Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»
материал по теме
Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_1422457208_98102.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»
Цель: систематизация работы педагогичекского коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.
- Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».
- Систематизировать знания воспитателей по трудовому воспитанию.
- Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.
Ход:
Сегодняшний педсовет посвящен трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.
Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. Поэтому актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд- это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:
«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»
Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
II. Зачитывается аналитическая справка по тематической проверке.
С целью определения эффективности воспитательно - образовательной работы в ДОУ по трудовому воспитанию детей, выявления уровня сформированности у детей трудовых навыков и умений был проведен тематический контроль «Состояние работы по трудовому воспитанию детей» по направлениям:
1. Оценка планирования работы;
2. Обследование уровня развития детей;
3. Оценка профессиональных умений педагогов;
4. Оценка создания условий;
5. Оценка форм взаимодействия с родителями.
Как показала проверка, в нашем учреждении этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на должном уровне, а поэтому не приносит детям удовлетворения.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.
Чтобы у детей возникало желание трудиться, необходимо учитывать следующие моменты при организации трудовой деятельности:
- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;
- труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;
- педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;
- усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье, воспитывает привычку к трудовому усилию, бережливость, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
III. Консультация с сообщение опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.В воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
IV. Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.
В завершении этой консультации я предлагаю каждому из вас представить и рассказать своим коллегам изготовленные собственноручно дидактические игры по трудовому воспитанию.
V. Выставка-ярмарка «Дидактических игр по трудовому воспитанию»
VI. Деловая игра «Биржа педагогических идей».
Для закрепления вышеизложенного материала предлагаю немного поиграть в деловую игру, а назовем мы ее «Биржа педагогических идей».
Вы немножечко устали?
Очень долго размышляли?
Разомнитесь же скорей,
Поиграйте - не робей!
1. Мозговой штурм – Закончи пословицу, поговорку.
1 команда | 2 команда |
1. Меньше слов, да больше дела. 2. Газа страшатся, а руки делают. 3. Хочешь жить – умей вертеться. 4. Кончил дело – гуляй смело. | 1. Терпение и труд – все перетрут. 2. Не потрудиться, так и хлеба не родится. 3. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. |
2. «Творческий» - Крокодил. (С помощью жестов, мимики показать пословицу).
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
3. «Размышлянкино» (Педагогические ситуация для размышления).
Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?
Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?
Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?
Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?
Ситуация 5. К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?
Ситуация 6. Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?
Ситуация 7. Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.
Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?
4. «Решалкино» («Кроссворд»)
1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)
3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)
4.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)
5. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
6. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)
7. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
5. Заключительный этап - словоэстафета, которая требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот кубик я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я...».
VII. Решение педсовета.
Хотелось бы закончить наш педсовет изречением В. А. Сухомлинского, что «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ (доклад)
Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для ...
Никто не забыт!? Ничто не забыто!? О некоторых формах работы по патриотическому воспитанию детей.
Автор доклада делится опытом использования некоторых форм работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов. Он признаёт низкую эффективность таких форм работы, как...
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Педагогический совет по воспитательной работе "Новые подходы к воспитанию детей"
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе "Новые подходы к воспитанию детей"...
Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"
Презентация на тему :"Современные формы работы классного руководителя с родителями"...
выступление на педагогическом совете с анализом работы по теме "Аутичные дети"
в комплексе социально - адаптированная среда, индивидуальный образовательный маршрут, щадящие условия, режим и взаимодействие всех специалистов детског...