Индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитательном процессе
статья

Познавательная деятельность воспитанников несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._rabota.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный и дифференцированный подходы

в воспитательном процессе

Методика осуществления дифференцированного подхода сводится к следующему: разным воспитанникам требуется разное время, разный объём, разные формы, методы и виды работы, чтобы овладеть материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным способом эту разницу, в сочетании с индивидуальной, групповой и фронтальной работами. Поэтому, прежде чем осуществлять дифференцированный подход, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной познавательной деятельности. Очень важно на воспитательном занятии учитывать психологические особенности подростков перед разработкой системы дидактических заданий, ориентированных на реализацию дифференциации.

          Методика составления дидактических заданий предполагает, что уровень усвоения знаний у воспитанников неодинаков:

         1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.

        При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриотрядной дифференциации процесса воспитания. Дифференцированный подход к каждой индивидуально-типологической группе подростков позволяет достигать более высокого уровня воспитанности.

Групповая форма организации воспитательной деятельности предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного отряда. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма работы - два воспитанника выполняют некоторую часть работы вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели.

Работа в парах дает воспитанникам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед отрядом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

2. Кооперативно-групповая деятельность - это форма организации деятельности в малых группах, объединенных общей целью. Выполняя часть общей для всего отряда цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения.

3. Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы групп с различными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности.

4. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего отряда.

Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными.

Индивидуальные формы, как правило, связаны с общением воспитателя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять вместе и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают одна другую.

Формы индивидуальной работы:

           1. Изготовление

– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.);

-  занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации);

-  наглядного материала, изготовленного воспитанниками в виде творческих работ к урокам и воспитательным занятиям);

           2. Специальные индивидуальные задания на воспитательном занятии, частично или полностью исключающие воспитанников из общей самостоятельной работы.

           3. Дифференцированные задания при самостоятельной работе

           4. Предупреждающие опросы.

           5. Выполнение воспитанниками заданий по индивидуальным карточкам.

           6.Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии воспитанника.

           7. Оказание помощи воспитанникам при организации и проведении воспитательного занятия.

Хотя воспитательные занятия проводятся коллективно, познавательная деятельность воспитанников несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок.

                                             Литература:

1.Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности», - М.1976г.

2.Чуракова О.В. «Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе», Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания

Курсовая работа для студентов и педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания

Курсовая работа для студентов и педагогов, работающим с детьми с нарушением зрения...

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе

Стаья на примере отдельных уроков  описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...