Desktop\Документы\2014-2015\фото ладушки 14\DSC00980.JPG

 Интегрированное занятие в группе для детей с ОВЗ

Ранний и младший дошкольный возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее физическое, психическое, социально-эмоциональное, личностное развитие человека.  Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малыша. Диагностическим признаком возможных отклонений может служить как задержка речевого развития, так и недостаточность эмоциональной сферы.

       Контингент детско-родительской группы составляют дети от 2 до 4  лет (и старще, если уровень развития ребенка значительно значительно ниже его паспортного возраста), поэтому логопедическое заключение детей может варьироваться: задержка речевого развития (ЗРР), ОНР I-II уровня, НРСХ (нарушения речи системного характера и тд).

Нередко под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат, недостаточная родительская компетентность и др.) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза. В связи с этим перед педагогами и родителями встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, понимать чувства других людей, то есть стать социально-эмоционально компетентными. 

         Коррекционная детско-родительская группа создавалась для того, чтобы регулярные занятия в детско-родительской группе помогали взрослым занять более активную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ первых лет жизни. В процессе совместных занятий со своими детьми взрослые повышают свою родительскую компетентность по вопросам речевого и психофизического развития ребенка, получают эмоциональную удовлетворенность от общения со своим малышом. В свою очередь, у детей возникает и формируется опыт отношений со сверстниками. В общении не только со взрослыми, но и с равными по возрасту партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других детей, педагогов, понимать и стремиться быть понятым, то есть возникает потребность в общении посредством речи.

Занятия рекомендуется проводить одновременно двумя специалистами: учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Тема занятия: Ручеек

Цель: актуализация активного и пассивного словаря по теме «Весна — сезонные изменения в природе»; развитие навыков взаимодействия взрослого и ребенка.

Задачи: закрепление навыка ритмической организации речи и движения, формирование речевого выдоха; развитие крупной и мелкой моторики

Оборудование

Фонограммы песен Е.Железновой (диски №№ 4, 22, 32,33, 37) металлический колокольчик, обруч с лентами, большой платок, голубая блестящая ткань длиной 5 м, бумага А3 для акварели, гуашь, кисточки, разноцветные синтетические салфетки, клей ПВА, тактильная дорожка, тактильные кочки, декорации и персонажи для сказки.

Содержание занятия

Организующая игра с колокольчиком

Хоровод, хоровод,                                                     все встают в круг

Собирайся, народ!

Игра-приветствие

Педагог, родители и дети берутся за руки и здороваются

Здравствуйте все, здравствуй все,

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все.

(держась за руки, здороваемся хором с усилением голоса)

Хороводные игры

Коммуникативная речевая игра «Солнышко за тучей» (народная потешка)

Солнышко, солнышко, ты не спи за тучей,

Солнышко, солнышко, покажись нам лучше.

Из-за тучи появись. Нам скорее улыбнись.

По тебе мы все скучаем. Все тебя мы поджидаем.

Повторяем дважды, ритмично хлопая в ладоши

Педагог достает обруч с лентами — символ Солнца. Дети и мамы берут по одной ленте-лучику и идут по кругу.

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди,

Нам в поля бежать, нам весну встречать.

Солнышко поскорей, нас ребяток обогрей.

Гори, гори ярче — лето будет жарче!

Педагог: Ребята, сегодня мы все вмести отправимся в путешествие по волшебному весеннему лесу.

Игра на развитие общего речевого и двигательного подражания

«Маму за руку берем»

Можно использовать тактильные дорожки.

Маму за руку берем,                              дети и мамы, держась за руки, идут по кругу

И гулять мы с ней пойдем.

По солнышку, по солнышку,

Дорожкой луговой,

Идем по мягкой травушке

Весеннею тропой.

Побежали по дорожке,                       темп движения ускоряется

Побежали наши ножки.

Бежали, бежали.

До ручейка добежали. СТОП!

Игра на координацию движений «Ножки»

Нарядили ножки  в новые сапожки.                      дети поочередно выставляют ноги вперед

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.                   активная ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,         прыжки на месте 

В грязь не заходите, сапожки не порвите.                активная ходьба на месте

А.Рождественская

Игра на соблюдение правил «Ручей»

      Педагог из синей ткани выкладывает змейку «ручеек», дети и родители по очереди, перепрыгивают через него, соблюдая заданное направление движения

Вот ручей на пути,

Его не просто обойти.

Выход мы всегда найдем,

Перепрыгнем и пойдем.

И. Тимошенко

 

Игра по правилам «Ручеек» (с музыкальным сопровождением)

Маму за руку возьмем,

В ручеек играть пойдем.

Звучит фонограмма песни «Топ-топ, топает малыш» (Слова: Лев Маграчёв (Алексей Ольгин) Музыка: Станислав Пожлаков) . Дети с мамами стоят парами друг за другом, держатся за руки.  Поднимая руки как можно выше, формируют арку — ручеек. Первая пара проходит под поднятые руки остальных, затем вторая пара и так все по очереди.

Игры на ковре

Педагог: Вот какой у вас ручеек, можно и на лодочке покататься.

Музыкальная ритмическая игра «В лодке»

Е. Железнова С. Железнов «Музыка с мамой»; диск № 28

Игра на снятие эмоционального напряжения  «Кораблик».

     Ребенок  садится в центр круга, остальные держат над ним большой платок, плавно поднимая и опуская его, накрывают ребенка. На пенек садятся все желающие дети по очереди.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах.

На раздутых парусах.

Ветер по морю гуляет,

Ветер парус раздувает,

Парус Катю накрывает.

По мотивам «Сказки и царе Салтане» А.С.Пушкина

Коммуникативная игра «Платочки»

Е. Железнова, С. Железнов «Музыка с мамой»; диск №32

Пальчиковая игра  «Лодочка»

Мы на лодочке катались

Но в ладошку не поймались!

Мама делает из ладошки лодочку, ребенок свой указательный пальчик ставит в лодочку, но так, чтобы она не закрылась. Цель игры  - не быть пойманным. Потом мама и ребенок меняются ролями.

(Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова. Интегративные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс» 2011. Стр.66)

Игровой массаж

     Дети садятся или ложатся на подушки, лежащие на ковре по кругу.

Массажные игры проводятся дважды, по возможности мамы и дети меняются местами и ролями (дети самостоятельно проводят игровой массаж мамам)

«Мостик» 

Е. Железнова С. Железнов «Музыка с мамой»; диск № 33

«Божья коровка»

Е. Железнова. С. Железнов «Музыка с мамой»; диск № 37

Организующая коммуникативная игра «Пузырь»

Е. Железнова С. Железнов «Музыка с мамой»; диск № 22

Игра на снятие эмоционального напряжения «Пузырики»

Е. Железнова С. Железнов «Музыка с мамой»; диск № 32

Продуктивная деятельность

Лепка из пластилина:  Мостик через речку. Развитие навыка отщипывать маленькие кусочки пластилина, раскатывать их в колбаски. Закрепление знаний о цвете и форме.

Рисование с элементами аппликации: создание картины «Весна» с помощью вырезанных из синтетических салфеток элементов.

Сказка

Дети садятся на подушки, лежащие на ковре полукругом. Мамы сидят за детьми.

Педагог:

Мы пришли в волшебный лес,                      дети выполняют движения руками по тексту

Полный сказочных чудес.

Ручками помашем, ручками попляшем.

Наши ручки – высоко, наши ручки - низко.

Наши ручки – далеко, наши ручки - близко.

Глазки закрываются, глазки открываются.

Сказка – начинается.

Сказка про ежика Витю

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост, Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила Вите лиса.

— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.

— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.

— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», — подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, — сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Хухлаева О.В

Игра-прощание

- До свиданья,  мамы!                                                      все держатся за руки, педагоги поют

- До свидания!                                                                  отвечают мамы

  • До свиданья,  детки!                                            поют педагоги
  • До свидания!                                                        дети и родители

Консультация для родителей 

Проводится в конце занятия по анализу выполнения упражнений и домашнего задания в качестве закрепления пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОУ

"НАШИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ. СРАВНЕНИЕ САДОВОЙ УЛИТКИ С АХАТИНСКОЙ УЛИТКОЙ"....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и экологии) на тему "Путешествие по временам года"

Целеполагание:1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в рег...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Правильная осанка"

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе «Зимняя сказка»

Интегрированное занятие: «Зимняя сказка», для детей подготовительного возраста с ОНР является закрепляющим по лексической теме  «Зима» и проводится в интеграции с воспитателем логопедическо...

Конспект интегрированного занятия для детей дошкольного возраста "Россия - Родина моя"

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста.  Проведение занятия на данную тему можно приурочить к паямным датам и праздникам, отмечаемым в нашей стране: День России, День Российс...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Жадность и щедрость".

Интегрированное занятие "Жадность и щедрость", формирует представления детей о щедрости и жадности как о нравственных качествах человека....