Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии»
проект по технологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
по курсу обучения «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО»
Тема: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках»
Автор: учитель технологии МБОУ СОШ №26
Ногинского района, Московской области
Скоморохова Лариса Владимировна
г. Ногинск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. . 3
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ .................................................................................................... 5
2.1. Сущность универсальных учебных действий ..................................... 5
2.2. Формирование универсальных учебных действий в начальной
школе ................................................................................................................ 6
3. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ..................................................................... 9
3.1. Возможности уроков технологии для формирования
универсальных учебных действий .............................................................. 9
3.2. Практика реализации по формированию универсальных учебных
действий на уроках технологии ................................................................... 10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 15
5. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ .................................................................. 16
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................................... 17
7. ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................... 18
Приложение 1 Технологическая карта урока. Работаем с пластилином.
«Отважный цыпленок» .......................................................... 18
1. ВВЕДЕНИЕ
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Специфика урока технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель данной работы: обоснование значимости формирования универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе, которая повлекла за собой решение следующих задач:
- раскрыть теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии на основе изучении психолого-педагогической и методической литературы;
- проанализировать собственный опыт работы по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии;
- выявить значимость формирования УУД на уроках технологии;
- установить необходимость применения УУД в системе обучения и воспитания.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках технологии.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, беседа.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
2.1 Сущность универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Существует четыре вида универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебно-познавательной деятельности, проходя по ее этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
2.2 Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, виды швов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий.
1. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений;
2. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; «цепочки»; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами.
3. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки».
4. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим» и т.д.
Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
3. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:
- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);
- специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;
- рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
- широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;
- формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- развитие регулятивных действий, включая целеполагание;
- планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач);
- прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие планирующей и регулирующей функции речи;
- развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
- ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;
- ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе.
Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
- возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы);
- возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.
В частности, уроки технологии позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
На каждом этапе урока технологии возможно формирование всех видов универсальных учебных действий.
Таким образом, специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.
3.2 Практика реализации по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии
В своей работе мы делаем упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках технологии предлагаем следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; дневники достижений.
Основой формирования универсальных учебных действий является урок. В соответствии с дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организуем различные типы уроков с целью формирования системы УУД младших школьников (см.Приложение1).
Проектная деятельность играет большую роль в формировании универсальных учебных действий.
При работе над проектом «Работа с бумагой и картоном» на уроках технологии в 3 классе приблизительно за месяц повторяем с учащимися все виды работ с бумагой и картоном, виды аппликации, правила сочетания цветовой гаммы и композиции, способы оформления работ, - все то, что пригодится для самостоятельной работы над проектированием изделия. Параллельно каждым ребенком оформлялся альбом, куда вклеивались памятки - образцы различных видов работ. Таким образом, дети чувствуют себя уверенно перед началом работы над проектом.
Серия уроков по работе над проектом разделяется на четыре этапа:
- Выбор изделия. Изготовление его первоначального эскиза - (2 урока).
- Защита эскизов, их совместное обсуждение. Доработка эскиза, его окончательное исполнение. Выбор материала - (2 урока).
- Разметка и изготовление основы и деталей изделия - (2 урока).
- Полная сборка изделия, его обсуждение - (2 урока).
В ходе проектной деятельности формируются следующие умения: рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?); поисковые (исследовательские умения) - изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы; навыки оценочной деятельности.
Разнообразные творческие задания используем в своей работе. Так, изучая приемы работы с пластичными материалами после изучения темы «Лепка из целого куска вытягиванием» (лепка животных) мы предлагаем детям придумать и слепить фантастическое существо, используя изученные приемы лепки. Также при изучении темы «Мозаика из кусочков поролона», после изготовления поделки «ягода-малина», предлагаем детям подумать, как в этой же технике выполнить другие игрушки и изготовить их. Подобные творческие задания помогают успешному формированию личностных универсальных учебных действий.
Для формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии используем «Дневники достижений» в виде портфолио учащихся, так как уроки технологии в начальной школе представляют собой уникальные возможности для демонстрации достижений учащихся, усилий, которые прилагают для создания изделий и представления продуктов деятельности в виде наглядных материалов.
В работе над портфолио считаем самым важным является процесс взаимодействия между учителем, учеником и родителями. Школьники вовлекаются не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем и родителями по разработке структуры портфолио (определение количество рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним). Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
Таким образом, портфолио может становиться инструментом формирования универсальных учебных действий и повышения качества всего процесса обучения.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии используем следующие виды заданий: найди отличия (сравнение одного и того же изделия, выполненного в разных техниках; поиск лишнего (выбор инструментов или материалов, не нужных для изготовления изделия); упорядочивание (расположение плана выполнения работы над изделием в нужном порядке); составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов) и т.д.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии используем в своей работе следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки» (нахождение ошибок и несоответствий при выполнении различных техник); поиск информации в предложенных источниках (составление докладов по истории возникновения той или иной техники); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий используем на уроках технологии следующие виды заданий: составь задание партнеру (при выполнении творческих заданий и после изучения какого-либо приема работы); отзыв на работу товарища (при подведении итогов урока); групповая работа по выполнению проекта или коллективного панно; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» (при подготовке докладов и сообщений) и т.д.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебный предмет «Технология» вносит особый вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребенка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения.
Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, возникновение личной мотивации в учебе способствуют формированию у него желания учиться. А овладение учебными действиями, как инструментом познания, формирует у школьника умение учиться. Превращение ученика в учащегося, из того, кого учат, в того, кто учится, – основная цель обучения.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
Главная задача учителя – познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром, научить понимать жизнь. Поэтому проблема формирования познавательных учебных действий на уроках в начальной школе является актуальной на сегодняшний день.
Необходимо использовать инновационные технологии, формы и методы обучения на уроках технологии, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения, поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева.
2. Государственный стандарт образования. Примерная образовательная программа в начальной школе.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
4. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. - М.: Академия, 1999.
5. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Просвещение, 2001.
6. Марченко, С.И. Работа над проектом на уроках технологии в начальной школе [Электронный ресурс] / С.И. Марченко.
7. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т.Г. Новикова // Педагогическая диагностика. - 2006. - №2.
8. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно исследовательской деятельности / Л.А. Орлова. // Начальная школа. - 2007. №3.
9. Программа формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс].
10. Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. - Самара: Федоров. Учебная литература, 2004.
11. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. - 2007. - №3.
7. ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок технологии 1 класс. Школа 2100.
Технологическая карта урока
Работаем с пластилином. «Отважный цыпленок» (рабочее место, конструирование)
(Рабочая тетрадь, с. 8–9.)
Задачи:
1. Учить детей организовывать свое рабочее место при работе с пластилином.
2. Познакомить с приемами получения основных форм деталей из пластилина (шар, палочки), расплющивания шара, нанесения тонкого слоя пластилина на картонную основу.
3. Развивать умение сравнивать и наблюдать, а также инициативу, речь, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, желание оказывать посильную помощь.
Оборудование: пластилин, стеки, толстая нитка, образец изделия «Отважный цыпленок» (фон барельефа изготовлен из пластилина, нанесенного на картонную основу).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | Слайды |
I. Актуализация знаний | – Чему мы учимся на уроке «Технология»? – Что уже узнали на предыдущих уроках? – С какими материалами учились работать на последнем уроке? – Какие способы соединения деталей узнали? – Пластилин – это материал или инструмент? Почему? – Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их? – Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. | |
II. Открытие нового знания | 1. Проверка рабочих мест – С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.) – Что вы уже об этом знаете? – Подготовьте свое рабочее место для работы с пластилином. – Проверьте, правильно ли вы подготовились. -Сравните свое рабочее место со Слайдом №2. 2. Исследование - Возьмите один брусок пластилина и расскажите все о нем: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твердость, гибкость, пластичность. Какими же свойствами обладает пластилин? - Отделите небольшой кусочек пластилина и придайте ему форму (шар, овал, колбаска и т.п.). Определите каждый для себя наиболее простой и удобный способ получении различных форм (скатать в руках, на клеенке). – Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить верёвочкой. Качественнее второй приём). – Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на батарее.) – Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.) – Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.) – Какие ещё формы можно сделать из пластилина? – Что вы узнали о материале пластилине? | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. | №2 |
III. Развитие умения применять новое знание | 1. Работа со слайдами – Убедимся в том, что мы справимся с работой. Просматриваем этапы работы (слайды). 2. Практикум. Выполнение задания на «Отважный цыпленок». Рекомендуется иметь образец изделия, так как по рисунку не определить, что фон барельефа изготовлен из пластилина, нанесённого на картонную основу. 1) Анализ образца. – Как можно назвать это изделие? – Кто изображен на картинке? – Какие материалы использованы? (Показывается оборотная сторона изделия – картон, называется: «картон».) – Из каких частей-деталей состоит цыпленок? – Как изготовить основу для цыпленка? – Какие материалы и инструменты вам понадобятся для выполнения работы? 2) Обсуждение необходимых приемов обработки пластилина. 3) Пробное упражнение по нанесению тонкого слоя пластилина на картон. 4) Наблюдение и обсуждение каждого этапа работы. – Рассмотрение каждого слайда. Дети планируют работу, опираясь на презентацию. Учитель помогает формулировать пункты плана. 5) Подбор материалов. 6) – Что мы сейчас с вами сделали? (Спланировали работу.) – Зачем мы это делали? 7) Выполнение работы с помощью учителя и с опорой на инструкцию(презентацию): нанесение слоя пластилина на картонную основу. 8) Изготовление деталей цыпленка. 9) Составление образа цыпленка. (Определение центра композиции – деталь тельца, прикрепление остальных деталей.) 10) Изготовление барельефа . (Можно предложить дополнить барельеф деталями.) 3. Анализ работ. Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать цыплёнка? – Ты справился с работой или есть недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? (помести на свою работу шарик: зелёный-если справился, желтый- если есть недочёты, красный- если не справился) – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | №3-10 №3-10 |
IV. Итог урока | Готовые работы выставляются на доску. Учитель вместе с учениками обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей. – Чему мы сегодня научились на уроке? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы вы оценили своё настроение после урока? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...
Итоговый практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»
Проектная работа по формированию УУД на уроках химии...
Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура.
Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура....
Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действите...
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выносливость и физическая культура
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВыносливость и физическая культура...
Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ.
Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ....