Никто не забыт!? Ничто не забыто!? О некоторых формах работы по патриотическому воспитанию детей.
статья (5 класс) на тему

Морозова Светлана Ивановна

Автор  доклада делится опытом использования  некоторых форм работы по  патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов. Он признаёт низкую эффективность таких форм работы, как конкурсы актёрского мастерства и выразительного чтения, литературные конкурсы. В докладе приведены  результаты анкеты "Имена героев Великой Отечественной войны", проведённой среди учащихся 5-9 классов.  Учитель приводит примеры использования в своей практике   следующих форм работы: просмотр кинофильмов и их анализ,  встречи с писателями и поэтами России и Сибири, создание  исследовательских работ,  проведение реальных и виртуальных экскурсий, участие в митингах, проведение акций, сотрудничество со  СМИ,  путешествия по родному краю,  посещение краеведческих и литературных музеев, участие в краеведческих конференциях,  чтениях, тимуровское движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        « Никто не забыт!?  Ничто не забыто!?».  О некоторых формах работы по патриотическому воспитанию детей.

Светлана Ивановна Морозова,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»

       Форм работы по патриотическому воспитанию детей  существует великое множество:  они подробно описаны  в методической литературе. Некоторые из них стали традиционными: например,  конкурс  актёрского мастерства, конкурс чтецов,  конкурс литературных работ.  

        За последние 10 лет работы мною было подготовлено  32 выступления, посвящённых Великой Отечественной войне.   Из 17,  прозвучавших  на районных конкурсах,  10 - были отмечены.

        Ежегодно проходят областные и районные литературные конкурсы,  посвящённые подвигу русского народа в войне.  Мои ученики участвовали в 11-ти областных и районных конкурсах. Ими были написаны  7 сочинений и 4 стихотворения. Из них четыре  работы были отмечены на районных конкурсах.

         Насколько эффективны эти формы работы  в плане воспитания патриотизма?  В этих традиционных конкурсах участвуют единицы детей. 1-ый этап конкурсов проходит на школьном уровне.  Победители получают право представлять школу на районном конкурсе. Присутствуют на этих конкурсах,  в основной массе своей,   сами  же конкурсанты.  Сочинения, стихотворения создают  единицы, и  их творчество редко становится известным большинству детей. Таким образом, считать эти формы  работы эффективными,   спорно.

        Во все времена был и остаётся любимейшей формой обучения и воспитания учащихся просмотр кинофильмов и их анализ. Однако,  использовала я её всего лишь четырежды:  «Четвёртая высота»,  «Повесть о настоящем человеке»,  «Белый тигр»  и «Сталинград». В первых трёх случаях обучающиеся сравнивали  тексты произведений с  фильмами.

        В течение последних нескольких лет п.г.т. Яя посетили  писатели  и поэты  России и Сибири:  И. В.Бояшов, С.  Л. Донбай,  Б. В. Бурмистров,  А. И. Катков,  А. П. Иленко,  Г.В. Боченков.  К творческим  встречам  с ними школьники обязательно готовились: читали  и анализировали  произведения,  готовили вопросы. Тема  войны и мира поднималась всегда. Вопросы, подготовленные в сентябре 2013 года автору  книги « Танкист, или Белый тигр»  И. В. Бояшову, подростки помнят до сих пор. Бережно хранят и автографы, оставленные им на обложках дневников и тетрадей.

         В рабочих программах,  составленных мною на основе  авторской программы  по литературе  Г.С. Меркина, С.А. Зинина,  В.А. Чалмаева,  есть уроки, посвящённые произведениям о Великой Отечественной войне (Например, в 6-ом классе  знакомятся с поэзией о ВО  войне, в 7-ом – с главами из поэмы А. Твардовский «Василий Тёркин», лирикой поэтов-участников ВО войны, рассказом Б.Л. Васильева  «Экспонат №…», в 9-ом классе- с рассказом М. А. Шолохова «Судьба человека»).  В этом году впервые включила в программу тему: Кузбасские святые.  Работая по  программам, испытывала сомнения: достаточно ли уроков литературы и  традиционных конкурсов для воспитания у учащихся  чувства памяти,  чувства уважения, долга?

           Разрешить сомнения помогла анкета  «Имена  участников ВОв»,  предложенная учащимся 5-9 классов школы.  Она состояла  из 5-и  вопросов: 1) Назовите года ВОв , 2) Что такое фашизм?,  3) Назовите фамилии участников ВОв, чьи фотографии представлены в центре посёлка, на стенде «Они подарили нам жизнь»,  4)Каких участников ВОв  вы знаете?, 5) Каким героям ВОв посвящён стенд на 3-ьем этаже нашей школы?

         Результаты анкеты неприятно удивили не только меня, но  и самих подростков.  Краеведы районной конференции «Живи, Кузнецкая земля!» были поражены показателями  исследования. Коллеги справедливо беспокоились: престиж школы пострадает…Оказалось, что 1) в среднем опрошенные  учащиеся 5-9 классов знают даты начала и окончания ВОв на 72%.  2) только 6 %  смогли  верно ответить на вопрос, что такое фашизм. 3)16 % учащихся смогли назвать имена участников ВОв, представленных на стенде «Они подарили нам жизнь»,  в центре посёлка. 4) 56% опрошенных смогли назвать участников ВОв, вспомнив родственников,  героев художественной литературы,  кинофильмов и уроки истории. 5) Лишь один ученик  смог  вспомнить одного участника ВОв  из 7-ми,  представленных на школьном стенде. Больщинство   учащихся (из 81-ого опрошенных) не смогли  вспомнить,  где в школе расположен стенд с информацией о выпускниках  и педагогах школы № 1, ставшими участниками ВОв.  А ведь названные классы в течение 5-и  месяцев ходили мимо этого стенда.

        Встал вопрос, как работать дальше?  Хотя один в поле и  не воин, всё же было решено:  внимательнее  продумывать формы внеурочной деятельности. Краеведческая  исследовательская работа ученицы 7 класса Ксении Петровой «Тропа памяти. 1-ый маршрут» стала серьёзным  практическим вкладом в  патриотическое воспитание детей.  В посёлке есть 2 обелиска, к которым 9 Мая возлагают цветы,  возле которых проводят митинги скорби и памяти. Однако,  ни на одном из них нет имён тех, кто отдал жизнь в борьбе против фашизма.  Исследовательская  работа 7-классницы рассказывала  же о тех, кто в годы ВОв воевал на передовой и в тылу врага.  1-ый маршрут «Тропы памяти» состоит из историй 6 мужчин,  переживших войну и вернувшихся  домой.  

        В ходе виртуальных  экскурсий  школьники  5-9 классов узнали от Ксении   не только  о  том, где и как сражались земляки, но  и как сложилась их дальнейшая  судьба. Так, например,  радист Илья Александрович Приходько стал учителем математики,  директором школы,  членом Союза писателей  Кузбасса. Принимая участие в ожесточенных боях под Воронежом,  27 июля 1942 года он был тяжело ранен. Об этом Илья Александрович писал в стихотворении «Счастливый человек»…

      Радист Александр Дмитриевич Сердюков,   танкист Иван Лаврентьевич Скоробрех, юный партизан Иван Михайлович Быков, старшина Краснофлотской службы Николай Никитич Журавлёв,  подводник Николай Иванович Кириллов - все вернулись , работали достойно, но до наших дней не дожили. О них рассказывала  Ксения Петрова, не только  демонстрируя  презентацию, но и показывая места их захоронения. 1-ая экскурсия по старому кладбищу посёлка была проведена 9 Мая, в день поминовения усопших воинов. 7-классники  возложили цветы на могилы участников ВОв и их помянули.  Так было положено начало новой традиции  учащихся 1 школы.

          Экскурсии,  проведённые Ксенией в апреле 2014 года,  дали положительные ожидаемые результаты: 5-классники, 7-классники,  8-классники единодушно поддержали идею уборки заброшенных могил участников ВОв.  18 сентября, 4 октября и 26 октября   2014 года ими была ликвидирована свалка  возле могилы  Кириллова Николая Ивановича.

         Продолжить работу по воспитанию чувства памяти,  чувства уважения, долга можно,  и работая в школьном летнем лагере. Так  участие в Дне скорби и памяти 21 июня может быть неформальным. Этим летом,  прежде чем отправиться на митинг, в старшим отрядах (3-7 классы) были проведены беседы по вопросам: « Когда началась  ВОв?  Где в настоящее время идёт война? Что вы знаете об этой войне? Какие чувства испытываете, когда видите военные репортажи ? и т. д.»  Продолжением беседы стал выпуск листовок,  которые дети прикрепили на спины, отправившись на митинг. На митинге 8-классницы Лиза Абзалова и Анна Ишмулкина, теперь уже ученицы губернаторских учебных учреждений, провели акцию в поддержку людей Донбасса. Под плакатом «Мы против войны на Украине!  А ты?» девушки собрали 300 подписей на митинге, посвящённом началу ВОв.                                            

           Социальную  сеть «Одноклассники» можно с полным правом в настоящее время считать одним  из современнейших средств  воспитания.  Поэтому фотографии результатов  акций, проведённых  21 июня и 18 сентября,    были выложены в группы:  «Мировое политическое шоу», «Мы,  яйские,  и поступью,  и родом…»,  «Школа № 1 рулит».  Районная газета «Наше время»,  областная газета «Кузбасс» также знакомили жителей посёлка с результатами гражданской  активности детей, что стало мотивировать школьников на продолжение работы в данном направлении.

         Больше всего детям  нравится бывать там, где они никогда не бывали. Они любят путешествовать.  Потому в памяти  учеников  навсегда останутся  посещение  Мемориала жертвам сиблага (г. Мариинск), поездки  в Марьевский  и Улановский музеи,  знакомство с местным  храмом святого Онуфрия. В течение последних 8 лет ученики не просто посещают Фёдоровские чтения, а становятся его активными участниками.

           Для некоторых учащихся знакомство с историей родного края становится отправной точкой  в исследовательской деятельности. За последнее десятилетие ученицами  были созданы 8 краеведческих работ. 6 работ были посвящены жизни и творчеству поэта В.Д. Фёдорова,  бывшего  ученика школы.  11 раз девушки  становились победителями  и призёрами  областных краеведческих  конференций,  из них  две ученицы  участвовали в  финале всероссийской конференции «Отечество». Василиса Романова и Светлана Бубликова  становились лауреатами конкурса экскурсоводов  в г. Москве. Работа  «Состояние религиозности учащихся 1 школы»  Евг. Грошевой стала призёром Всероссийской конференции в г. Анжеро-Судженске. Юные исследователи обязательно представляют результаты работы одноклассникам  на уроках литературы.

         В школьную программу по литературе не входит стихотворение А. С. Пушкина, так часто цитируемое российскими патриотами:                                                                                                                              

                                      Два чувства дивно близки нам,

                                      В них обретает сердце пищу:

                                      Любовь к родному пепелищу,

                                      Любовь к отеческим гробам.

Думаю, не мне одной   очень  хочется, чтобы наши дети не просто выросли здоровыми и умными,  но и патриотами своей страны. И  этого мы (педагоги и родители) можем  и должны добиваться не только словом, но и делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Тема: 60-летие победыЦели:1.  Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2.  Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....

Система работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию отражает основное направление в работе с учащимися подросткового возраста....

Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории

В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Курсовая работа Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ

Работу можно использовать как доклад на педсовете, совещании, родительском собрании и т.д....

Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»

Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».

Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...