Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории
статья по истории (5 класс)
Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на уроках истории.Использование методики позволяет контролировать, структурировать мыслительный процесс, способствует развитию умений работы с текстом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация к статье по теме «Использование методики "Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории»
Целью данной статьи является раскрытие сущности метода «Шести шляп мышления», разработанного английским писателем Эдвардом де Боно и его возможное применение на уроках истории.
В связи с развитием и внедрение инновационных компьютерных технологий меняются и требования к образованию. Сегодня необходимо сформировать у обучающихся необходимые умения практической деятельности. Использование методики актуально, так как помогает не только организовать и контролировать мыслительный процесс, но и способствует развитию умений работы с текстом.
«Использование методики "Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории»
Технология развития критического мышления представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией. Это совокупность приёмов, направленных на развитие творческой активности обучающегося и создания условий для осмысления материала, обобщения и приобретения знаний. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт.
Развитие критического мышления приводит к повышению мотивации обучающихся к учению, гибкости мышления, развитию способности анализировать полученную информацию. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом.
«Шесть шляп мышления»— один из популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно, который позволяет структурировать и сделать более эффективной умственную работу. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.
В процессе мышления одна идея может противоречить другой, мысли хаотичны, что затрудняет построение логически сформулированных суждений. Де Боно решил разделить все эти процессы на несколько типов. По его мнению, проблема, требующая решения, может вызывать у человека много эмоций, требует собора фактов, поиска решения, а также определения положительных и отрицательных последствий решения. Если хаотичность мыслительного процесса привести в порядок, выстроить его в строгой логической последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления и тем самым упорядочить мыслительный процесс.
В основе данного метода лежит идея параллельного мышления, то есть мышления конструктивного, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы подвержены эмоциональной реакции, которая мешает конструктивному процессу мышления. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, креативными, конструктивными и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы.
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен «шляпой» своего цвета. Образ «шляпы» нужен для более яркого запоминания. То есть "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена «шляп» приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Этот метод, применить может каждый учитель-предметник.
Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на фактическую информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только конкретные факты, цифры, события. Благодаря этому режиму можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы способы решения проблемы. Происходит активизация творческого мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Преимущества метода
- Шесть шляп позволяет сделать умственную работу увлекательной, способствует управлению своим мышлением. Уделяет внимание всем аспектам работы: фактическому материалу, эмоциональной сфере, положительным и отрицательным последствиям, подведению итогов.
- Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которая занимательна для учащихся и способствует повышению их учебной мотивации.
- Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности. Для учащихся более младшего возраста (5-6 класс) метод помогает развить умения работы с текстом.
- Благодаря структурированию работы мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
- Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
Использование данного метода уроке истории развивает у обучающихся способность структурировать информацию, развивать конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. «Шляпы» необязательно использовать всех цветов, можно применить только те, которые необходимы на заданном уроке и в зависимости от уровня подготовленности детей.
Примеры применения метода «Шести шляп мышления» на уроках истории.
1. Урок по теме: « Отмена крепостного права в России».
Самостоятельная групповая работа обучающихся с историческим источником и текстом параграфа. Каждая группа получает свое задание – свою «шляпу».
- Белая шляпа – выделите фактические положения Крестьянской реформы.
- Желтая шляпа – определите положительные изменения в жизни крестьян.
- Черная шляпа – какие негативные изменения в жизни крестьян вы можете назвать.
- Красная шляпа – в чем вы можете посочувствовать крестьянину того времени.
- Синяя шляпа – сделайте вывод о прогрессивности реформы.
- Зеленая шляпа - Какие поправки в реформу, на ваш взгляд, можно внести?
Предполагаемые ответы учащихся:
Факты: крестьяне получили свободу, гражданские права, надел земли за выкуп. До выкупа – временнообязанное положение (оброк и барщина). Платеж крестьян – 25%, остальное – государство. Долг государству – 49 лет - 6% годовых. Государство вело расчеты с общиной, соответственно – земля не личная собственность, а общинная. Плюсы: Крепостное право ликвидировано, крестьяне получили свободу, гражданские права.
Минусы: Крестьянские наделы уменьшились – проблема малоземелья усилилась , возросли платежи. Лучшие земли у помещиков.
Чувства: Крестьяне так и остались угнетенными. Они не получили реальной свободы. Многим было трудно самостоятельно осуществлять свои гражданские права.
Прогресс: реформа способствовала формированию капиталистических отношений, освободила рабочие руки для растущей промышленности, изменила структуру общества, дала толчок для проведения других реформ.
Поправки к реформе: Д/З
2. Урок по теме «Македонское завоевание Греции» 5 класс.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, используя материал параграфа по теме урока. Задания необходимо выполнять в заданной последовательности «шляп», работая в парах.
Режим мышления (шляпа) | Уточняющий вопрос |
Белая шляпа | Выделите факты, связанные с македонским завоеванием Греции |
Красная шляпа | Какие чувства у Вас вызывает положение завоеванного народа (греков)? |
Черная шляпа | Назовите негативные последствия македонского завоевания Греции. |
Желтая шляпа | Что положительного можно увидеть в завоевании Греции Македонией? |
Синяя шляпа | Сделайте вывод о причинах победы Македонии над Грецией. |
Зеленая шляпа | При каких условиях греки могли бы одержать победу? |
По выполнению задания учащимся предлагается ответить на вопрос: Почему греки смогли одержать победу в войне с крупным государством персов и потерпели поражение в войне с небольшой Македонией?
Метод «Шести шляп» способствует структурированию работы с текстом, формированию таких умений, как анализа исторической информации, установлению причинно-следственных связей, делать выводы, работать в группе, критически мыслить, а образ «шляп» - помогает повысить заинтересованность обучающихся и их мотивацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...