Никто не забыт!? Ничто не забыто!? О некоторых формах работы по патриотическому воспитанию детей.
статья (5 класс) на тему
Автор доклада делится опытом использования некоторых форм работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов. Он признаёт низкую эффективность таких форм работы, как конкурсы актёрского мастерства и выразительного чтения, литературные конкурсы. В докладе приведены результаты анкеты "Имена героев Великой Отечественной войны", проведённой среди учащихся 5-9 классов. Учитель приводит примеры использования в своей практике следующих форм работы: просмотр кинофильмов и их анализ, встречи с писателями и поэтами России и Сибири, создание исследовательских работ, проведение реальных и виртуальных экскурсий, участие в митингах, проведение акций, сотрудничество со СМИ, путешествия по родному краю, посещение краеведческих и литературных музеев, участие в краеведческих конференциях, чтениях, тимуровское движение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Никто не забыт!? Ничто не забыто!?». О некоторых формах работы по патриотическому воспитанию детей.
Светлана Ивановна Морозова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»
Форм работы по патриотическому воспитанию детей существует великое множество: они подробно описаны в методической литературе. Некоторые из них стали традиционными: например, конкурс актёрского мастерства, конкурс чтецов, конкурс литературных работ.
За последние 10 лет работы мною было подготовлено 32 выступления, посвящённых Великой Отечественной войне. Из 17, прозвучавших на районных конкурсах, 10 - были отмечены.
Ежегодно проходят областные и районные литературные конкурсы, посвящённые подвигу русского народа в войне. Мои ученики участвовали в 11-ти областных и районных конкурсах. Ими были написаны 7 сочинений и 4 стихотворения. Из них четыре работы были отмечены на районных конкурсах.
Насколько эффективны эти формы работы в плане воспитания патриотизма? В этих традиционных конкурсах участвуют единицы детей. 1-ый этап конкурсов проходит на школьном уровне. Победители получают право представлять школу на районном конкурсе. Присутствуют на этих конкурсах, в основной массе своей, сами же конкурсанты. Сочинения, стихотворения создают единицы, и их творчество редко становится известным большинству детей. Таким образом, считать эти формы работы эффективными, спорно.
Во все времена был и остаётся любимейшей формой обучения и воспитания учащихся просмотр кинофильмов и их анализ. Однако, использовала я её всего лишь четырежды: «Четвёртая высота», «Повесть о настоящем человеке», «Белый тигр» и «Сталинград». В первых трёх случаях обучающиеся сравнивали тексты произведений с фильмами.
В течение последних нескольких лет п.г.т. Яя посетили писатели и поэты России и Сибири: И. В.Бояшов, С. Л. Донбай, Б. В. Бурмистров, А. И. Катков, А. П. Иленко, Г.В. Боченков. К творческим встречам с ними школьники обязательно готовились: читали и анализировали произведения, готовили вопросы. Тема войны и мира поднималась всегда. Вопросы, подготовленные в сентябре 2013 года автору книги « Танкист, или Белый тигр» И. В. Бояшову, подростки помнят до сих пор. Бережно хранят и автографы, оставленные им на обложках дневников и тетрадей.
В рабочих программах, составленных мною на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, есть уроки, посвящённые произведениям о Великой Отечественной войне (Например, в 6-ом классе знакомятся с поэзией о ВО войне, в 7-ом – с главами из поэмы А. Твардовский «Василий Тёркин», лирикой поэтов-участников ВО войны, рассказом Б.Л. Васильева «Экспонат №…», в 9-ом классе- с рассказом М. А. Шолохова «Судьба человека»). В этом году впервые включила в программу тему: Кузбасские святые. Работая по программам, испытывала сомнения: достаточно ли уроков литературы и традиционных конкурсов для воспитания у учащихся чувства памяти, чувства уважения, долга?
Разрешить сомнения помогла анкета «Имена участников ВОв», предложенная учащимся 5-9 классов школы. Она состояла из 5-и вопросов: 1) Назовите года ВОв , 2) Что такое фашизм?, 3) Назовите фамилии участников ВОв, чьи фотографии представлены в центре посёлка, на стенде «Они подарили нам жизнь», 4)Каких участников ВОв вы знаете?, 5) Каким героям ВОв посвящён стенд на 3-ьем этаже нашей школы?
Результаты анкеты неприятно удивили не только меня, но и самих подростков. Краеведы районной конференции «Живи, Кузнецкая земля!» были поражены показателями исследования. Коллеги справедливо беспокоились: престиж школы пострадает…Оказалось, что 1) в среднем опрошенные учащиеся 5-9 классов знают даты начала и окончания ВОв на 72%. 2) только 6 % смогли верно ответить на вопрос, что такое фашизм. 3)16 % учащихся смогли назвать имена участников ВОв, представленных на стенде «Они подарили нам жизнь», в центре посёлка. 4) 56% опрошенных смогли назвать участников ВОв, вспомнив родственников, героев художественной литературы, кинофильмов и уроки истории. 5) Лишь один ученик смог вспомнить одного участника ВОв из 7-ми, представленных на школьном стенде. Больщинство учащихся (из 81-ого опрошенных) не смогли вспомнить, где в школе расположен стенд с информацией о выпускниках и педагогах школы № 1, ставшими участниками ВОв. А ведь названные классы в течение 5-и месяцев ходили мимо этого стенда.
Встал вопрос, как работать дальше? Хотя один в поле и не воин, всё же было решено: внимательнее продумывать формы внеурочной деятельности. Краеведческая исследовательская работа ученицы 7 класса Ксении Петровой «Тропа памяти. 1-ый маршрут» стала серьёзным практическим вкладом в патриотическое воспитание детей. В посёлке есть 2 обелиска, к которым 9 Мая возлагают цветы, возле которых проводят митинги скорби и памяти. Однако, ни на одном из них нет имён тех, кто отдал жизнь в борьбе против фашизма. Исследовательская работа 7-классницы рассказывала же о тех, кто в годы ВОв воевал на передовой и в тылу врага. 1-ый маршрут «Тропы памяти» состоит из историй 6 мужчин, переживших войну и вернувшихся домой.
В ходе виртуальных экскурсий школьники 5-9 классов узнали от Ксении не только о том, где и как сражались земляки, но и как сложилась их дальнейшая судьба. Так, например, радист Илья Александрович Приходько стал учителем математики, директором школы, членом Союза писателей Кузбасса. Принимая участие в ожесточенных боях под Воронежом, 27 июля 1942 года он был тяжело ранен. Об этом Илья Александрович писал в стихотворении «Счастливый человек»…
Радист Александр Дмитриевич Сердюков, танкист Иван Лаврентьевич Скоробрех, юный партизан Иван Михайлович Быков, старшина Краснофлотской службы Николай Никитич Журавлёв, подводник Николай Иванович Кириллов - все вернулись , работали достойно, но до наших дней не дожили. О них рассказывала Ксения Петрова, не только демонстрируя презентацию, но и показывая места их захоронения. 1-ая экскурсия по старому кладбищу посёлка была проведена 9 Мая, в день поминовения усопших воинов. 7-классники возложили цветы на могилы участников ВОв и их помянули. Так было положено начало новой традиции учащихся 1 школы.
Экскурсии, проведённые Ксенией в апреле 2014 года, дали положительные ожидаемые результаты: 5-классники, 7-классники, 8-классники единодушно поддержали идею уборки заброшенных могил участников ВОв. 18 сентября, 4 октября и 26 октября 2014 года ими была ликвидирована свалка возле могилы Кириллова Николая Ивановича.
Продолжить работу по воспитанию чувства памяти, чувства уважения, долга можно, и работая в школьном летнем лагере. Так участие в Дне скорби и памяти 21 июня может быть неформальным. Этим летом, прежде чем отправиться на митинг, в старшим отрядах (3-7 классы) были проведены беседы по вопросам: « Когда началась ВОв? Где в настоящее время идёт война? Что вы знаете об этой войне? Какие чувства испытываете, когда видите военные репортажи ? и т. д.» Продолжением беседы стал выпуск листовок, которые дети прикрепили на спины, отправившись на митинг. На митинге 8-классницы Лиза Абзалова и Анна Ишмулкина, теперь уже ученицы губернаторских учебных учреждений, провели акцию в поддержку людей Донбасса. Под плакатом «Мы против войны на Украине! А ты?» девушки собрали 300 подписей на митинге, посвящённом началу ВОв.
Социальную сеть «Одноклассники» можно с полным правом в настоящее время считать одним из современнейших средств воспитания. Поэтому фотографии результатов акций, проведённых 21 июня и 18 сентября, были выложены в группы: «Мировое политическое шоу», «Мы, яйские, и поступью, и родом…», «Школа № 1 рулит». Районная газета «Наше время», областная газета «Кузбасс» также знакомили жителей посёлка с результатами гражданской активности детей, что стало мотивировать школьников на продолжение работы в данном направлении.
Больше всего детям нравится бывать там, где они никогда не бывали. Они любят путешествовать. Потому в памяти учеников навсегда останутся посещение Мемориала жертвам сиблага (г. Мариинск), поездки в Марьевский и Улановский музеи, знакомство с местным храмом святого Онуфрия. В течение последних 8 лет ученики не просто посещают Фёдоровские чтения, а становятся его активными участниками.
Для некоторых учащихся знакомство с историей родного края становится отправной точкой в исследовательской деятельности. За последнее десятилетие ученицами были созданы 8 краеведческих работ. 6 работ были посвящены жизни и творчеству поэта В.Д. Фёдорова, бывшего ученика школы. 11 раз девушки становились победителями и призёрами областных краеведческих конференций, из них две ученицы участвовали в финале всероссийской конференции «Отечество». Василиса Романова и Светлана Бубликова становились лауреатами конкурса экскурсоводов в г. Москве. Работа «Состояние религиозности учащихся 1 школы» Евг. Грошевой стала призёром Всероссийской конференции в г. Анжеро-Судженске. Юные исследователи обязательно представляют результаты работы одноклассникам на уроках литературы.
В школьную программу по литературе не входит стихотворение А. С. Пушкина, так часто цитируемое российскими патриотами:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Думаю, не мне одной очень хочется, чтобы наши дети не просто выросли здоровыми и умными, но и патриотами своей страны. И этого мы (педагоги и родители) можем и должны добиваться не только словом, но и делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Тема: 60-летие победыЦели:1. Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2. Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....
Система работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию отражает основное направление в работе с учащимися подросткового возраста....
Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории
В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....
Курсовая работа Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ
Работу можно использовать как доклад на педсовете, совещании, родительском собрании и т.д....
Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»
Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»...
Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».
Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...