Технология критического мышления
презентация к уроку на тему

Материал в формате презентации может быть использован для выступления на цикловой методической комиссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология критического мышления105.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология критического мышления Преподаватель Раменского дорожно-строительного техникума ОСП Игумново А.Б. Шупта

Слайд 2

формирование универсальных ( метапредметных ) учебных действий обеспечивающих умение учиться способность к самостоятельной работе способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 3

Технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил , Курт Мередит .

Слайд 4

Эта технология является системой стратегий и методических приемов , предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Слайд 5

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 6

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств : готовность к планированию гибкость настойчивость готовность исправлять свои ошибки осознание поиск компромиссных решений

Слайд 7

В век динамичных преобразований строить обучение путем трансляции учителем информации становится малоэффективным, главным становится формирование умения учиться самостоятельно

Слайд 8

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Слайд 9

Задачи технологии «Развития критического мышления»,- необходимо научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом .

Слайд 10

Основные особенности технологии развития критического : Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией : искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего , которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения , предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми .

Слайд 11

Основные особенности технологии развития критического : Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения , стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов . Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую» .

Слайд 12

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов : стадии вызовы смысловой стадии стадии рефлексии

Слайд 13

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов : стадии вызовы Преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. У чащиеся , в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы

Слайд 14

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов : смысловой стадии содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. Деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации

Слайд 15

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов : стадии рефлексии Превращает изучаемую информацию в собственное знание. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Слайд 16

I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Технологические этапы урока

Слайд 17

Технологические этапы 1 стадия ВЫЗОВ 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ Цель: - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения Цель: - получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей обучения Цель: - размышление, рождение нового знания - постановка учеником новых целей Функция : Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями Функция: Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Функция: Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

Слайд 18

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы 1. Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по данному вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка уже известной информации в виде: - рассказа предположения по ключевым словам - графическая систематизация в виде кластеров, таблицы - верные и неверные утверждения - перепутанные логические цепочки - пропуск информации -вопросы («Дерево целей» Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Слайд 19

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы 2. Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» к «новому» знанию Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения ( аудирования ), делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: - маркировка с использованием знаковой системы «+» «-» «?» «V» - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов - поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

Слайд 20

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы 3 Рефлексия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения. Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащие соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания - Заполнение кластеров, таблиц. - Установление причинно-следственных связей между блоками информации. - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Ответы на поставленные вопросы - Организация устных и письменных круглых столов - Организация различных видов дискуссий - Написание творческих работ -Исследования по отдельным вопросам темы

Слайд 21

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Приём «ИНСЕРТ» ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес , 1986г; модификация Мередит и Стил , 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов. I этап : Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II этап : читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Слайд 22

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Приём «ИНСЕРТ» III этап : Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V + - ? IV этап : Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. V - + ?

Слайд 23

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Приём «Групповая дискуссия». Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Слайд 24

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Может использоваться на любом уроке.

Слайд 25

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Приём « Синквейн ». Происходит от французского слова « cing » – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности.

Слайд 26

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Приём « Синквейн ». Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным. Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными. Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме. Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы. На уроках может быть использован на стадии рефлексии и стадии вызова.

Слайд 27

Список использованных источников Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб .-метод. пособие. - М.: Мирос , 2002 . – 173 с. Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед . ин- тов и ун-тов. – М.: Астрель , 2002. – 203с . Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с . Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http:// e-koncept.ru/2013/53572.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...