Педагогический проект "НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ"
проект по физкультуре (9 класс) по теме
Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobkhodimost_2013.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
Физическая культура – это обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания, цель которого – формирование физической культуры личности. Это подразумевает мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Физическая культура – это обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и др., в трудах которых оформился идеал гармоничного сочетания духовного и физического совершенства.
Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем человека.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего, молодежи, оставляет желать много лучшего. И динамика развития показателей здоровья неблагоприятная. Тем более возрастает значение физических занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создание в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Статистические данные ВОЗ за 2012 год.
- условно здоровые………….. 9,5% выпускников
- психоневрологические расстройства …61%
- пульмонологические ………………………10%
- кардиоревматологические ………………9,5%
- лор.заболевания ……………………………3,5%
- нарушения зрения ………………………до 40%
- признаки остеохондроза …..……………..60%
- нарушения осанки………………….……….90%
- повышение АД………………………..……...25%
- склеротические бляшки в сосудах……....20%
- нарушения развития стоп………………....80%
- нарушения походки………………………....70%
Группы здоровья.
- группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют;
- группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии;
- группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность;
- группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью;
- группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
Физкультурные группы здоровья.
Основная группа.
1.Учащиеся без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющие достаточную физическую подготовленность
2. Занимаются по программе физического воспитания в полном объеме.
3. Сдают контрольные нормативы (зачеты)
4. Рекомендуются занятия в одной из спортивных секций, согласно их способностей и желания
5. Участвуют в спортивных соревнованиях.
Подготовительная группа.
- Учащиеся с незначительными отклонениями в физическом развитии и слабо физически подготовленных
- Занимаются по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения
- Сдают контрольные испытания (нормативы) в щадящем режиме, которые не способствуют прогрессированию заболевания
- Не участвуют в спортивных соревнованиях
- Рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки.
Специальная группа.
- Учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера(хронические заболевания), требующих ограничения физических нагрузок.
- Необходимы занятия по особой программе с четкой регламентацией и дозировкой нагрузок
- Дети не сдают спортивные нормативы по физической культуре (зачеты), допускается лишь выполнение упражнений на технику, теоретические зачеты, не ухудшающие здоровье.
- Рекомендуются занятия лечебной физкультурой в соответствии с заболеваниями.
Здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Сущность здоровья мы осознаем и принимаем в противопоставлении: болезнь + вероятность болезни – духовное, телесное, социальное здоровье + гармоничность развития организма и психики.
Мы понимаем под термином «здоровье» системное качество организма и психики человека, определяемое комплексом физических и духовных качеств, которые являются основой долголетия, выполнения творческих планов, трудовой деятельности и воспитания детей.
СХЕМА составляющие здоровья см. слайд
Физическое – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.
Психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Духовное – система ценностей и убеждений.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, с рождения до подросткового возраста. Общеизвестно, что основными факторами, влияющими на здоровье, являются:
- Экология – 10-15%.
- Наследственность – 15-20%.
- Медицина – 10-15%.
- Образ жизни – 50-55%.
Так как ребенок большую часть времени находится в гимназии, то основное влияние на его здоровье оказывает гимназическая образовательная среда. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Исследования последних лет показали, что от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с процессом обучения. И сегодня лишь 4-6% выпускников могут считаться абсолютно здоровыми. И наша гимназия не является исключением.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных кондиций, обеспечивающих подготовку к самоопределению и самореализации.
А учитель физической культуры, руководствуясь образовательными стандартами второго поколения (2008г.), основные аспекты которых заключаются в том, что согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность. Результаты освоения содержания предмета «физическая культура» определяет те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершению обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняет двоякую функцию. Они с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержаниям, а с другой стороны устанавливают минимальное содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу. Результаты освоения программного материала по предмету физическая культура в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное» и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты, предметные результаты, личностные результаты:
в области познавательной культуры
в области нравственной культуры
в области трудовой культуры
в области эстетической культуры
в области коммуникативной культуры
в области физической культуры
Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.
Необходимость — это то, что является предпосылкой для получения искомого результата, то, без чего этот результат невозможен.
В нашем случае результатом физического воспитания учащегося является воспитание физически и нравственно здорового выпускника. Я работаю педагогом 16 лет, при этом совмещала с основной работу инструктора ЛФК (имею диплом по данной специальности). Последние 5 лет я столкнулась со следующей проблемой: учащиеся среднего и старшего звена не проявляют должной заинтересованности к занятиям, особенно это стало заметно при введении третьего урока. Тем не менее, физически развитые учащиеся, имеющие основную I группу здоровья, с желанием ходят на уроки. Учащиеся, имеющие основную II – III, подготовительную и специальную группы здоровья, без желания посещают уроки физкультуры, не имея достаточного уровня мотивации.
На основании вышеизложенного мной были выявлены следующие противоречия:
- между имеющимся недостаточным фактическим уровнем здоровья у учащихся и задачей его улучшения и сохранения в образовательном процессе (это связано с большим количеством уроков у детей);
- между необходимостью сделать образовательный процесс здоровьесберегающим и отсутствием у учащихся, педагогов и родителей достаточных для этого знаний, умений и навыков;
- между результатом и процессом физического воспитания учащихся в школе.
Для разрешения противоречий возникла необходимость разработки данного проекта, основой которого становится комплекс исследовательских, просветительских и профилактических мероприятий по формированию навыков здоровья в гимназии.
Миссия гимназии – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, то есть профилактическая. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся, в современном образовательном учреждении – педагог.
Цель – создание психолого-педагогических и социальных условий, содействующих сохранению и развитию психического, физического, духовного и социального здоровья учащихся на основе разработки цикла уроков по физической культуре по группам с использованием упражнений, направленных на развитие индивидуальных физических способностей.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи.
- Анализировать литературу по проблеме.
- Повысить уровень здоровьесберегающей компетенции, используя различные технологии.
- Выявлять уровень развития физических качеств по индивидуальным параметрам для развития физических способностей каждого ребенка.
- Разработать комплекс условий для формирования двигательных навыков учащихся.
- Определить основные пути коррекции для достижения достаточного уровня мотивации учащихся.
- Реализация программы деятельности и проверка результатов.
Гипотеза. Формирование индивидуальных физических способностей будет успешным при учете психолого-физиологических способностей, комплексного подхода и организации уроков с использованием различных форм и методов.
Участники реализации проекта. Внутри гимназии в работу вовлекаются учащиеся, классные руководители, родители, спортивный совет гимназии, физорги классов и заведующие творческими лабораториями.
Инновационность проекта.
- Составление рабочей программы по физической культуре с учетом требований стандартов второго поколения.
- Использование здоровьесберегающих технологий для самореализации учащихся и их успешной социализации.
- Использование психодиагностических методов в разработке программы деятельности и проверки результатов.
- Создание психологической комфортности при обучении физической культуре.
Механизм реализации проекта.
- Анализ специальной педагогической и психологической литературы. Разработка психодиагностических методик совместно с детским психологом.
- Повышение уровня здоровьесберегающей компетенции с помощью курсов повышения квалификации, семинаров, ликций, практикумов по здоровьесберегающей грамотности.
- Проведение мониторинга развития физических качеств учащихся с учетом их заболеваний и состояния здоровья.
- Разработка комплекса условий для формирования двигательных навыков учащихся:
- диагностика уровня состояния здоровья учащихся (медицинские данные);
- цикл уроков по физической культуре по группам с использованием упражнений, направленных на развитие индивидуальных физических способностей;
- внеклассная деятельность учащихся – школьные, районные, городские соревнования, подготовка к ним;
- индивидуальная работа с учащимися по показаниям лечебно-физической культурой;
- взаимодействие с классными руководителями и родителями с целью дифференциации и индивидуализации подхода к учащимся на занятиях физической культурой;
- занятия психолого-физиологической разгрузкой с учащимися гимназии;
- совершенствование материально-технической базы;
- разработка и внедрение паспорта здоровья учащегося.
- Исследование уровня мотивации (шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина – измеряет уровень тревожности в данный момент и личностной тревожности; методика САН – экспресс-оценка самочувствия, активности, настроения) учащихся показало наличие высокой ситуативной тревожности, низкий уровень активности и пониженный уровень настроения учащихся, имеющих различные проблемы со здоровьем. Для повышения мотивации необходимо:
- улучшение психологической атмосферы;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- использование третьего часа для проведения игровых (спортивные, подвижные игры) занятий по желанию детей.
- На результативном этапе реализации проекта планируется вторичная диагностика и мониторинг уровня сформированности здоровьесберегающих навыков и позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты эффективности работы по проекту.
- Сформированное и позитивное отношение участников образовательного процесса к здоровому образу жизни, культуре здоровья.
- Повышение сформированности у учащихся элементарных навыков здорового образа жизни.
- Повышение уровня мотивации, отсутствие тревожности, рост активности и настроения учащихся на занятиях физической культурой и спортом.
- Улучшение результатов физической подготовленности учащихся.
- Снижение заболеваемости учащихся, в том числе психосоматического характера.
- Улучшение психологического микроклимата в гимназии, повышение комфортности гимназической среды.
- Успешные выступления учащихся на спортивных соревнованиях всех уровней.
- Личностный и профессиональный рост, овладение активными методами обучения и воспитания здорового образа жизни.
Список литературы:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 23.11.2007 г.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2013 года.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.
- Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие. М. 2006 год.
- В.И.Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура 8-9 классы. Просвещение. 2009 год.
- Валеология. Физвоспитание. Спорт. Ежемесячный методико-педагогический журнал (серия статей по здоровьесбережению). 2010 год.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров УВР, классных руководителей и кураторов (публикации по здоровьесбережению). 2011 год.
- Лучшие психологические тесты. Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. Петроком. 2012 год.
- Р.С. Немов Психология образования. Том 2. М. Просвещение. 2010 год.
- Советов Е.В. Оздоровительные технологии в школе. – Пособие для учителя. М. 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к нагрузке обучающихся на уроках физической культуры
Особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям...
«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...
Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода в образовательном процессе на уроках физической культуры и на занятиях ЛФК в условиях гимназии"
Педагогический проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НА ЗАНЯТИЯХ ЛФК В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ»...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
Педагогический проект.Современный урок физической культуры в условиях реализации ФГОС.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая куль...
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...