Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ .
консультация

Хрипкова Елена Викторовна

ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика  речевых  нарушений  у  детей  младшего  и  среднего  дошкольного возраста  с  использованием  методов  инновационной  технологии  ТРИЗ

Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития психики растущего организма. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.

      Малыши большую часть времени проводят в игре, через которую они знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения. Методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом (быстро и качественно) позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.      

 ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.

Практическая значимость заключается в том, что в игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление. Дети приобщаются к народной культуре.

                Своевременное формирование правильного произношения имеет важное  значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу -  для усвоения школьной программы.

      Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, когда малышей приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить слово с предметом, картинкой, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко) и т.д.

      Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Вся познавательная деятельность ребёнка младшего и среднего дошкольного  возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В формирование связной речи отчётливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими  исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.). В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребёнка и с восприятием свойств и предметов окружающего мира.

      Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных учёных, таких, как И.П. Павлов, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.      

Игры с мячом весьма популярны и оказывают положительное влияние на речь, так как развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи, регулируют силу и точность движения, формируют произвольное внимание, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ. Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

      Предлагаемые игры и упражнения, методы ТРИЗ-РТВ   могут использоваться педагогами в процессе занятий (развитие речи, математика, конструирование, музыкальное, физкультурное и др.) и в свободной игровой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в профилактических целях, а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики.

Младшая группа

     

     После двух лет основную роль в изменении психики и поведения ребёнка   играет речь и своевременное её развитие.

При умелом педагогическом воздействии речь ребёнка совершенствуется очень быстро. Если к двум годам ребёнок употребляет 300 слов, то к трём – активный словарь достигает 1000 слов, а к четырём годам – до 2000 и больше. Он начинает употреблять распространённые предложения и почти не употребляет облегчённых слов, расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, дети научаются устанавливать причину и следствие того или другого явления, понимать и сами задавать много разнообразных вопросов.

       Использование инновационной технологии ТРИЗ–РТВ позволяет педагогам обучать детей:

1.        составлению сравнений;

2.        созданию рифмованных текстов;

3.        приёмам фантазирования;

4.        умению сужать поле поиска (дихотомия);

5.        составлению рассказов по серии картинок;

6.        составлению рассказов по картине;

7.        созданию текстов сказочного содержания и т. д.

      Развитие речи ребёнка тесно связано с его знаниями об окружающей среде, жизненными представлениями, новыми впечатлениями. Благодаря речи взрослого ребёнок выделяет из множества впечатлений то, на что надо обратить внимание, способен осмыслить то, что видит. Содержание занятий по речи должно в основном повторять, углублять или дополнять то, с чем ребёнок знакомится впервые в жизни. Знакомство с окружающей средой (ориентировка в окружающем) должно идти не самотёком, от случая к случаю, а планироваться, намечаться заранее.

Занятия имеют свои специфические задачи:

1.        Расширять словарь ребёнка, учить его пользоваться всеми частями речи.

2.        Учить говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания.

3.        Учить чётко произносить слова (правильной артикуляции).

4.        Учить ребёнка вслушиваться в речь взрослого.

      С развитием речи развивается память и мышление детей. Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к самостоятельности, к совместным играм, началом которых являются развивающие, творческие, словесные, хороводные, музыкальные и подвижные игры, предлагаемые в настоящем пособии.

  Особенности    развития  речи  у  детей  младшего  и  среднего  дошкольного возраста.  

Вторая  младшая  группа  (3 – 4 лет).

Общая  моторика.

•        Развитие и укрепление мышц верхних и нижних конечностей:

- сюжетно –игровые занятия;

- подвижные игры;

- игры с мячом.

•        Развитие правильного физиологического дыхания:

     - игры и упражнения на развитие правильного дыхания.

Мелкая моторика.

•        Развитие моторики  кистей и пальчиков рук:

- массаж ладоней и пальчиков;

- игры с пальчиками.

Просодическая сторона речи.

•        Развитие речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, ритма, темпа речи:

     - пение;

     - проговаривание рифмованных текстов.

•        Развитие эмоциональной сферы детей посредством мимики, жеста:

- движение под музыку.

Сенсорное воспитание.

•        Формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и пространственных представлений:

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- форма

- размер

- цвет

- вкус и т. д.

Звукопроизношение.

•        Развитие артикуляционной моторики:

     - мимические упражнения;

     - игры на звукоподражание;

     - произнесение свистящих: С, С, З, З, Ц.

•        Развитие слухового восприятия:

- прослушивание аудиозаписи и звукоподражание объектам окружающего мира;

- игры со звучащими предметами.

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

•        Овладение речью и развитие познавательной деятельности.

•        Обогащение и активизация словаря:

- слова – предметы

- слова – действия

- слова – признаки

- слова – обобщения

•        Грамматический строй:

- умение согласовывать слова в роде, числе, лице;

- употребление предлогов (У, В, ПОД. С. ИЗ, К, ЗА, НА).

Подготовка к обучению элементам грамоты (связная речь).

•        Умение детей строить диалог, задавать и отвечать на вопросы, использовать фразовую речь.

•        Правильное произнесение звуков:

- гласных: А, У, О, И, Ы, Э;

- согласных: М, М, П, П, Б, Б, К, К, Г, Г, Х, Х, Д, Ф, В, С, С, З, З, Ц ;

- соблюдение звуконаполняемости слов;

- составление загадок, рифмованных текстов.

           

Картотека игр по развитию речи детей 3 – 4 лет.

Сенсорное воспитание.

1.        Игра «Чудесный мешочек».

Цель: формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом..

Ход: воспитатель достаёт из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как ещё можно его назвать.

Петушок – золотой гребешок.

Зайчик – побегайчик.

Лягушка – квакушка.

Лисичка – сестричка.

Коза – дереза.

Волчок – серый бочок.

Травушка – муравушка.

3.        Игра «Угадай по описанию».

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Содержание: воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь.

Правило: воспитатель описывает объект от общего к частному. Полуактивный этап.

5.        Игра «Паровозик из картинок».

Цель: научить ребёнка раскладывать серию картинок (в количестве 2 - 3 картинок) слева направо в одну линию.

Содержание: дать в руки ребёнку  серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребёнку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться. В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времён года или частей суток.

6.        Игра «Пальцы».

Цель: развивать сенсорные способности, формировать умение запоминать четверостишие, отгадывать загадки.

Ход: воспитатель просит поиграть с пальцами и говорит  стихи:

1.        Идут четыре брата

Навстречу старшему:

«Здравствуй, большак!»

«Здравствуй, Васька – указка,

Мишка – серёдка,

Гришка – сиротка,

Да крошка – Тимошка».

2.        Пять братьев

Годами равные,

Ростом разные.

Просодическая сторона речи.

1.        Игра «Угадай, кто позвал».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, сдержанность, эмоциональность.

Ход: воспитатель произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…». «Кошка поймала в саду…». «Шерсть у кошки…, коготки…».»Дождик прошёл, и из-за туч показалось …». «Дворник взял метлу, он будет …». «Пришёл почтальон, он принёс …».

 

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

4.         «Чей дом я загадал?» (линейная Да – нет)

Цель: закрепление знаний.

Содержание: на доске в ряд выложены карточки с изображением «жилищ животных». Следуя алгоритму сужения поля поиска, дети отгадывают загаданное жилище и объясняют, кто в нём живёт.

5.        Игра «Кто, где…».

Цель: развивать логическое мышление направленное на классификацию и группировку слов и понятий.

Ход: воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса?

Дети должны ответить.

- Корова - домашнее животное, а лиса? (ответы…)

- Роза – цветок, а ласточка?

- Иглой шьют, а карандашом?

- Овца даёт шерсть, а корова?

- Соловей поёт, а дятел?

- Рыба плавает, а птица?

И т.д.

     Подготовка к обучению элементам грамоты.

1.        Игра «Складные картинки».

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т. д.); воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

2.        Игра «Отгадывание загадок».

Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму.

Ход: воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.

1.        Летом в болоте

Вы её найдёте,

Зелёная квакушка.

Кто это? ... (лягушка).

2.        Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).  

3.        Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? … (петушок).

3.        Игра «Составление загадок».

Цель: создание условий для самостоятельного составления загадок детьми.

Содержание: используется опорная таблица.

Какой?        Что такое же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. ПР: Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы).

Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

Какой он по форме, размеру? – Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

 

4.        Игра «Кто кем становится?

Цель: Осознание детьми системных связей.

Содержание: воспитатель предлагает разрозненные картинки (яички, гусенички, личинки, куколки, бабочки, жуки) и предлагает выложить линию превращения, т. е. линию жизни бабочки, жука.

5.        Игра «Кто кем становится?».

Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель читает стихотворения А. Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки», «Самовар»), а дети договаривают слова.

Жил – был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал …(конём).

Бык – могучий великан,

В детстве был … (телёнком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким … (ягнёнком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … (котёнком).

А отважный петушок –

Крохотным … (цыплёнком).

Из маленьких утят

Вырастают … (утки).

Специально для ребят,

Тех, кто любит … (шутки).

7.        Игра «Доскажи словечко».

Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.

Ход: воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.

1.        Зайка звонко барабанит.

Он серьёзным делом … (занят).

2.        Первым просыпается пастух,

Раньше пастуха встаёт … (петух).

3.        Ёжик - сторож теремка –

Злой лисе намял … (бока).

4.        Снеговик – «морковный нос» -

Ёлку нам домой … (принёс).

5.        Карлсон съел большой пирог

И взлетел под … (потолок).

     6. Хоть зубаст, но очень добр,

         Он речной строитель …(бобр)

     7.  В тишине морских глубин

Смело плавает … (дельфин).

8.        Игра «Теремок».

9.        Игра «Что такое же?».

Цель: учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определённого свойства. Развивать внимание.

Ход: дети сидят, воспитатель говорит слово «круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые объекты и назвать их. И т. д.

Круглое – яблоко, мяч, пуговица …

Лёгкое - …

Белое - …

Высокое - …

Прозрачное - …

Библиографический список

1.        Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей –Горький.:1962

2.        Афанасьева Н.С. Сборник методических материалов МДОУ № 242 «Садко» / Под редакцией Сидорчук Т.А. – Ульяновск, 2004.

3.        Белая А., Мирясова В. Пальчиковые игры для развития речи

     дошкольников – М.: 2002.

4.        Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: 1974.

5.        Борякова Н., Соболева А., Ткачева В.  Практикум по коррекционно - развивающим занятиям – М.: 1994.

6.        Буденная Т. Логопедическая гимнастика – СПб.: 1999.

7.        Волкова Г. Логопедическая ритмика – М.: 2002.

8.        Волкова Л.С. Логопедия – М.: Просвещение: Владос, 1995.

9.        Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь – СПб.: 2001.

10.        Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка – М.: Терра, 1995.

11.        Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: 1994.

12.         «Искорка» творчества. Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Сидорчук Т.А.–Ульяновск 2006.

13.        Катаева А., Стребелева Е. Дидактические игры и упражнения – М.: 1993.

14.        Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Издательский центр Академия, 2000.

15.        Коноваленко В., Коноваленко С. Артикуляционная и пальчиковая    

                       гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения – М.: 2003.

16.        Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение) – СПб.: 1997.

17.        Пикулева Н. Игры с пальчиками. Балашиха.: 2001.

18.        Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: 1994.

19.         Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим…  Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

20.        Синицына Е. Умные пальчики. – М.: 1998.

21.        Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: 1991

22.        Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей   дошкольного возраста. – М.: 1984.

23.        Филичева Т., Тумакова Т. Совершенствование связной речи. – М.: 1994.

24.        Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб.: 1998.

25.        Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. – М.: Терра, 1997.

26.        Медицинский словарь (OXFORD). – М.: Вече, АСТ, 1999.

27.        Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. /Сост. Абрамов Н. – М.: Терра, 1996.

28.        Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под ред. Селивёрстова В.И. М.: Владос, 1997.

29.        Словарь иностранных слов. – М.: Сирин, 1996.