Психолого-педагогические условия эффективного формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в сельской школе
статья

Феоктистов Алексей Петрович

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1, с. 32]. «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения включают в себя не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе – это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия эффективного формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в сельской школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1, с. 32]. «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения включают в себя не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе – это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон и др. Данные авторы урверждают, что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [1].

Существуют определённые различия в формировании УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. При поступлении в школу именно личностные УУД определяют индивидуальную готовность к школьному обучению. Затем, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и плавно переходят и во внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Одна из главных задач школьного образования и воспитания заключается в подготовке выпускника к самоопределению, которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду). Оно включает профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а и предпрофильную подготовку: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, также жизненное самоопределение – построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть отдаленное будущее, через 20-40 лет, так и на ближайшее будущее: на завершение своего образования в школе, поступление в высшее учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

Личностное определение – это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).

Одной из составляющих личностных УУД является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, чтобы пересмотреть своё отношение к учению. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения, чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней [3].

Еще одним направлением в формировании личностных УУД являются психолого-педагогические воздействия на личностную сферу младших школьников. Это формирование представлений о том, к какой гендерной группе относит себя младший школьник, о семейной роли, о социальной роли и принятии этих ролей, а также осознания этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и, если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Внутренняя позиция ученика одно из проявлений компетентности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика. Это обусловливает мотивационную составляющую формирования личностных УУД.

Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должны быть сформированы [2, с.74]:

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, ориентировка на сущностные компоненты школьной жизни и принятия образца «хорошего ученика»);
  • широкая мотивационная база учебной деятельности, которая включает в себя внешние, учебно-познавательные и социальные мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому, ранее не изученному, учебному материалу, а так же способам решения новой задачи;
  • ориентировка на понимание причин успеха в учебе, самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, различение конвенциональных и моральных норм, формирование морального сознания;
  • формирование этических чувств – стыда, вины, совести, регулирующих моральное поведение;
  • эмпатия - сопереживание, понимание чувств других;
  • установка на ЗОЖ (здоровый образ жизни);
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Исследователи отмечают, что педагог-психолог в образовательном процессе должен реализовать следующие функции:

  • обеспечивать контроль за развитием учащихся;
  • давать оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  • принимать участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
  • проводить психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  • прогнозировать социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
  • оказывать качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса [5].

Кроме того, в рамках организации психолого-педагогической работы по обеспечению формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников необходимо проводить работу не только с учениками, но и с родителями, так как необходимо соблюдать принцип единства требований, предъявляемых ученику. Можно проводить родительские собрания, на которых знакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, помочь родителям осознать их роль в развитии положительной мотивации учебной деятельности, формировании адекватной самооценки и гармоничной системы ценностных ориентаций детей. При необходимости можно проводить индивидуальные консультации с родителями.

Безусловно, при организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками важным фактором являются особенности самой школы. В нашем исследовании мы рассматривает условия сельской школы, в которых и формируется личность младшего школьника. У маленькой школы есть свои преимущества, которые надо уметь использовать при организации психолого-педагогической работы, и свои специфические проблемы, о которых педагогу-психологу также необходимо помнить.

Первый эффект, который может возникать в сельских школах, – это эффект сообщества, являющийся, возможно, самым главным и самым мощным. В таких школах намного проще создать атмосферу общей семьи, сообщества знакомый и близких людей. Ведь, если основная задача школы – научить ребят жить в гармонии с окружающим социумом, дать им определённую социальную основу для будущей жизни, то лучше всего её закладывать в кругу друзей, которые имеют общие ценности [2]. Второй вероятный и сильный эффект малых сельских школ – особые взаимоотношения с родителями и окружающим микросоциумом. В сельской школе есть больше потенциальные возможности организации содержательного диалога учителей и родителей с включением последних в жизнь школы. Сельская школа оказывается гораздо ближе, чем городская, к сообществу, которому себя относят родители ее учеников, она становится его частью, а иногда, даже, и его системообразующим компонентом. Так, школа на селе, порой, оказывается единственным фактором, удерживающим это поселение от вымирания, а часто – это основной социокультурный центр села, а в некоторых местах и основной организатор хозяйственной жизни на данной территории.

Однако есть моменты, которые упрощают работу сельского педагога-психолога – это, конечно же, небольшая наполняемость в классе. Педагог-психолог имеет возможность посвятить большое количество внимания каждой семье и, тем самым, реализовать индивидуально-личностный подход к каждому школьнику. Ему легче установливать контакт с детьми и их родителями, вовлечь их в совместные действия по воспитанию детей, организовать совместные досуговые мероприятия для родителей и детей и обеспечить психолого-педагогическое просвещение для родителей через родительские собрания, беседы, консультации. Всё это позволяет более эффективно формировать личностные УУД младших школьников в условиях благоприятной атмосферы общения и воспитания сельской школы.

Был осуществлен поиск психолого-педагогических условий эффективного формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в условиях сельской школы.  В рамках целостного педагогического процесса под психолого-педагогическими условиями понимают взаимосвязанную совокупность предпринимаемых руководителями и организаторами мер на основе осознания ими объективно существующих факторов и складывающихся обстоятельств, обеспечивающих его эффективность и результативность. В обобщенном виде нами представлена следующая их совокупность:

  1. Формирование у педагогического коллектива сельской школы системы установок на создание целенаправленного и планомерного использования потенциала психолого-педагогической деятельности для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
  2. Своевременная диагностика индивидуальных личностных показателей сформированности универсальных учебных действий (самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация).
  3. Организация развивающей психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование адекватной самооценки, мотивации учебной деятельности, системы ценностей младших школьников.
  4. Создание в группе младших школьников атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, актуализация положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 338 с.
  2. Бакурадзе А. Сельская школа и профессиональное образование: взаимодействие выгодное и для государства и для работодателей // Директор школы. 2002. – № 6. – С. 31-34.
  3. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования [Текст] / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. -С. 16-24.
  4. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М., 2010
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действите...

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии»

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии: - возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий; - практика реализации по формированию универсальн...

Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ.

Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ....

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...