выступление на педагогическом совете с анализом работы по теме "Аутичные дети"
консультация

Ижбулдина Мария Викторовна

              в комплексе социально - адаптированная среда, индивидуальный образовательный маршрут, щадящие условия, режим и взаимодействие всех специалистов детского учреждения – помогают облегчить пребывание аутичных детей с интеллектуальной недостаточностью в детском саду,                              незначительно, но корректировать поведение таких детей и по возможности вовлекать их в образовательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_autizm.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Аутичные дети с нарушениями интеллекта.

Аутизм – особая форма нарушенного психического развития, для которого характерны: неравномерность формирования различных психических функций; трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром; стереотипность в поведении; задержка и нарушение речевого развития (особенно коммуникативных функций речи).

В отличие от аутичных детей с сохранным интеллектом, дети нашего учреждения (детского сада компенсирующего вида) имеют еще диагноз – интеллектуальная недостаточность, что значительно затрудняет работу и требует более тщательного изучения проблемы, а также разработку индивидуального образовательного маршрута для наших детей.

В каждой группе нашего учреждения, есть по 2-3 ребенка со сложным диагнозом – аутизм, и, к сожалению, с каждым годом их количество увеличивается. Хотя, дети и с одним диагнозом, аутистический спектр у каждого из них проявляется по – разному. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, определенные «комфортные» условия для пребывания в группе. Поведение детей неадекватно, контакт с ними практически недоступен, могут взаимодействовать только по их желанию и нужде. Дети плачут, падают, катаются по полу, бесценно бегают по группе, либо уединяются. Показывают криком, визгом свой протест или нежелание контактирования. Им необходимо личное пространство, уединенность, любое вмешательство со стороны взрослого или детей в их «мир» воспринимается болезненно и агрессивно. Выход из группы в другое помещение сопровождается криком, страхом, негативными проявлениями к окружающим.

Продуктивная познавательная и учебная деятельность практически невозможна. Дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Интерес к игрушкам, дидактическому материалу – поверхностный, либо отсутствует. В основном отмечаются манипуляции с материалом и игрушками, их привлекают сенсорные свойства (яркий цвет, звук, величина предмета, поверхность).  Часто дети вертят в руках понравившиеся им предметы, берут их в рот, стучат ими по столу, либо бросают на пол. Действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичные дети отказываются, поскольку социальное назначение предмета для них не важно. Чаще отрицательно реагируют на «включение» взрослого в игровой процесс. Наблюдается: крик, истерика, нежелание взаимодействовать, бросание материала на пол, либо ребенок падает на пол сам. Привлечение к деятельности чаще безрезультативно.

Аутичные дети в коллективные, совместные и подвижные игры не включаются, не взаимодействуют со сверстниками. Игровая деятельность значительно затруднена, либо невозможна.

Также в группах есть дети, у которых частично прослеживаются аутистические проявления. Дети любят находиться в одиночестве, контакт с ними малопродуктивен, поведение не всегда адекватно ситуации, дети действуют по настроению, упрямятся, кричат, требуют постоянного контроля со стороны взрослых. Но в отличие от сложных аутичных детей – на данный момент вступают в формальный контакт со взрослыми и детьми, привлекаются к деятельности, могут играть рядом со сверстниками, сидеть за столом, повторять движения за педагогом.

Работая с аутичными детьми с нарушениями интеллекта, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной, и трудоёмкой. На первых этапах взаимодействия - аутичный ребенок отказывается от контакта, проявляет капризность, плаксивость, отрицательно реагирует на сотрудничество. Поэтому проводить индивидуальную работу, вовлекать в игры, необходимо только исходя из реальных возможностей, желания и настроя ребенка. Планируя работу необходимо иметь дополнительно несколько игр, чтобы легко изменить свой план и подобрать «ключик» к ребёнку. Основными задачами в работе с аутичными детьми являются – установление контакта, возможность взаимодействия с ними, обучение через игровые моменты, адаптация и социализация ребенка, учитывая сложность и степень тяжести диагноза, так как речь идет не только об аутизме, но и о сочетанных с ним дефектах развития, что усложняет работу в целом.

При работе с детьми аутистического спектра рекомендовано:

1.  Учитывать сложность дефекта.

2.  Исходить из интересов ребенка.

3.  Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе, где находится ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию.

10. Избегать переутомления ребенка.

Также в помощь педагогам ДОУ могу порекомендовать индивидуальные игры психолога – дефектолога Г. Д. Черепановой, статьи «Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» (журнал «Дошкольная педагогика», март, 2013г.), «Учебно – методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» (журнал «Дошкольная педагогика», октябрь, 2015 г.), «Использование песочной анимации в профилактике нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей» (журнал «Дошкольная педагогика», март, 2014 г.), интернет ресурсы.

Таким образом, в комплексе социально - адаптированная среда, индивидуальный образовательный маршрут, щадящие условия, режим и взаимодействие всех специалистов детского учреждения – помогают облегчить пребывание аутичных детей с интеллектуальной недостаточностью в детском саду, незначительно, но корректировать поведение таких детей и по возможности вовлекать их в образовательную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...

Анализ ЕГКР в 11-х классах по математике. Выступление на педагогическом совете.

Анализ ЕГКР в 11-х классах по математике. Выступление на пндагогическом совете....