Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания"
статья на тему

Эккардт Галина Анатольевна

В статье раскрывается опыт работы по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekkardt.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Эккардт Г.А.,

                                                                                    учитель истории и обществознания

                                                                                  МАОУ «СОШ №1»

                                                                    г.Заводоуковск

«Проектная деятельность  как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания».

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором  способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Цель: Применение метода проекта на уроках истории и обществознания для формирования метапредметных результатов.

Для достижения поставленной цели обозначила задачи:

1.Проанализировать сущность метода проекта для формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.

2.Использовать метод проекта на уроках истории и обществознания для достижения метапредметных результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приёмов, технологий, форм), обеспечивающих высокий уровень мотивации детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей

к её реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий.

Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей.

          Педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практических задач, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе.

          На уроке обществознания в 10 классе при изучении темы «Семья как главный институт общества» ученикам предлагается высказывание В. Гюго «Семья это кристалл общества». В ходе изучения данного вопроса были определены проблемы и способы их решения. Ученики выступили в качестве депутатов Государственной думы и предложили новые законопроекты для решения выдвинутых проблем. В рамках изучения истории по теме «Реформы Ивана Грозного» ученики сумели найти аргументы и доказать, почему Иван получил прозвище Грозный.

Важнейший приём в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.

Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, он мотивирует детей к познавательной деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта. На уроке обществознания в 7 классе ученикам предложен вопрос «Защита Отечества – долг или обязанность?». В результате работы с документами, материалами параграфами, ресурсами Интернет ученики написали сочинение «Профессия Родину защищать».

Другим важным приёмом является «Звёздочка обдумывания». Его суть заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическая и практическая работа над этими вопросами позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звёздочек обдумывания», определяющих последующие практические и познавательные действия учащихся.

Так на уроках истории в 5 классе при изучении истории Древней Греции ученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Древнегреческая школа» (создание рекламы, составление словарей новых слов, взять интервью у учителя и ученика Древнегреческой школы). На уроках обществознания в 9 классе при изучении темы «Правовое государство»  ученикам предлагается прочитать статью 1 Конституции РФ, где говорится о том, что РФ есть правовое государство. И снова появляется возможность организовать проект по теме «РФ – правовое государство».

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

В 11 классе на уроках права ученики постоянно выступают в качестве юристов при решении правовых задач. На уроках истории в 7 классе после изучения темы «Смутное время» ученикам предложены выступить в роли Михаила Романова и предложить свои варианты решения сложившихся проблем.

В поиске ответов на проблемные вопросы, сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта, таблицы, причинная карта, список положительных и отрицательных аргументов.

В 6 классе на уроке обществознания после изучения темы «Человек в группе» ученикам предложено составить карту «Группы моего класса».

В рамках изучения темы «Первая мировая война» в 11 классе ученики так же составили схему, которая позволяет изучить данный вопрос.

Интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности вполне понятен. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:

-распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;

- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

- найти и привлечь нужные ресурсы;

- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;

- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;

- осуществить презентацию результата своей работы и самореализацию своей компетентности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе проектной технологии лежит формирование метапредметных результатов.

Метапредметные результаты изучения истории  включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями  работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Существует множество классификаций типов проектов учащихся. Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям. По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные. Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.

На мой взгляд, невозможно связать формирование определенной компетентности с каким-то конкретным типом проекта, так как каждый проект подразумевает решение проблемы, работу с информацией, коммуникацию. Одним из существенным фактором, влияющим  на возможности, которые предоставляет тот или иной проект для формирования коммуникативной компетентности в части продуктивной коммуникации (работа в группе), является количество участников проекта.

В своей работе я предлагаю ученикам различные проекты:

- индивидуальные (Составить словарь новых слов, Слайд   , создать презентацию);

- групповые (Взять интервью, создать газету);

- исследовательские («Демографические проблемы: Как победить смертность?», «Антиалкогольная политика и молодёжь», «Правовая культура: состояние и перспективы»);

Опыт своей работы по теме «Проектная деятельность как  метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания» был представлен на различных уровнях:

Школьный

2014 г. открытый урок "Путешествие в древнюю Азию",  5 класс,

2015 г. открытый урок "В Афинских школах и гимнасиях",  5 класс 

Муниципальный:

2013 г., открытый урок "Правовое государство", 10 класс;

2014 г. открытый урок истории в 5 классе «Финикийские мореплаватели»;

2015 г. открытое занятие для родителей "Здоровое питание школьников" (создание социального проекта)  в рамках форума «Большая перемена»;

2016 г открытый урок  обществознания «Профессия Родину защищать», 7 класс;

2016 г. открытый классный час «Правонарушения: преступление и проступки».

Всероссийский:

2015 г. Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» (1 место).

На всероссийском уровне распространяю  опыт своей работы через персональный сайт, где публикую  методические статьи, разработки уроков, рабочие программы по предметам, сценарии воспитательных мероприятий, размещаю  творческие работы учеников, фотоальбомы из школьной жизни своего класса.

                В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем.

Результатами своей деятельности считаю положительную динамику показателей уровня сформированности ключевых компетенций (для оценки проектной деятельности). Представлены  показатели  одного класса начиная с 5 класса. Результаты диагностики говорят о том, что используемые на уроках методы, формы позволяют успешно формировать ключевые компентентности.

С проектами, созданными учениками участвуем в конкурсах, конференциях различного уровня и имеем высокие результаты.

2015 г. – второе место во Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива»;

2015 г. – участие в Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»;

2016 г. – участие в Первом областном конкурсе проектов учащихся средних общеобразовательных школ Тюменской области «Школа гостеприимства: мой первый проект в сервисе и туризме»;

2016 г. – третье место на XII Всероссийской научно-практической конференции «О политико-правовой модернизации в государстве: вопросы теории и практики»;

2016 г. – участие во втором Форуме Общественной палаты Тюменской области «Современные формы и технологии патриотического воспитания молодёжи».

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:

- Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности;

- Проектная технология одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников;

- Проектная деятельность обеспечивает высокую активную позицию школьников. Это содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Презентация  "Формирование метапредметных результатов  на уроках истории и обществознания " ( на примере урока  истории в 7 классе «Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предп...

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознание. Обобщение проделанной работы. Деление опытом...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Доклад может быть представлен на МО или других видах педагогических объединений....

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...