Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ.
статья

Першина Ксения Олеговна

 Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение учителя английского языка

Першиной К.О.

 по теме: 

 Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ.

За последние десятилетия в обществе произошли существенные  изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования,  произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.

Формирование УУД (универсальных учебных действий)  является основной целью учебно-воспитательной деятельности школы согласно требованиям  ФГОС  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность человека  к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:  личностный,  регулятивный  (включающий также действия саморегуляции, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности), познавательный  и  коммуникативный.

      Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Активные формы обучения, направленные на формирование УУД, включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Все эти технологии школа активно применяет в течение последних 5 лет при организации учебно-воспитательной деятельности школьников.

       Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

    Учителя начальных классов широко используют на  уроках  мультимедиа  проекторы, которые позволяют значительно увеличить наглядность за счёт использования учителем в ходе урока презентации. 

  Презентация позволяет сконцентрировать внимание детей на том материале, который необходим в данный момент урока, не отвлекая при этом внимание на другие иллюстрации, экспонаты. 

 Урок – презентация дает возможность значительно повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, позволяет включить в работу детей с разным уровнем подготовки.

  Компьютер помогает учителю  расширить возможности предъявления разного типа информации  (фотографий, анимаций, схем, таблиц, диаграмм, графиков, аудио-видеоинформации). Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Компьютер дает возможность предоставления информации в сжатом, упрощенном виде, формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Таким образом ИКТ способствует снижению дидактических затруднений у учащихся.

Презентации  помогают углублять знания учащихся по предметам,  способствуют развитию логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, воображения и фантазии.

 Благодаря использованию ИКТ обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся, повышается эффективность процесса обучения в области моделирования изучаемых процессов и явлений.

Компьютер усиливает мотивацию учащихся и интерес к учёбе, повышает качество успеваемости школьника.

Различные электронные дидактические игры, тренажёры учебной деятельности, тесты позволяют автоматизировать контроль уровня знаний, дают возможность  мгновенно оценивать успехи учеников и получать информацию о затруднениях, испытываемых ими  на уроке. Способствуют развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения.

    В своей работе учителя используют готовые цифровые образовательные ресурсы, современные электронные учебные материалы, предназначенные для использования  на уроках в начальной школе.  Сами составляют электронные приложения к уроку, к отдельным темам,  тестовые задания по отдельным разделам.  Применяют ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока, школьных праздников.

      Так же учителя в своей работе используют  компьютер и  как индивидуальное средство обучения. Вместе с новыми учебниками ребята получают  диски с дидактическим  игровым, тренировочным материалом  по предметам, имеют возможность работать дома и в школе с помощью компьютера в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения детей с разными способностями. Компьютер помогает применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна ещё и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы, мощным мотивационным средством  при выполнении тренировочных упражнений, вызывающих затруднения.

     Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно предлагается компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

    Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Учителя помогают  таким учащимся,  привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время актуализации знаний, разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников проводятся компьютерное тестирование вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

   Групповая форма работы за компьютером  очень эффективна при решении проблемных задач.

   Использование компьютера  способствует повышению  активности и инициативности  младших школьников на уроке.

   Большое распространение в последние годы в школах получила  проектно-исследовательская деятельность учащихся. Как правило, работа над проектами не обходится без использования  ИКТ.  Проектная деятельность учит детей планировать свою работу, принимать решения, решать определённую учебную задачу, оценивать результаты деятельности, готовить презентации. Сообщения к уроку, индивидуальные и групповые проекты, кратковременные и долговременные исследования способствуют формированию всех видов универсальных учебных действий. К тому же в процессе работы над проектами в рамках учебной и внеучебной деятельности, на уроках развивается информационное мышление школьников, формируется  ИКТ-компетентность: дети учатся:

- искать информацию в соответствующих возрасту  цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, электронных энциклопедиях, библиотеках, в том числе в контролируемом Интернете. (Расширять свои знания, языковою компетентность с помощью дополнительных источников информации),

-  фиксировать информацию (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ

-  конструировать небольшие сообщения: тексты (рассказ, отзыв, аннотацию), в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио- фрагментов.

-оценивать собственные сообщения с точки зрения использованной информации,

- овладевать навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации: общение в социальных сетях Интернета), соблюдая правила речевого этикета,

- создавать презентации (письменные и устные), готовить сообщения

- планировать и осуществлять несложные наблюдения, собирать числовые данные, проводить опыты с помощью инструментов ИКТ.

- создавать информационные объекты (модели, макеты, сообщения, графические работы) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

-  использовать информационно-образовательную среду, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

В результате правильного общения с ИКТ :

- ведется формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей,

основ правовой культуры в области использования информации

(при освоении личностных действий)

- при освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

 оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

   использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

   создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

- при освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

     поиск информации в информационных архивах: развивается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

     фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе: учащиеся   овладевают практическими способами работы с информацией;

     структурирование знаний, их организация и представление в виде диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

      создание гипермедиа сообщений, подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

     построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов;

     определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий;

     планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ;

     проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.

   Выпускники учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности, определять возможные источники её получения.

- при формировании коммуникативных учебных действий используется общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео – конференция, форум). Таким образом  развиваются умения обмениваться информацией  с помощью современных  технических средств.

  Дети учатся выступать перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ – поддержкой, размещать сообщения в информационной образовательной среде.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действите...

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии»

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии: - возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий; - практика реализации по формированию универсальн...

Психолого-педагогические условия эффективного формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в сельской школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1,...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий у школьников

В данной статье автор делится личным опытом применения  техноологии в сотрудничестве на уроках английского языка. В статье говорится о необходимости соблюдения определенных условий для успе...