Дополнительное образование по математике
статья на тему
Работа на тему "Дополнительное образование по математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительное образование по математике | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт/факультет | Институт математики, физики и информатики |
(полное наименование института/факультета) | |
Кафедра | Математического анализа и методики обучения математике в вузе |
(полное наименование кафедры) | |
Специальность | 050100 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика» |
(код ОКСО и наименование специальности) |
Курсовая работа
Дополнительное образование по математике
Выполнил студент группы | _________32________ | |||||||||
(номер группы) | ||||||||||
Ю. Н. Копачёва | _________________________ | |||||||||
(И.О.Фамилия) | (подпись, дата) | |||||||||
Форма обучения | очная | |||||||||
Научный руководитель: | ||||||||||
ст.пр.каф. МАиМОМ в вузе О.В. Берсенева | ||||||||||
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)) | (подпись, дата) | |||||||||
Оценка | ||||||||||
Красноярск, 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………..........…….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ..........................5
1.1. История развития дополнительного образования школьников в России……………………………………………………………………………...5
1.2. Современное состояние проблемы дополнительного образования...9
1.3. Формы и виды организации дополнительного образования по математике………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ .....................................................................................................23
2.1. Способы организации дополнительного образования по математике..............................................................................................................23
2.2. Организация дополнительного образования на примере заочной физико-математической школы «АВАНГАРД» ………………………...……..29
Заключение…………………………………………………………………….....33
Библиографический список……………………………………………………..34
Введение
Дополнительное образование является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений. В образовательных учреждениях формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности преподавателей [14].
Еще начиная со школы, многие учащиеся хотят получить дополнительное образование, которое возможно получить в различных направлениях. Не исключением является и дополнительное образование по математике, так как учащимся трудно обойтись без дополнительных знаний в этой области, особенно если ребенок уже определился с выбором института или факультета, куда он будет поступать для получения образования. Математическое развитие у школьников это один из факторов, причем самых важных, который обеспечивает готовность человека к непрерывному образованию, а также к самообразованию в разных областях деятельности человека.
Нередко случается так, что в школе учащиеся не получают необходимых знаний по математике, которых достаточно бы было для поступления в учебное заведение, для этого как раз и необходимо дополнительное образование по математике. Дополнительное образование по математике, возможно получить, нанимая репетитора по данному направлению, либо надо ходить на курсы для подготовки к вступительным экзаменам или для подготовки к единому государственному экзамену, которые проводятся в высших учебных заведениях. Кроме выше перечисленного, дополнительное образование по математике можно получить в виде видеоуроков или видеолекций.
Некоторые исследователи отмечают, что в настоящее время остро встаёт проблема создания единой системы дополнительного математического образования вузов. Решение данной проблемы во многом зависит от установления преемственных взаимосвязей между отдельными звеньями этой системы и, как следствие, от качества обучения математике, как в средней школе, так и в вузе [5].
В настоящее время важно в процессе обучения развивать задатки и способности учеников, которые обеспечили бы их устойчивое саморазвитие в жизни. В современных школах из-за ограниченности времени учебной и внеучебной деятельности не в полной мере реализуется эта задача. Компенсировать этот пробел возможно за счет организации дополнительного образования. Данное обстоятельство и обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования состоит в изучении способов организации дополнительного образования и рассмотрении способов организации дополнительного образования по математике.
Поставленная цель реализуется следующими задачами:
· на основе анализа научно-практической и методической литературы определить современное состояние развития системы дополнительного образования по математике;
· выделить и охарактеризовать основные способы и формы организации дополнительного образования по математике;
· проиллюстрировать организацию дополнительного образования по математике на примере заочной математической школы..
Объект исследования: процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: дополнительное образование по математике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1. История развития дополнительного образования школьников в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования.
Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей, этими периодами являются временные отрезки: конец XIX - начало XX века, 20-30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время.
Идеи внешкольного образования начали овладевать передовыми умами еще в XIX веке. Общественность понимала, что социально-экономические условия вынуждали детей включаться в производство рано, а они не имели возможностей для полноценного развития [11].
Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования [18].
В конце XIX – начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа». Е.Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами» [24].
В 20-30-е годы XX века внешкольная деятельность в принципе сохраняет и развивает формы, существовавшие до 1917 г. Содержание внешкольной работы обогащается делами пионерской и комсомольской организации как неотъемлемых частей воспитания личности социалистического государства.
Во внешкольных учреждениях основной организационной формой в эти годы стали кружки по интересам. Первоначально их главными задачами были обучение детей основным трудовым умениям рабочих специальностей.
Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX века, по мнению исследователя О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников [17].
В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров).
В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах [23].
Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70-80-е годы XX века. Именно в этот период, подчеркивает исследователь В. И. Семенова, определились главные направления социально-педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми [12].
Процесс становления дополнительного образования вызвал интерес не только у педагогов-практиков, но и у ученых, которые в своих исследованиях научно обосновывают такое социально-педагогическое явление, как дополнительное образование.
Исследователи характеризуют дополнительное образование как:
· особое образовательное пространство, где объективно задаются множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации, так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована;
· целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемых через творческие образовательные программы, не входящие в содержание Госстандартов образования;
· специфически органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;
· образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени.
Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности [2].
Закон РФ «ОБ образовании» 1992 г. обозначил один тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка [15].
Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования: отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиций; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей стала образовательная функция; функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.
Для учреждений дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образования [16].
1.2. Современное состояние проблемы дополнительного образования
Сегодня большую часть деятельности учителей под названием «внешкольная (внеурочная) работа по математике» называют дополнительным математическим образованием (ДМО) детей, которая выходит далеко за рамки обычных внеклассных занятий. Данные мероприятия проводятся для воспитания и организации досуга школьников. В основе современного дополнительного математического образования – образовательный блок, который компенсирует когнитивные, коммуникативные и иные потребности детей, нереализованные в рамках предметного обучения в школе.
Ценность дополнительного математического образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего математического образования, способствует применению на практике знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует обучающихся к познанию. А главное – в условиях дополнительного математического образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [13].
Основное математическое и дополнительное математическое образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.
Чтобы дополнительное математическое образование могло максимально реализовать заложенный в ребенке потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы.
Посмотрим, в каком состоянии находится сегодня в школе дополнительное математическое образование. В общеобразовательных школах, в отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся специалисты-профессионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, дело обстоит намного сложнее. Как правило, в школе этот вид образования осуществляется на имеющейся базе, причем ее же кадрами, то есть учителями-предметниками. При этом сам термин «дополнительное математическое образование» многими учителями до сих пор воспринимается с недоумением. Зачем, мол, какое-то мудреное название для обычной кружковой работы, тем более что популярность школьных секций, клубов, кружков за последнее десятилетие пошла на убыль, а роль классного руководителя, который направлял внеурочные интересы учащихся, и без того снизилась.
Фактически такое положение устраивало многих учителей, считавших, основной своей заботой ведение уроков. Скудное финансирование, по сути дела, поддерживало такую точку зрения. Нежелание учителей знать о внеурочных интересах ребенка сейчас стало особенно заметным и вызывает тревогу. Введенная в 1992 году в систему российского образования специальность «педагог дополнительного образования» не получила достаточного распространения в общеобразовательных школах.
Как обычно, становление нового направления образования зависит от энергии и добросовестности энтузиастов. Поэтому неудивительно, что среди школьных педагогов пока преобладает настороженное отношение к идее интеграции дополнительного математического образования в современную школу. Одни заявляют, что дополнительное математическое образование – это обязанность специализированных детских учреждений, а не школы. Другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости. Третьи полагают, что сегодня достаточно вернуться к прежней кружковой работе в связи с социально-экономическими сложностями. Каждое мнение небезосновательно, но едва ли нужно впадать в крайности [6].
В отличие от общего математического образования, дополнительное математическое образование не имеет фиксированных сроков завершения. Его можно начать на любом возрастном этапе и в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой.
Математика занимает особое место в общем образовании человека. На протяжении многих лет происходит изменение отношения учащихся к математике. Наблюдается снижение популярности математики среди школьников, о чем свидетельствуют беседы с учащимися и учителями, а также низкие конкурсы в вузы с вступительными экзаменами по математике и зачастую невысокие результаты последних [20].
Снижение уровня образования обуславливалось изменениями в обществе, недостаточном финансированием. К концу 90-х годов начинает подниматься престиж качественного образования, в связи с этим возрождаются многие угасающие формы работы с учащимися, активно развивается дополнительное математическое образование учащихся.
Под дополнительным математическим образованием мы понимаем образовательный процесс, нацеленный на развитие учащихся, формирование у них интереса к математике и обеспечивающий расширение и углубление программного материала. Дополнительное математическое образование призвано решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.
Сфера дополнительного математического образования обладает рядом преимуществ по сравнению с основным, владея большей свободой в отборе содержания, форм, методов и средств обучения. Содержание дополнительного математического образования может быть оторвано от целей и задач основного образования [3].
1.3. Формы и виды организации дополнительного образования по математике
Рассмотрим несколько взаимосвязанных форм дополнительного математического образования. Опытная работа П. М. Горева и его собственная практика обучения школьников математике в ДМО показала, что эффективными оказываются следующие из них [10].
1. Основной формой организации работы в дополнительном математическом образовании являются занятия математического кружка. Они несут основную содержательную нагрузку дополнительного математического образования учащихся в школе. Следует отметить, что занятия кружка обладают большим потенциалом в развивающей и воспитательной работе с учениками. «Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся».
По нашему мнению, кружковые занятия должны проходить в разнообразных формах, учитывающих индивидуальные особенности учащихся и организационные факторы, связанные со временем, местом проведения и содержанием кружка. Система кружковых занятий должна быть максимально гибкой: учитывать интересы и способности каждого школьника, давать возможность вновь прибывающим учащимся начинать заниматься в кружке с любого момента. В то же время содержание должно отвечать принципу концентрической последовательности: один и тот же материал изучается несколько раз на разных этапах с различным уровнем сложности [21].
Одним из основных видов кружка является тематическое занятие по решению задач [1]. Как правило, на таких занятиях члены кружка решают подобранные учителем или специально подготовленным школьником задачи на определенную тему.
Другим видом кружка является презентация исследований учащихся в пленарном или стендовом виде. Как правило, она представляет собой выступление членов кружка по теме своего исследования, реализуемого в рамках проектно-исследовательской деятельности. Презентация исследований школьников является результатом их проектно-исследовательской учебной творческой деятельности, осуществляемой при использовании в обучении метода проектов. Реализация проекта, как правило, представляется в презентации полученного продукта в одной из предусмотренных форм: сайт, газета, портфолио, игра, анализ данных, видеоролик, пакет рекомендаций, стенд, статья, учебное пособие, справочник, сценарий, прогноз, публикация, экскурсия и т.д.
Среди других форм организации кружка, нашедших применение в практической работе, укажем следующие:
– занятие по решению разнородных задач проводится с целью ознакомления учащихся с основными идеями, методами и конструкциями в математике, а также при подготовке к математическим соревнованиям;
– занятие по разбору задач, решаемых учащимися дома, проводится в рамках реализации самообразования учащихся во внеклассной работе по предмету;
– беседы на математические или историко-математические темы способствуют формированию у учащихся общего восприятия математики как науки, влияют на развитие интереса школьников к занятиям кружка;
– изготовление наглядных пособий по математике дает возможность понять учащимся некоторые аспекты математики через непосредственную деятельность, что, несомненно, вызывает живой интерес к занятиям;
– математические экскурсии и геодезические работы на местности осуществляют межпредметные связи математики с другими отраслями науки и техники, приводят в действие механизм осознания практической значимости математического содержания;
– круглые столы по различным проблемам математики вскрывают суть математических проблем, способствуют организации школьников к чтению математической и периодической литературы, а также собственным исследованиям учащихся.
Следует отметить, что кружок для младших школьников должен отличаться большим разнообразием материала, представленного на одном занятии. Игровая форма разминки в начале занятия, самостоятельное решение «хитрых» задач, знакомство с историческим материалом, решение объектных головоломок (то есть таких, которые можно подержать в руках) превращают занятие в чтение «живого журнала», каждая непрочитанная страница которого должна быть желанной для каждого школьника.
Таким образом, являясь основной формой организации работы в дополнительном математическом образовании, математический кружок во всем разнообразии форм его проведения является составной частью модели организации учебной деятельности школьников в дополнительном математическом образовании и концентрирует в себе основные содержательные линии и определяет общую образовательную политику дополнительного математического образования [21].
2. Полученные в рамках работы математического кружка знания и умения находят свое применение при участии школьников в разнообразных математических соревнованиях, являющихся еще одной формой дополнительного математического образования.
Среди наиболее ярких форм математических соревнований отметим: математические бои; математические олимпиады; математическую драку; математический хоккей; математический аукцион; математические викторины, в том числе «Брейн-ринг» ; математические турниры, в том числе математический КВН; остериаду; математическую карусель [9].
Отметим также, что к списку математических соревнований следует добавить общеинтеллектуальные мероприятия, которые дают возможность разнообразить работу в дополнительном математическом образовании, внести в его структуру тенденцию к получению знаний вообще, а не только математических, развить в учащихся общую мыслительную культуру.
Многие из указанных соревнований являются командными. Это позволяет сформировать у учащихся умение работать в команде, воспитывает у них взаимопомощь и толерантность в общении со сверстниками.
Опыт преподавателей показывает, что систематическое проведение математических мероприятий поддерживает спортивный интерес как к самим соревнованиям, так и к занятиям кружка и всего дополнительного математического образования в целом. Постоянное проведение соревнований вносит азарт и живость в дополнительном математическом образовании, обеспечивает здоровую конкуренцию среди участников кружка. Отсутствие балловой оценки результатов работы в кружке, специфика его задачного материала делает математическое соревнование одновременно и промежуточной самооценкой школьника, и стимулом к дальнейшим занятиям в кружке.
3. Важным этапом в осуществлении дополнительного математического образования является создание условий для функционирования школьной математической печати.
На наш взгляд, школьная математическая печать является неотъемлемой составляющей в пропаганде математических знаний и формировании познавательного интереса учащихся. Ко всему прочему, выпуск школьной математической печати имеет большое воспитательное значение в работе со школьниками.
К основным видам школьной математической печати отнесем многотиражную математическую газету, стенгазету (статическая школьная математическая печать), математический стенд, журнал математического кружка (динамическая школьная математическая печать).
Многотиражная математическая газета для школьников представляет собой не только блок интересной и полезной информации, но и является средством самовыражения некоторых школьников, связующим звеном для общения более широких масс, нежели собирает кружок или клуб. Общая газета для школьников разных возрастов дает возможность младшим школьникам интересоваться вопросами, изложенными для более старших школьников, а, значит, повышать уровень своей математической культуры.
Среди разнообразных форм школьной математической печати особо выделим журнал математического кружка, который наиболее эффективно используется в практической деятельности [9]. Членами кружка периодически выпускается несколько тематических страниц, посвященных материалу, разобранному на занятиях. Выпущенные в течение года страницы подшиваются в одну папку, которую мы далее будем называть журналом математического кружка. Каждая страница журнала посвящается лишь одной теме (или ее логически завершенной части) и создается совместно педагогом и школьниками на трех этапах.
Можно выделить и другие виды математической печати: уголок математики, математическая фотогазета, монтажи фотографий и рисунков, математический альбом. Эти виды математической печати не получили широкого распространения, однако представляют собой определенный интерес для учителей математики и методистов.
Таким образом, школьная математическая печать является неотъемлемой частью нашей модели организации учебной математической деятельности в дополнительном математическом образовании.
4. Особое место в организации дополнительного математического образования играет система кураторства младших школьников старшими.
Систему кураторства младших школьников старшими в своей работе успешно применяет Р. Г. Хазанкин [25]. Основные цели такой системы заключаются в повышении интереса школьников к математике, помощи в овладении предметом, неформальный обмен опытом.
Кураторство организуется на нескольких уровнях: уровень общения заключается в помощи педагогу в проведении внеклассных мероприятий; уровень сотрудничества – в помощи учащимся в подготовке к кружковым занятиям, тренинг команд для соревнований, выпуск математических газет.
5. Неотъемлемой частью в организации дополнительного математического образования является развитие связей с другими учебными заведениями.
Нет большой необходимости говорить, что нужно постоянно держать связь, проводить совместные соревнования, производить обмен мнениями с другими образовательными учреждениями с целью сравнительного анализа достижений школ и дальнейшего обмена опытом.
6. Важным в организации учебной математической деятельности в дополнительном математическом образовании является открытие в школе специального учебно-методического кабинета для самостоятельной работы учащихся.
Наличие в школе специального учебно-методического кабинета, доступного школьникам в их свободное время – большой плюс к повышению интереса к математике и развитию учащихся. Он оборудуется необходимым числом рабочих мест. Школьникам в таком кабинете должна быть доступна интересующая их литература по математике, задачники. Со временем, силами педагогов и учащихся образуется банк задач, наглядных пособий, методических разработок мероприятий, объектных головоломок. В кабинете проводятся занятия кружка, проходят заседания клуба.
Таким образом, учебно-методический кабинет становится школьным центром математического образования, в том числе и дополнительного. Правильная организация его работы создает условия для постоянного функционирования, как отдельных составляющих дополнительного образования, так и всей системы занятий и мероприятий в целом.
Система дополнительного математического образования является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, – по конкретным образовательным программам. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного математического образования не стандартизируется – оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.
Часть научно-методической литературы, посвященной дополнительному математическому образованию, постепенно устаревает. Некоторые темы, которые ранее представляли собой содержание дополнительного образования, стали входить в программу общеобразовательных классов. Многие публикации по дополнительному математическому образованию учащихся 5-6-ых классов представляют собой изложение вариантов использования занимательных задач на внеурочных математических занятиях. Зачастую эти задачи представлены без относительного содержания учебной программы, определенной логики, в большей степени ради занимательности.
Таким образом, среди форм организации дополнительного математического образования важными являются занятия математического кружка, которые несут основную содержательную нагрузку дополнительного математического образования. Содержание же дополнительного математического образования в 5-6-ых классах средней школы требует обновления и систематизации учебной программы [19].
Можно отметить, что формы организации дополнительного математического образования достаточно схожи с формами организации внеклассной работы по математике. Однако можно выявить отличительные черты дополнительного образования от внеклассной работы. Так, И.В. Косолапова выделила общие черты и характерные отличия основного, дополнительного образования и внеклассной работы по предмету:
1. Образование реализуется через сеть образовательных учреждений. Общеобразовательные учебные заведения имеют полномочия для организации всех трёх направлений при очевидном доминировании первого. Кроме того, основное образование остаётся прерогативой школ, гимназий и лицеев. Дополнительное образование, в том случае, если оно осуществляется на базе общеобразовательных учреждений, обеспечивается в зависимости от возможностей местных условий и взаимодействует с учебным процессом. Также в образовательное пространство России входит большое число специализированных учреждений, которое осуществляет организацию дополнительного образования и внеклассной работы.
2. Каждое государство, исходя из своих потребностей и условий, устанавливает определённый уровень результатов обучения, который может изменяться с течением времени, кроме того, отличаться от требований других стран. Этот минимум документально закреплён в программе по предмету и образовательном стандарте. В отличие от них программа дополнительного образования утверждается в конкретном образовательном заведении в соответствии с местными условиями и потребностями. При существующих рекомендациях считается, что программа дополнительного образования обладает гибкостью, позволяющей варьировать содержание в направлении, отвечающем возможностям и желаниям учителей и учащихся. Некоторые курсы могут основываться на обязательном курсе, но должны существенно углублять его содержание. Другие расширяют его, иногда уходя сравнительно далеко, опираясь на знания и умения, не развиваемые в школе. Внеклассная работа вообще не подчиняется единой программе. Как правило, в школах утверждается годовой план этого вида деятельности.
3. Как результат присвоения культурного опыта, основное образование характеризуется уровнем образованности, позволяющим решать какой-либо класс проблем, и подтверждается документами государственного образца (аттестатами, дипломами и т.п.), которые выдаются субъектам на основании итоговых испытаний того или иного общеобразовательного учреждения. Успешность освоения определённого содержания дополнительного образования отражается в свидетельствах, сертификатах и т.п. Обязательный учёт успехов и достижений учащихся характерен как для основного, так и для дополнительного образования. Результаты деятельности учащихся в рамках внеклассной работы, как правило, документально не фиксируются.
4. Среднее образование конституционно гарантировано гражданам России и считается обязательным. Содержание дополнительного образования выбирается школьниками свободно, в соответствии с личными интересами. Однако требования к ученикам, участвующим в деятельности того или иного формирования дополнительного образования, остаются такими же, как при изучении любого обязательного учебного предмета. Дополнительное образование, не являясь обязательным для учащихся, требует от них выбора – черта, объединяющая его с различными формами внеклассной работы и резко отличающая их от обязательных занятий.
5. Уровень индивидуализации процесса обучения и воспитания у дополнительного образования и внеклассной работы выше, чем у основного образования. Специфика дополнительного образования и внеклассной работы заключается в том, что ребенок сам вправе выбирать вид деятельности в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Выбор содержания дополнительного образования определяется потребностями, профессиональными намерениями субъекта.
6. Дополнительное образование и внеклассная работа обладают более высокой степенью удовлетворения познавательных потребностей по сравнению с обязательным образовательным стандартом. В условиях организации дополнительного образования и внеклассной работы возникает больше возможностей создания «ситуации успеха» для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.
7. Вариативность организации основного образования (форм, методов, содержания) значительно уступает как дополнительному образованию, так и внеклассной работе. Различие видов деятельности, средств её осуществления и взаимодействие между ними в дополнительном образовании и внеклассной работе позволяют расширить сферу возможностей самореализации личности ребенка.
8. Системность содержания и систематичность организации отличают основное и дополнительное образование от внеклассной работы. Оба типа образовательного процесса обладают такими признаками, как регулярность учебных занятий, логически выстроенная последовательность изучаемого содержания. При организации внеклассной работы соблюдение этих организационных параметров необязательно.
9. Одним из самых значимых отличий всех трёх видов образовательной деятельности является приоритетность их целей. В процессе реформирования математического образования нашего столетия к математике как учебному предмету стали предъявляться определённые требования, в частности, школьный курс математики должен достаточно полно представлять основы современной науки в доступной для учащихся форме. Наша эпоха динамична: объём необходимых знаний возрастает год от года. Предугадать будущее ребёнка затруднительно, поэтому цель образования состоит в том, чтобы дать учащимся основы современных знаний и раскрыть их прикладную значимость. Математическое содержание должно обеспечивать уровень культуры, соответствующий мировым нормам, и формировать у учащихся современные взгляды на картину мира [22].
Развитие дополнительного образования в условиях модернизации общего образования является в настоящее время наиболее актуальной проблемой. Главной целью введения дополнительного образования на базе школы является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения учащихся с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Однако, в современной системе образования необходимо присутствие обоих компонентов. Благодаря многообразию форм организации дополнительного образования каждое образовательное учреждение имеет возможность включить его в программу [3].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
В рамках современного образования стоит задача развития личности учащегося. Во все времена в авангарде этой работы стояло дополнительное образование. На сегодняшний день более или менее понятно как решить эту задачу возможностями и в условиях специализированных учреждений дополнительного образования. Однако не всегда понятно как эффективно организовать дополнительное образование в общеобразовательном учреждении, соответствующее поставленной задаче и социальному заказу учащегося, родителей и общества.
2.1. Способы организации дополнительного образования по математике
Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Решить эту задачу способны образовательные учреждения, имеющие серьезную учебно-методическую, кадровую и материально-техническую базу, значительный опыт работы в сфере дополнительного образования школьников и их профессиональной ориентации [4].
Одним из примеров организации такого образования является заочная математическая школа (ЗМШ), основная цель деятельности которой заключается в оказании участникам образовательного процесса доступных, качественных и эффективных образовательных услуг, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий и электронных учебно-методических ресурсов, в углублении профилизации образования, расширении доступа граждан к образовательным услугам, развитии академической мобильности образования, привлечении талантливой молодежи [7].
Заочная математическая школа является неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования и относится к системе дополнительного образования детей. Анализ дополнительного образования показывает, что в настоящее время заочные школы получили широкое распространение. Данный вид учреждений дополнительного образования помогает детям получать разностороннее образование по выбранному профилю, играет роль в становлении личности, в ее ранней профессиональной ориентации [8].
Несмотря на то, что данный вид образовательного учреждения уверенно входит в образовательное пространство, складывающееся в современном российском обществе, к сожалению, в подходах к организации учреждений дополнительного образования, а именно заочных школ, нет единства. Организация обучения в заочных школах с углубленным изучением отдельных предметов, способствующая развитию предметных способностей учащихся, требует дополнительного исследования. К ряду неразрешенных вопросов относится определение теоретико-методологических основ и организации педагогической поддержки предметных способностей учащихся заочной школы.
Программа ЗМШ строится на углублении и расширении школьной программы по математике, информатике и рассчитана на четырех - и трехлетнее обучение школьников старшей ступени.
Реализация программ дополнительного образования школьников в ЗМШ осуществляется на базе районных ресурсных центров (РРЦ), созданных в учреждениях общего образования в районных центрах и крупных населенных пунктах, а также в филиалах и представительствах с использованием информационно-телекоммуникационных, в том числе спутниковых технологий. Все учебные площадки имеют выделенный наземный или спутниковый канал Интернет [2].
Процесс обучения в ЗМШ отличает высокий методический и технологический уровень. Обучение организовано таким образом, что освоение содержания предмета через разные организационные формы (лекция, семинар, практическое занятие, чат-консультация, форум) влечет за собой развитие целого комплекса ученических компетенций: от ценностно-смысловых и учебно-познавательных до информационных и коммуникативных. Положительными результатами обучения можно считать не только дополнительную подготовку учащихся по избранному предмету, но и формирование навыков использования ими различных технологий дистанционного обучения, работы с электронными образовательными ресурсами, развитие навыков самоорганизации и самообразования, навыков исследовательской работы [5].
Еще одним из наиболее эффективных способов организации дополнительного образования является система репетиторства. По статистике, самым проблемным предметом учеников является математика. И поэтому именно репетиторы этого предмета наиболее востребованы.
Репетиторство представляет собой форму дополнительных индивидуальных занятий по определённому предмету с целью интенсивного освоения знаний и умений школьником. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов – школьных, вступительных в вузы. Оно может реализовываться любым способом: лично, по радио, телевидению, компьютерной системе (через Интернет), а также по переписке.
Традиционно репетиторство относят к индивидуальным и дополнительным формам обучения, поскольку взаимодействие преподавателя с обучающимся обычно происходит формате «один на один», чего в массовой школе достичь невозможно. Однако практика репетиторства допускает и групповые занятия, при условии, что группа малочисленна (обычно – 2-5 человек), а работа с учениками носит индивидуализированный характер (т.е. учитывающий особенности каждого ученика). Следует отметить, что для решения некоторых задач занятия в паре или малой группе могут быть даже предпочтительней, например, для отработки навыков разговорной речи при изучении иностранного языка.
Хотя репетиторство как форма обучения имеет ряд преимуществ, обусловленных индивидуальным характером занятий, увеличение спроса на услуги репетиторов, особенно среди школьников, свидетельствует о недостаточной эффективности массового обучения, о противоречии между требованиями к уровню подготовки и возможностью учителей обеспечить этот уровень. Кроме того, нацеленность занятий на решение одной достаточно узкой задачи не позволяет говорить о систематическом характере и рассматривать репетиторство как самостоятельную форму обучения [4].
Как известно, репетиторством занимаются преимущественно люди с педагогической профессией, однако существуют существенные отличия профессии репетитора:
· Как правило, репетитор работает с людьми, осознающими необходимость получения новых знаний и умений и достаточно для этого мотивированными.
· Часто обучение с репетитором привязано к школьным или вузовским учебным программам.
· Как правило, программа обучения с репетитором имеет четкие временные границы, обусловленные поставленным в начале обучения целям. Репетитор поможет поступить в престижный университет, сдать ответственный экзамен, кандидатский минимум, языковой тест, приобрести знания и навыки, необходимые для определенной деятельности.
· Потребность в репетиторе не ограничена возрастом учеников.
Рассмотрим самый распространенный способ организации дополнительного образования по математике в школе – математический кружок.
Математический кружок - это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Вопросы организации, содержания и методики его работы достаточно полно освещены в методической литературе. В ней можно найти рекомендации по построению занятий, перечень тематики и библиографию источников, домашние и творческие задания для участников кружка и т.д.
В работе математических кружков можно выделить два направления. Первое в основном ориентировано на развитие мышления и формирование первоначального интереса к математике, второе на углубление знаний по математике и параллельно с этим на дальнейшую работу по развитию мышления.
В работе математического кружка большое значение имеет занимательность материала и систематичность его изложения. Занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она есть везде. Систематичность изложения материала может быть направлена на общее умственное развитие учащихся.
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю математике не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтоб работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий по математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.
Основными целями проведения занятий являются:
· Привитие интереса учащимся к математике;
· Углубление и расширение знаний (а также умений и навыков) учащихся по математике;
· Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей;
· Воспитание настойчивости, инициативы;
· Научить учащихся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.
Главное - не научить определённому набору методов решения стандартных задач, а приучить школьников к логически строгим рассуждениям, показать красоту и гармонию математики. Участие в кружке поможет школьникам, имеющим склонность к математике, обнаружить в себе эти способности, заинтересоваться математикой.
Но, наверное, самым важным является то, что в кружке создаётся своя особая среда - среда единомышленников. Многие дети, придя в кружок, находят там новых друзей, получают возможность общаться со сверстниками, с которыми у них есть общий интерес - интерес к познанию [21].
Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда «неправильные» рассуждения и их опровержения, тренировка в «разговоре» на математические темы дает учащимся больше пользы, чем сообщение учителем готовых решений. Это необходимо для развития у учащихся собственной инициативы, личного подхода к решению данной задачи.
2.2. Организация дополнительного образования на примере заочной физико-математической школы «АВАНГАРД»
Заочная физико-математическая школа (ЗФМШ) «Авангард» начала свою деятельность в 1989 году при МГК ВЛКСМ. С 1991 года это уже Всероссийская школа математики и физики «Авангард» - государственное учреждение дополнительного образования, учрежденное Министерством образования Российской Федерации. С 2007 года все формы дистанционного обучения ведутся в рамках автономной некоммерческой организации (АНО) Заочный физико-математический лицей «Авангард».
Основными направлениями работы школы являются:
- заочное обучение школьников 5-11 классов физике и математике;
- проведение ежегодных Межрегиональных заочных олимпиад по физике и математике;
-издание учебной литературы.
В ЗФМЛ “Авангард” приглашаются школьники 5-11-х классов, проявившие интерес к математике и физике, а также ребята, желающие продолжить образование в учебных заведениях, в которых математика и физика являются профилирующими предметами. В лицее заочно обучается около 8000 школьников изо всех регионов России.
Заочный физико-математический лицей «Авангард» позволяет многим ребятам, не имеющим возможности очно получить углубленные знания по физике и математике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и поступить в вузы. Ведь без твердых знаний по этим предметам невозможно получить достойное высшее техническое или экономическое образование.
Курсы математики с 5-го по 11-й класс и курсы физики с 7-го по 11-й класс рассчитаны не только на очень сильных и хорошо подготовленных учеников, но и на «средних» учеников, не имеющих глубоких знаний, но имеющих большое желание получить хорошее образование.
Школьные методические пособия разработаны для помощи школьнику самостоятельно освоить физику и математику на достаточно высоком уровне даже в том случае, если в его школе нет учителя по одному из этих предметов. Главное требование к ученикам – это желание. Учебные курсы заочного лицея имеют три уровня трудности: «А», «В» и «С».
Задания уровня «А» соответствуют базовой школьной программе, задания уровня «В» – это школьные задачи повышенной трудности, «С» – это уровень олимпиадных задач. Каждый ученик получает задания всех уровней и самостоятельно решает по какой программе он будет учиться. В процессе учебы возможны (и желательны) переходы с одного уровня на другой. Часто, начав обучение в «Авангарде» с уровня «А», учащийся со временем переходит на более высокий уровень.
Основная цель обучения в «Авангарде» – научиться самостоятельно решать задачи.
Обучение в заочном лицее построено следующим образом. Учащиеся получают по каждому предмету пакет материалов, в который входят:
-методические пособия,
-домашние задания,
-рекомендации по организации обучения на весь учебный год.
В методических пособиях изложен теоретический материал и разобраны примеры типичных задач. Проработав этот материал, учащийся самостоятельно решает домашнее задание, которое высылается на проверку.
Проверенные домашние задания с выставленными оценками высылаются учащимся обратно по почте.
Ученики, выполнившие все задания данного учебного курса, получают по почте свидетельство с итоговой оценкой и скидку при оплате обучения в следующем учебном году.
Для учащихся 6-9-х классов
Обучаясь в лицее, можно познакомиться с началами теории вероятностей. Для этого разработан развивающий курс “МАТЕМАТИКА СЛУЧАЙНОГО”. Это курс для школьников, особенно увлекающихся математикой. Курс включает в себя: комбинаторику, элементы теории вероятности и математическую статистику. С 2004 г. курс “Математика случайного” включен в международную образовательную программу. Очно этот курс преподается в ряде московских экспериментальных школ. Для учащихся заочного лицея “Авангард” консультантом является автор курса и учебника В.Н.Федосеев. Особый интерес вызывают задачи, вычисляющие вероятности выигрышей, а также многочисленные исторические факты из теории случайного. Но основная цель курса — развитие навыков моделирования при решении задач. Учащиеся получают учебник, детальные рекомендации по его изучению и решению задач, 6 домашних заданий – контрольных работ. Курс построен так, что не требует специальных математических знаний, кроме действий с числами. Поэтому он адресован школьникам 6-9-х классов. Курс не имеет жестких временных рамок, может быть выполнен и за 3 месяца, и за два года. Закончившие курс получают свидетельство специального образца.
Для учащихся 7-9-х классов
Учащиеся 7-9-х классов в целях экономии могут заказать программу «Лицеист», куда входят сразу три курса:
-годовой курс по математике;
-годовой курс по физике;
-развивающий курс «Математика случайного».
Стоимость программы меньше суммарной стоимости отдельно взятых трех курсов, и ее целесообразно заказать один раз в период обучения в 7-9-х классах.
Для учащихся 10-х классов
Подготовиться к сдаче ЕГЭ, так чтобы набрать высокие баллы и поступить в престижный вуз, за один год очень трудно. Идея двухгодичных курсов по математике и физике для абитуриентов заключается в том, чтобы уверенно освоить школьную программу в десятом классе и посвятить 11-й класс интенсивной подготовке к сдаче ЕГЭ. Комплекты пособий и заданий для 10 и 11 классов можно заказать отдельно (сначала оплатить и пройти курс 10-го класса, а затем заказать курс 11-го класса), а можно сразу оплатить двухгодичное обучение, заказав «Курс абитуриента» по одному или двум предметам. Заказавшим «Курс абитуриента» высылается полный комплект методических разработок, рекомендаций и домашних заданий для 10-11-го классов. Стоимость «Курса абитуриента» намного меньше, чем суммарная стоимость входящих в него одногодичных курсов в отдельности [26].
Таким образом, школа предоставляет возможность получить дополнительное образование по предметам «математика» и «физика» даже самым отдаленным населенным пунктам страны.
Заключение
В результате анализа литературы определено современное состояние дополнительного образования, заключающееся в широком распространении и огромном спектре предлагаемых услуг, что в свою очередь расширяет возможности современных учеников; рассмотрены основные способы его организации.
Главная особенность дополнительного образования – способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.
Нами был рассмотрен способ организации дополнительного образования на конкретном примере физико-математической школы г.Москва, выделены основные преимущества и рассмотрена примерная образовательная программа.
В заключении можно выделить, что реализация методической системы организации и содержания дополнительного математического образования существенно улучшает математические способности школьников. Поэтому включение дополнительного образования в основную программу школьника является одним из наиболее эффективных способов повышения интеллектуальных способностей школьников.
Таким образом, все задачи решены, а значит, цель достигнута.
Библиографический список
1. Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике/ М. Б. Балк. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1956. – 248 с.
2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.
4. Брызгалина В.Л. Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Практика административной работы в школе. - 2004. - №3.− C. 21-22.
5. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. Пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.
6. Верба И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование. - 2005. – № 7. - С. 8 -10.
7. Владимирская О.В. Индивидуальное обучение. Образовательная программа. Практический опыт. - Санкт-Петербург, 2000. - 274 c.
8. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. − 84 c.
9. Горев, П. М. Материалы к проведению школьной олимпиады по математике в 5-9 классах / П. М. Горев. – Киров, 2000. – 18 с.
10. Горев, П. М. Об организации системы дополнительного математического образования в средней школе // Вопросы технологии в обучении математике: материалы региональной научно-практической конференции «Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики». – Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2003. – С. 36-39.
11. Дополнительное образование В-2 ч. Ч. 1. сборник нормативных документов (2001-2006) / В. А. Березина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 106 с.
12. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.
13. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
14. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов / Е. Б. Евладова. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 352 с.
15. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования: учебник для вузов /А. Я. Журкина. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 84 с.
16. Кождаспирова Г. М. Педагогический словарь: для вузов / Г. М. Кождаспирова, А. Ю. Кождаспиров. - М.: изд. «Академия», 2008. - 176 с.
17. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие / Ю.Д. Лебедев. 3 – е изд., испр. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
18. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 2005. - 589 с.
19. Логинова Л. Г. Аттестация учреждений дополнительного образования детей: учеб. пособие /Л. Г. Логинова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 240 с.
20. Малыхина Л. Б. Концепция развития дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - № 11. – С. 7 – 15.
21. Петраков, И. С. Математические кружки в 8-10 классах [Текст]: кн. для учителя / И. С. Петраков. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
22. Софронова Н. В. Организация научно-методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Н. В. Софронова. – Чебоксары: «Клио», 2008. - 228 с.
23. Управление развитием образования: учебник для вузов / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. – М.: Новая школа, 2008. – 302 с.
24. Ходунова Л. Н. Совершенствование управления процессом дополнительного образования: методические рекомендации / Л. Н. Ходунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 52 с.
25. Хинчин, А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики / А. Я. Хинчин // Повышение эффективности обучения математике в школе / Сост. Г. Д. Глейзер. – М.: Просвещение, 1989. – С. 18-37.
26. Школа «АВАНГАРД» URL: http://avangard-lyceum.ru/ (дата обращения 25.06.15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Программа "Занимательная математика" разработана для обучения учащихся 5-6 класса в системе дополнительного образования. Основаниа на получении знаний по истории математики, углублении знаний о ...
Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс
Программа " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...
Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...
Рабочая программа по дополнительному образованию по математике 5 класс "Город математиков"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Город математиков" для 5 класса составлена на основании "Положения о разработке рабочих программ учебных курсов в соответствии с требов...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа доп. образования...
Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"
Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"...