Практико-ориентированный подход в процессе обучения физике
статья по физике

Андреева Ольга Владимировна

В статье обращается внимание на важность практико-ориентированного подхода в процессе обучения физике для формирования целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный подход в процессе обучения физике

                                                                                Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу

                                                                                запомнить,  вовлекай меня - и я научусь.

                                                                                                                                            Бенджамин Франклин

Одной из целей  школьного образования является формирование целостной картины мира у выпускников. Таким миропониманием должен обладать каждый образованный человек вне зависимости от его дальнейшей профессиональной деятельности. Практико-ориентированный подход в обучении физике способствует реализации этой цели.

Важную роль, на мой взгляд, при этом играет создание проблемной ситуации на уроке. Умственный поиск при минимальных временных затратах позволяет активизировать творческий потенциал учеников, настраивать на изучение нового материала. Фактически  на каждом уроке физики проблемная ситуация связана с жизнью.

При изучении курса физики я обращаю внимание школьников на исторические этапы развития науки, трудности, противоречия, победы учёных, вклад учёных-физиков в развитие других наук, в формирование научного мировоззрения.

Физика как никакая другая наука предоставляет возможность приводить и обсуждать  огромное количество примеров природных явлений, быта, производства, культуры и искусства при изучении нового материала. Любое физическое явление можно проиллюстрировать не только словесными примерами, но и отрывками из литературных произведений, фрагментов полотен художников. Огромное количество интересных видеосюжетов представлено на страницах интернета. Уроки – дискуссии, проводимые по материалам различных видеофрагментов, анимаций способствуют повышению мотивации  изучения предмета. Некоторые школьники сами снимают видео, иллюстрирующие различные физические процессы.

Предпрофильная подготовка по предметам естественнонаучного цикла начинается в нашей школе в рамках летнего оздоровительного лагеря для одарённых детей «Робинзоны» для обучающихся 4 – 5 классов. Программа  обучения разбита на четыре модуля: «Тайны физических величин и явлений», «Удивительный мир камня», «Химия вокруг нас» и «Растения нашей местности». Каждое занятие выстраивается, прежде всего, из расчёта практической работы. Получение новых знания базируется на каждодневном опыте детей.

Важную роль в обучении физике школьников 7, 8 классов играет игровая деятельность. «Звёздный час» 7 класс, «Поле чудес» 8 класс, «Слабое звено» 9 класс, ролевые игры по разным темам, физические КВН и викторины повышают заинтересованность детей в изучении предмета.

Чтобы соединить воедино знания, почерпнутые из учебников по разным предметам, сформировать целостный взгляд на мир, понимание взаимосвязей явлений и процессов, умение переносить знания из одной отрасли в другую, я совместно с другими учителями провожу интегрированные уроки: физика-информатика: « Движение тела, брошенного под углом к горизонту», физика – биология: «Разные взоры», «Вы меня слышите?», «Диффузия», физика – география «Теплопередача», физика – химия «Великий Ломоносов», «Тепловые двигатели» и другие.

Раскрепощению мысли ребёнка, созданию на уроке атмосферы свободного творчества способствуют педагогические мастерские. Мастерские по темам: «Инерция», «Взаимодействие тел. Сила», «Виды теплопередачи», «Звук», «Оптические явления», вводное занятие элективного курса предпрофильной подготовки «Мы во Вселенной» ежегодно сопровождаются положительными рефлексивными отзывами учеников. После таких уроков всё больше ребят хотят попробовать себя в проектной деятельности.

Метод проектов  предполагает  максимально самостоятельную работу школьников, главная задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике, причём  в нестандартной  ситуации, когда решение возникшей проблемы требует творческого подхода. Таким образом, происходит формирование у обучаемых исследовательского типа мышления.

Используя методы и приёмы практико-ориентированного подхода, можно повысить познавательную активность обучаемых, сделать школьный курс физики более понятным и привлекательным для изучения, процесс обучения активным (самообучение), связать  теоретический материал с практикой, научиться  сотрудничать для достижения общего результата и делать осознанный выбор. Таким образом, ученик  получает не только фундаментальные знания, но и умение применять их на практике, а также  работать в измененных нестандартных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

Компетентностный подход к процессу обучения на уроках физики

Компетентностный подход к проведению внеклассных мероприятий по физике(в частности)...

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике....

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ...