Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал на тему

Юлия Владимировна Акулова

Доклад может быть представлен на МО или других видах педагогических объединений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

   В свете внедрения ФГОС в образовательную деятельность определились новые задачи, которые должен решать современный учитель.

- изучить виды УУД  с целью использования на различных этапах уроков истории и обществознания;

- изучить приемы и методы использования УУД;

- апробировать полученные знания на практике.

Слайд 2

  Современное  развитие  общества   требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике  мы сталкиваемся с  неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения  и  определять  интересы своей познавательной деятельности.

Поэтому цель  моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных  результатов.

   ФГОС ООО определяет метапредметные результаты — как освоенные  обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 3

    Сформировать и освоить эти способы деятельности  можно при помощи самостоятельной работы учащихся. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», отмечал К.Д. Ушинский.

   Самостоятельные   работы   могут  быть  различными, но все они будут материалом для организации самостоятельной деятельности  учащихся, по формированию и освоению способов деятельности  определяющих  метапредметные  результаты. 

Если обратиться к методической литературе, можно составить такую  классификацию  самостоятельных  работ: По  дидактической  цели, По уровню самостоятельности  учащихся, По  форме выполнения, По  способу  выполнения, По  источнику знаний.

Слайд 4

   Работу  по организации самостоятельной деятельности учащихся, формирующую метапредметные результаты  я  разделила  на  три этапа:  Увлечь! Научить! Развить! Чтобы увлечь, нужно замотивировать, наличие  мотивации ведет к формированию у обучающихся  потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности. Чтобы  замотивировать, нужно  создать проблемную  ситуацию.

Слайд 5

   Проблемная   ситуация в переводе задание,  содержащее противоречие и не имеющее однозначного  решения. На своих уроках я использую проблемные ситуации: направленные на сравнение, связанные с личным жизненным опытом учащихся.

   Учащимся нравится такой приём как обсуждение различных точек зрения,  например: при изучении Темы  «Средневековый город» выясняем «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» Обсуждаем  такие личностно значимые для школьников проблемы: Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья?

   Хорошо зарекомендовал себя такой способ как обсуждение афоризмов, цитат, притч. Дети стали активнее и самостоятельнее, им понравилось  думать и высказывать своё мнение.  

   Приемом создания проблемной ситуации может быть постановка темы урока: например, в начале урока включаю фрагмент поэмы «Илиада», предлагаю определить формат произведения, о чем? Кем может исполняться? и т.д.

   Приемом создания проблемной ситуации могут быть исторические загадки: например, «Древние греки называли Египет «дар Нила», сами египтяне -  «Чёрная земля» в чём здесь противоречие?

Слайд 6

   Вовлекают в самостоятельную работу и активизируют её игровые   задания:  кроссворды, ребусы, комиксы. У моих учеников любимым видом работы во всех классах является составление  и решение кроссворда. Различные виды кроссвордов можно использовать  на  любом этапе урока. С помощью кроссворда  увлекаю в работу, отрабатываем навыки составления вопросов, терминологию и определения, закрепляем и повторяем изученный материал, а в итоге развиваются метапредметные действия: мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся, умения определять способы  действий в рамках предложенных условий, умения  определять понятия. Такой вид самостоятельной работы можно использовать на уроках по любому предмету.

Слайд 7,8

Очень удобно применять как раздаточный материал, для рефлексии на разных этапах урока.

Слайд 9

   На этапе «Научить!» формируется база для развития умений работать самостоятельно.  Для этого в своей работе я активно использую  приёмы  работы с текстом, составляющие основу смыслового чтения. Например, Составление простого плана относится к ознакомительному смысловому чтению и направлено на умение ориентироваться в содержании текста, выбирать из него, придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. 

   Через составление вопросов, кроссвордов, тестов на основе текста учебника реализуется Поисковое  чтение, которое направлено на нахождение конкретной информации.

   Умение структурировать текст,  преобразовывать его, используя новые формы представления информации: таблицы, синквейны, кластеры, составление сложного, цитатного и тезисного плана развивается посредством Изучающего   чтения.

   Все задания развивают  умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку и формируют метапредметные результаты.

  Слайд 10

 Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста параграфа, использую  приём  «Исторические загадки». По ходу чтения учащиеся составляют загадку из 3 исторических фактов, чтобы определить о ком или о чем идет речь. Можно работать в группах, получается даже эффективнее, одна группа задает загадку другой.

1.Город-полис  вел войну с Персией

2. В нём существовала особая система воспитания мальчиков

3.Город военный – лагерь  (Спарта)

Если в параграфе содержатся описания множества героев например: Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея», Религия Древних египтян и др. загадки составляются с помощью кратких характеристик. Можно использовать в течении урока и проверки домашнего задания.

Слайд 11

   Нравится учащимся такой приём работы с текстом,  составь рассказ по картинке. При использовании данного приёма у ребят формируется умение смыслообразования.

   Например, «Древнее Двуречье» Кто стоял во главе? Чем пользовались при письме? Кто обучался в школе? И т.д.

Слайд 12

В ходе урока можно использовать задания для самостоятельной деятельности учащихся: Задание: Составь цепочку: «Занятия восточных славян». Выделите основное занятие. Докажите свой выбор. Текст …

Задание: Составьте  таблицу «Восточные славяне». Вам поможет Текст …

                

Задание: Представьте, что вы оказались  у восточных славян, какие испытания вам пришлось преодолеть?

Слайд 13

Создание синквейна.

Слайд 14, 15

Составление различного рода схем и таблиц и кластеров.

Слайд 16

   Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа. Например:

Обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. понравился

1. был активен

1. понял материал

2. не понравился

2. работал, но не в полную силу

2. узнал больше, чем знал

3.  провёл время в пустую

3. не понял

в колонку Оценка работы класса «+» ;

в колонку Моя работа – вписываем свою фамилию.

Оценка работы класса

Моя работа

 Отлично!

 

 

 Хорошо!

 

 

 Можно и нужно лучше!

 

 

Слайд 17

   На этапе «Развить!» приобретённые умения работать самостоятельно могут оттачиваться через участие в различных конкурсах, конференциях  и интернет - проектах. Поскольку данная дисциплина преподается мной второй год, я не могу похвастаться достойными результатами. Но в этом учебном году ребята приняли участие во всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию «»  

  С помощью интернета можно принять участие в различных конкурсах с моментальным результатом…  

   Во внеурочной деятельности проводим исторические турниры, викторины среди учеников 5-6 классов.

    Слайд 18

    Ребята нашей школы с уважением относятся к различного рода мероприятиям и акциям, связанными с великими днями памяти нашей истории. Такие мероприятия формируют у ребят достойное отношение к старшему поколению, уважение к своей истории, людям эту историю писавшим!

       Слайд 19

   Наша школа может похвастаться наличием прекрасного краеведческого музея, экскурсии в который проводятся моей коллегой Радченко Зинаидой Антоновной. Ребята очень любят его посещать, слушать интересные рассказы учителя, особенно если все экспонаты можно потрогать руками!

   Свое выступление я хотела бы закончить словами Самостоятельная работа ученика превращается в самообучение, саморазвитие, самореализацию.

    И формирование у него этих умений основная моя задача, как педагога. Работа над развитием метапредметных способов действий дает свои результаты. Все приемы самостоятельной деятельности учащихся, будут помогать им в достижении своих целей, будь то предметная олимпиада или НПК, написание сочинения или выступление на митинге в честь Дня Победы!

Кустовой семинар

по теме: «Формирование метапредметных результатов на уроке и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Тема выступления: «Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в соответствии с ФГОС ООО»

Доклад подготовила: учитель истории и обществознания

МКОУ Разгонской СОШ

Акулова Юлия Владимировна

2017

   В свете внедрения ФГОС в образовательную деятельность определились новые задачи, которые должен решать современный учитель.

- изучить виды УУД  с целью использования на различных этапах уроков истории и обществознания;

- изучить приемы и методы использования УУД;

- апробировать полученные знания на практике.

  Современное  развитие  общества   требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике  мы сталкиваемся с  неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения  и  определять  интересы своей познавательной деятельности.

Поэтому цель  моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных  результатов.

   ФГОС ООО определяет метапредметные результаты — как освоенные  обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Сформировать и освоить эти способы деятельности  можно при помощи самостоятельной работы учащихся. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», отмечал К.Д. Ушинский.

   Самостоятельные   работы   могут  быть  различными, но все они будут материалом для организации самостоятельной деятельности  учащихся, по формированию и освоению способов деятельности  определяющих  метапредметные  результаты. 

Если обратиться к методической литературе, можно составить такую  классификацию  самостоятельных  работ: По  дидактической  цели, По уровню самостоятельности  учащихся, По  форме выполнения, По  способу  выполнения, По  источнику знаний.

   Работу  по организации самостоятельной деятельности учащихся, формирующую метапредметные результаты  я  разделила  на  три этапа:  Увлечь! Научить! Развить! Чтобы увлечь, нужно замотивировать, наличие  мотивации ведет к формированию у обучающихся  потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности. Чтобы  замотивировать, нужно  создать проблемную  ситуацию.

   Проблемная   ситуация в переводе задание,  содержащее противоречие и не имеющее однозначного  решения. На своих уроках я использую проблемные ситуации: направленные на сравнение, связанные с личным жизненным опытом учащихся.

   Учащимся нравится такой приём как обсуждение различных точек зрения,  например: при изучении Темы  «Средневековый город» выясняем «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» Обсуждаем  такие личностно значимые для школьников проблемы: Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья?

   Хорошо зарекомендовал себя такой способ как обсуждение афоризмов, цитат, притч. Дети стали активнее и самостоятельнее, им понравилось  думать и высказывать своё мнение.  

   Приемом создания проблемной ситуации может быть постановка темы урока: например, в начале урока включаю фрагмент поэмы «Илиада», предлагаю определить формат произведения, о чем? Кем может исполняться? и т.д.

   Приемом создания проблемной ситуации могут быть исторические загадки: например, «Древние греки называли Египет «дар Нила», сами египтяне -  «Чёрная земля» в чём здесь противоречие?

   Вовлекают в самостоятельную работу и активизируют её игровые   задания:  кроссворды, ребусы, комиксы. У моих учеников любимым видом работы во всех классах является составление  и решение кроссворда. Различные виды кроссвордов можно использовать  на  любом этапе урока. С помощью кроссворда  увлекаю в работу, отрабатываем навыки составления вопросов, терминологию и определения, закрепляем и повторяем изученный материал, а в итоге развиваются метапредметные действия: мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся, умения определять способы  действий в рамках предложенных условий, умения  определять понятия. Такой вид самостоятельной работы можно использовать на уроках по любому предмету.

Очень удобно применять как раздаточный материал, для рефлексии на разных этапах урока.

   На этапе «Научить!» формируется база для развития умений работать самостоятельно.  Для этого в своей работе я активно использую  приёмы  работы с текстом, составляющие основу смыслового чтения. Например, Составление простого плана относится к ознакомительному смысловому чтению и направлено на умение ориентироваться в содержании текста, выбирать из него, придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. 

   Через составление вопросов, кроссвордов, тестов на основе текста учебника реализуется Поисковое  чтение, которое направлено на нахождение конкретной информации.

   Умение структурировать текст,  преобразовывать его, используя новые формы представления информации: таблицы, синквейны, кластеры, составление сложного, цитатного и тезисного плана развивается посредством Изучающего   чтения.

   Все задания развивают  умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку и формируют метапредметные результаты.

 

 Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста параграфа, использую  приём  «Исторические загадки». По ходу чтения учащиеся составляют загадку из 3 исторических фактов, чтобы определить о ком или о чем идет речь. Можно работать в группах, получается даже эффективнее, одна группа задает загадку другой.

1.Город-полис  вел войну с Персией

2. В нём существовала особая система воспитания мальчиков

3.Город военный – лагерь  (Спарта)

Если в параграфе содержатся описания множества героев например: Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея», Религия Древних египтян и др. загадки составляются с помощью кратких характеристик. Можно использовать в течении урока и проверки домашнего задания.

   Нравится учащимся такой приём работы с текстом,  составь рассказ по картинке. При использовании данного приёма у ребят формируется умение смыслообразования.

   Например, «Древнее Двуречье» Кто стоял во главе? Чем пользовались при письме? Кто обучался в школе? И т.д.

В ходе урока можно использовать задания для самостоятельной деятельности учащихся: Задание: Составь цепочку: «Занятия восточных славян». Выделите основное занятие. Докажите свой выбор. Текст …

Задание: Составьте  таблицу «Восточные славяне». Вам поможет Текст …

                

Задание: Представьте, что вы оказались  у восточных славян, какие испытания вам пришлось преодолеть?

Создание синквейна.

Составление различного рода схем и таблиц и кластеров.

   Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа. Например:

Обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. понравился

1. был активен

1. понял материал

2. не понравился

2. работал, но не в полную силу

2. узнал больше, чем знал

3.  провёл время в пустую

3. не понял

в колонку Оценка работы класса «+» ;

в колонку Моя работа – вписываем свою фамилию.

Оценка работы класса

Моя работа

 Отлично!

 

 

 Хорошо!

 

 

 Можно и нужно лучше!

 

 

   На этапе «Развить!» приобретённые умения работать самостоятельно могут оттачиваться через участие в различных конкурсах, конференциях  и интернет - проектах. Поскольку данная дисциплина преподается мной второй год, я не могу похвастаться достойными результатами. Но в этом учебном году ребята приняли участие во всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию «»  

  С помощью интернета можно принять участие в различных конкурсах с моментальным результатом…  

   Во внеурочной деятельности проводим исторические турниры, викторины среди учеников 5-6 классов.

   

    Ребята нашей школы с уважением относятся к различного рода мероприятиям и акциям, связанными с великими днями памяти нашей истории. Такие мероприятия формируют у ребят достойное отношение к старшему поколению, уважение к своей истории, людям эту историю писавшим!

       

   Наша школа может похвастаться наличием прекрасного краеведческого музея, экскурсии в который проводятся моей коллегой Радченко Зинаидой Антоновной. Ребята очень любят его посещать, слушать интересные рассказы учителя, особенно если все экспонаты можно потрогать руками!

   Свое выступление я хотела бы закончить словами Самостоятельная работа ученика превращается в самообучение, саморазвитие, самореализацию.

    И формирование у него этих умений основная моя задача, как педагога. Работа над развитием метапредметных способов действий дает свои результаты. Все приемы самостоятельной деятельности учащихся, будут помогать им в достижении своих целей, будь то предметная олимпиада или НПК, написание сочинения или выступление на митинге в честь Дня Победы!

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Презентация  "Формирование метапредметных результатов  на уроках истории и обществознания " ( на примере урока  истории в 7 классе «Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предп...

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознание. Обобщение проделанной работы. Деление опытом...

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

Оценка метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Тьюторская модель индивидуализации§- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность;§- содержание общего образова...

Опыт работы:"Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе"

Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непр...