Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс
рабочая программа (10 класс) по теме
Программа " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе, а также предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_-_metody_resheniy_10-11_klass.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Математика – методы решений.
для учащихся 10-11 классов
МБОУ СОШ №33
ТАМБОВ
2013
Допущено
комитетом образования
администрации города Тамбова
Математика – методы решений.
(название программы)
Автор: Карташова Надежда Ивановна – учитель математики высшей
категории МАОУ СОШ №33
г. Тамбов, ул. Б. Фёдорова,
дом 1 «Б», кв. 39.
79-08-34
8-960-665-73-55
Рецензенты:
Бражникова И.М. – методист ЦОКО г Тамбова
Топоркова Е.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МАОУ СОШ №33
Пояснительная записка
Среди важнейших прав человека, пожалуй, наиважнейшим – после права на достойную жизнь – является право быть умным. Защитить право каждого ребенка быть умным может (и должна!) общеобразовательная школа.
В связи с переходом Российского общества к качественно новому состоянию требуются люди убежденные, активные, умеющие жить и работать в условиях демократии, в обстановке экономической и социальной ответственности за себя и свою страну.
Коренное улучшение подготовки специалистов различных отраслей науки, культуры, образования, производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень математической подготовки в школе. Поэтому важной составной частью повышения качества учебно-воспитательного процесса является совершенствование математического образования, обеспечивающего глубокое и прочное усвоение знаний и умений.
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Анализ сдачи ЕГЭ показал, что обучающиеся допускают много ошибок при выполнении некоторых заданий или вообще не приступают к решению. Одной из причин является недостаточное количество программных часов, отводимых на изучение некоторых разделов, а также поверхностное изложение некоторых важных вопросов, связанных с решением тригонометрических, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств, отбором и исследованием корней, совершенствованием методов решений.
Программа «Математика - методы решений» ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе, а также предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школой и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.
Программа имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, углублению систематизации знаний по математике при подготовке к итоговой аттестации. Практика показывает большой разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые налагаются на учащихся при сдаче ЕГЭ. Данная программа призвана ликвидировать этот разрыв и подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Программа ориентирована на расширение базового уровня знаний учащихся по математике, является предметно-ориентированной и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными методами решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, применение производной, решением текстовых задач.
Программа ставит своей целью познакомить школьников с различными, основными на материале программы общеобразовательной средней школы методами решения, казалось бы, трудных задач, проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо усвоенных школьных знаний, привить учащимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач. В программе приводятся методы решения уравнений и неравенств, основанные на геометрических соображениях, свойствах функций ( монотонность, ограниченность, четность), применение производной и т. д.
Программа подчиняется общей цели математического образования: обеспечить усвоение системы математических знаний и умений, развить логическое мышление, сформировать представление о прикладных возможностях математики. Дать знания, необходимые для применения в быту и выбранной специальности. Продолжительность образовательного процесса по программе: 2 учебных года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 144 часа: 10 класс – 72 часа, 11 класс – 72 часа.
Для реализации данной программы используются различные формы организации занятий, такие как лекция, семинар, работа в парах, групповые и индивидуальные занятия, практикумы и консультации.
Цели образовательной программы:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- владение научной терминологией, эффективное её использование;
- применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
- овладение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной профессионально-трудового выбора;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования;
- владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
- формирование умения представлять итоги учебной деятельности в виде практических, творческих и исследовательских работ;
- обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ, для поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Задачи программы:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями:
усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач;
систематизация по методам решений всех типов задач по тригонометрии;
изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся;
изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности:
- формирование представлений о методах математики.
Задачи обучения:
Обучающий аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие обще учебных умений и навыков;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Развивающий аспект:
- формировать интерес к изучению математики;
- развивать мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное;
- развивать математическую речь;
Воспитательный аспект:
- воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
- воспитать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- знать и правильно употреблять термины «уравнение» , « неравенства», «система», « совокупность», « модуль», « параметр», «логарифм»,
« функция», «асимптота», « экстремум»;
- способы решения текстовых задач;
- правила преобразования выражений;
- методы решения уравнений и неравенств;
- основные теоремы и формулы планиметрии и стереометрии;
- основные формулы тригонометрии и простейшие тригонометрические уравнения;
- свойства логарифмов и свойства показательной функции;
- основные приёмы и методы решений алгебраических, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;
- алгоритм исследования функции;
- применение производной.
Уметь:
- решать алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
- решать системы уравнений и системы неравенств;
- изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач;
- проводить полные обоснования при решении задач;
- применять основные методы решения геометрических задач: поэтапного решения и составления уравнений;
- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- применять свойства модуля при решении уравнений и неравенств;
- использовать модуль при решении иррациональных уравнений;
- решать задачи с параметрами;
- применять аппарат математического анализа к решению задач;
- строить графики функций;
- применять производную при построении касательной к графику функции, нахождении критических точек, исследований функции на монотонность, нахождении наименьшего и наибольшего значений функции, построении графиков функции.
Контроль результативности выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий. Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой, исследовательской работой учащихся.
Формы подведения итогов:
контрольное занятие, творческий конкурс, исследовательская работа учащихся, защита творческих проектов учащихся, выпуск математической газеты, выставка рефератов, творческих и практических работ учащихся; итоги математических олимпиад.
Используются следующие формы и методы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника: лекции, семинары, практикумы, консультации, беседы, конкурсы, диалоги; работа в группах, самостоятельные доклады учащихся, наблюдение; проведение практических работ, викторин; выполнение творческих работ; использование средств Интернет при изучении отдельных тем программы; эвристический подход.
Привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовление дидактического, раздаточного материала.
Изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы.
Использование компьютерных, текстовых и других технологий.
Основная направленность программы – познакомить учащихся с различными методами решения задач, основанными на метериале программы общеобразовательной средней школы, проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо освоенных школьных знаний и привить учащимся навыки употреблять различные методы рассуждений; обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ , поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Новизна программы состоит в следующем – программа имеет индивидуально-ориентированный подход к изучению разделов, посвящена систематическому изложению учебного материала, связанного с различными методами решений. Особое внимание уделяется таким вопросам:
методы решения неравенств, содержащих знак модуль, методы решения уравнений, содержащих знак модуль, методы решения иррациональных уравнений, неравенств; методы решения тригонометрических уравнений,
методы решения уравнений высших степеней, методы решения логарифмических неравенств, уравнений; методы решения показательных уравнений, методы решения показательно-степенных уравнений,
функциональный метод решения уравнений и неравенств, задачи с параметрами, текстовые задачи.
Образовательная программа « Математика – методы решений» предназначена для учащихся , желающих повысить свой математический уровень, стать участниками олимпиад по математике ведущих вузов нашей страны. Программа является предметной по содержанию, то есть, создана в поддержку предмета математика, но так же она расширяет и углубляет знания, умения и навыки учащихся. Методы решения позволят, при их успешном освоении, не только правильно решать многие типичные задачи, но и решать их быстро, что очень важно для тех, кто хочет получить высокий итоговый балл на Едином государственном экзамене.
При изучении образовательной программы «Математика – методы решений» учащиеся должны научиться выполнять и защищать исследовательские и творческие работы, рефераты, проекты.
Для подтверждения своей успешности учащиеся будут участвовать в математической олимпиаде школы, города, области, в международной математической игре «Кенгуру», вести самостоятельную исследовательскую работу, по итогам которой оформлять рефераты, создавать проекты, презентации, выпускать газету по математике.
Особенности методики.
1. Подача материала крупными блоками.
2. Опорные конспекты.
3.Индивидуалная работа учащихся по усвоению теории.
4. Блок практики:
а) Практическая работа
б) Самостоятельное решение.
в) Взаимопроверка выполненных заданий.
5. Контроль и оценка ЗУН.
а) Устный опрос по конспекту.
б) Парный и групповой взаимоконтроль.
в) Самоконтроль.
г) Тестирование.
Информационная карта
- Учреждение: МАОУ СОШ №33
- Полное название программы:
программа дополнительного образования учащихся 10-11 классов
средней школы « Математика – методы решений».
- Сведения об авторе:
Карташова Надежда Ивановна,
МАОУ СОШ №33
учитель математики,
высшая квалификационная категория.
- Рецензенты и авторы отзывов:
Ф. И. О. | Ученая степень, звание | Место работы |
Бражникова Ирина Митрофановна | Методист Ц О К О | ЦОКО г Тамбов |
Топоркова Елена Алексеевна | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | МАОУ СОШ №33
|
М.П. А.А. Балдин
« » _____________2011 год
Учебно-тематический план
10 класс ( 72 часа)
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | ||
теория | практика | дата | |||
Введение в образовательную программу ( математическая игра) | 1ч | 1ч | |||
1 | Выражения и преобразования | 14x | 6ч мини- лекция | 8ч | |
1.1 | Корень степени п. | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | Степень с рациональным показателем. | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Логарифмы. | 4 | 2 | 2 | |
1.4 | Синус, косинус, тангенс, котангенс. | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Прогрессии. | 2 | 1 | 1 | |
Проверочная работа по теме: «Выражения и преобразования». | 2 | 2 | |||
2 | Уравнения и неравенства. | 18 ч | 4ч мини- лекция | 14ч | |
2.1 | Уравнения с одной переменной | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Рациональные уравнения. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Общие приёмы решения уравнений. | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Решение простейших уравнений. | 2 | 2 | ||
2.5 | Системы уравнений с двумя переменными. | 2 | 2 | ||
2.6 | Неравенства с одной переменной. | 2 | 2 | ||
2.7 | Системы неравенств. Совокупность неравенств | 4 | 1 | 3 | |
Тест по теме: « Уравнения и неравенства». | 2 | 2 | |||
3 | Функции. | 12ч | 1ч лекция | 11ч | |
3.1 | Числовые функции и их свойства. | 2 | 2 | ||
3.2 | Производная функции | 2 | 2 | ||
3.3 | Исследование функций с помощью производной. | 2 | 2 | ||
3.4 | Первообразная. | 4 | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа по теме: « Функции». | 2 | 2 | |||
4 | Числа и выражения. | 10ч | 1ч мини- лекция | 9ч | |
4.1 | Проценты | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Пропорции. | 2 | 2 | ||
4.3 | Решение текстовых задач | 4 | 4 | ||
Тест по теме: « Числа и выражения». | 2 | 2 | |||
5 | Геометрические фигуры и их свойства. | 17ч | 7ч лекция | 10ч | |
5.1 | Треугольник . | 1 | 1 | 1 | |
5.2 | Многоугольники. | 1 | 1 | 1 | |
5.3 | Окружность. | 1 | 1 | 1 | |
5.4 | Векторы. | 1 | 1 | 1 | |
5.5 | Многогранники . | 1 | 1 | 1 | |
5.6 | Тела вращения. | 1 | 1 | 2 | |
5.7 | Комбинации тел. | 1 | 1 | 2 | |
Практическая работа по теме: « Геометрические фигуры и их свойства». | 1 | 1 | |||
Итого | 72 | 19 | 53 | ||
11 класс ( 72 часа) | |||||
6 | Основные методы решения задач письменного экзамена. | 38ч | 9ч | 29ч | |
6.1 | Методы решения неравенств, содержащих знак модуля. | 4 | 1 | 3 | |
6.2 | Методы решения уравнений, содержащих знак модуля. | 4 | 1 | 3 | |
6.3 | Методы решения иррациональных неравенств. | 4 | 1 | 3 | |
6.4 | Методы решения иррациональных уравнений. | 4 | 1 | 3 | |
6.5 | Методы решения логарифмических неравенств. | 4 | 1 | 3 | |
6.6 | Методы решения показательно-степенных уравнений. | 4 | 1 | 3 | |
6.7 | Методы решения уравнений высших степеней. | 4 | 1 | 3 | |
6.8 | Методы решения тригонометрических уравнений. | 4 | 1 | 3 | |
6.9 | Функциональный метод решения уравнений и неравенств. | 4 | 1 | 3 | |
Зачетная работа по теме: « Методы решения». | 2 | 2 | |||
7 | Тренировочные варианты ЕГЭ | 22ч | 22ч | ||
Вариант-1 Вариант-2 Вариант-3 Вариант-4 Вариант-5 Вариант-6 Вариант-7 Вариант-8 Вариант-9 Вариант-10 Вариант-11 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |||
8 | Задачи повышенной сложности. | 10ч | 10ч | ||
Олимпиадные задачи | 7 | 7 | |||
Задачи международной игры «Кенгуру». | 3 | 3 | |||
9 | Заключительное занятие | 2ч | 2ч | ||
Выставка практических работ учащихся « Математика- методы решений» . Защита презентации учащихся «Математика – методы решений». | 1 1 | 1 1 | |||
Итого | 72 | 9 | 63 | ||
Итого | 144 | 28 | 116 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение в образовательную программу. 1 час.
1. Выражения и преобразования. 14 часов.
1.1.Корень степени п. ( теория и практика)
Понятие корня степени п.
Свойства корня степени п.
Тождественные преобразования иррациональных выражений.
Примеры заданий ЕГЭ по теме: «Корень степени п.» (практика)
1.2. Степень с рациональным показателем. . ( теория и практика)
Понятие степени с рациональным показателем.
Свойства степени с рациональным показателем.
Тождественные преобразования степенных выражений.
Задания ЕГЭ по теме: «Степень с рациональным показателем». (практика)
1.3. Логарифм. ( теория и практика)
Понятие логарифма.
Свойства логарифма.
Десятичные и натуральные логарифмы.
Тождественные преобразования логарифмических выражений.
Задания ЕГЭ по теме: « Логарифмы». (практика)
1.4. Синус, косинус, тангенс, котангенс. ( теория и практика)
Понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса числового аргумента.
Соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента.
Формулы сложения.
Следствия из формул сложения.
Формулы приведения.
Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Задания ЕГЭ по теме: « Синус, косинус, тангенс, котангенс.» (практика)
1.5 Прогрессии. ( теория и практика)
Арифметическая прогрессия.
Геометрическая прогрессия.
Задания ЕГЭ по теме: « Прогрессии». (практика)
Тренировочные тестовые задания к разделу 1
« Выражения и преобразования». (практика)
2. Уравнения и неравенства. 18 часов.
2.1Уравнения с одной переменной. . ( теория и практика)
2.2.Равносильность уравнений. . ( теория и практика)
Задания ЕГЭ по теме: « Уравнения с одной переменной». (практика)
2.3 Общие приемы решения уравнений. . ( теория и практика)
Разложение на множители.
Замена переменной.
Использование свойств функций.
Использование графиков.
Задания ЕГЭ по теме: « Общие приемы решения уравнений». (практика)
2.4. Решение простейших уравнений. . ( теория и практика)
Решение иррациональных, тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений.
Использование нескольких приемов при решении уравнений.
Решение комбинированных уравнений ( показательно-логарифмических, показательно- тригонометрических, логарифмически степенных, дробно-рациональных относительно степенной функции.)
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
Уравнения с параметрами.
Задания ЕГЭ по теме: «Решение простейших уравнений». (практика)
2.5 Системы уравнений с двумя переменными. . ( теория и практика)
Системы, содержащие одно или два иррациональных уравнения.
Системы, содержащие одно или два тригонометрических уравнения.
Системы, содержащие одно или два показательных уравнения.
Системы, содержащие одно или два логарифмических уравнения.
Использование графиков при решении систем.
Системы, содержащие уравнения разного вида ( иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические.)
Системы уравнений с параметром.
Системы, содержащие одно или два рациональных уравнения.
Задания ЕГЭ по теме: « Системы уравнений с двумя переменными». (практика)
2.6 Неравенства с одной переменной. . ( теория и практика)
Рациональные неравенства.
Показательные неравенства.
Логарифмические неравенства.
Неравенства, содержащие логарифм с переменным основанием.
Использование графиков при решении неравенств.
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.
Неравенства с параметром.
Решение комбинированных неравенств.
Задания ЕГЭ по теме: « Неравенства с одной переменной». (практика)
2.7 Системы неравенств. ( теория и практика)
Совокупность неравенств. ( теория и практика)
Задания ЕГЭ по теме: « Системы неравенств». (практика)
Тренировочные тестовые задания к разделу 2
«Уравнения и неравенства». (практика)
3. Функции. 12 часов.
3.1. Числовые функции и их свойства. ( теория и практика)
Область определения функции.
Множество значений функции.
Непрерывность функции.
Периодичность функции.
Четность ( нечетность) функции.
Возрастание ( убывание) функции.
Экстремумы функции.
Наибольшее (наименьшее) значение функции.
Ограниченность функции.
Сохранение знака функции.
Связь между свойствами функции и ее графиком.
Значения функции.
Свойства сложных функций.
Задания ЕГЭ по теме: «Функции». ( практика)
3.2. Производная функции. . ( теория и практика)
Геометрический смысл производной.
Геометрический смысл производной и график функции.
Геометрический смысл производной и график производной.
Физический смысл производной.
Таблица производных.
Производная суммы двух производных.
Производная произведения двух производных.
Производная частного двух функций.
Производная функции вида y = k ( ax + b).
Производная сложной функции.
Задания ЕГЭ по теме: « Производная». (практика)
3.3. Исследование функций с помощью производной.
( теория и практика)
Промежутки монотонности.
Промежутки монотонности и график производной.
Экстремумы функции.
Точки экстремумов функции.
Наибольшее и наименьшее значения функции.
Точки, в которых функция достигает наибольшего или наименьшего значения и график производной.
Построение графиков функций.
Решение текстовых задач на нахождение наибольшего ( наименьшего) значения величины с помощью производной.
Задания ЕГЭ по теме: «Исследование функции с помощью производной». (практика)
3.4. Первообразная. ( теория и практика)
Первообразная суммы функций.
Первообразная произведения функции на число.
Задача о площади криволинейной трапеции.
Задания ЕГЭ по теме: « Первообразная». (практика)
Тренировочные тестовые задания к разделу 3
«Функции». (практика)
4. Числа и выражения. 10 часов.
4.1. Проценты. . ( теория и практика)
Основные задачи на проценты.
Задания ЕГЭ по теме: « Проценты». (практика)
4.2. Пропорции. ( теория и практика)
Основное свойство пропорции.
Прямо пропорциональные величины.
Обратно пропорциональные величины.
Задания ЕГЭ ПО теме: «Пропорции». (практика)
4.3. Решение текстовых задач. ( теория и практика)
Задачи на движение.
Задачи на работу.
Задачи на сложные проценты.
Задачи на десятичную форму записи числа.
Задачи на концентрацию смеси и сплавы.
Задания ЕГЭ по теме : « Решение текстовых задач». (практика)
Тренировочные тестовые задания к разделу 4
« Числа и выражения». (практика)
5. Геометрические фигуры и их свойства. 17 часов.
5.1.Треукольник. ( теория и практика)
Признаки равенства и подобия треугольников.
Решение треугольников.
Сумма углов треугольника.
Неравенство треугольников.
Теорема Пифагора.
Теорема синусов и теорема косинусов.
Площадь треугольника.
Задания ЕГЭ по теме : « Треугольник». (практика)
5.2. Многоугольники. ( теория и практика)
Параллелограмм, его виды. Площадь параллелограмма.
Прямоугольник. Площадь прямоугольника.
Ромб. Площадь ромба.
Квадрат. Площадь квадрата.
Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции.
Правильные многоугольники.
Задания ЕГЭ по теме: « Многоугольники». (практика)
5.3. Окружность. . ( теория и практика)
Касательная к окружности и ее свойства центральный и вписанный углы. Длина окружности. Площадь круга.
Окружность, описанная около треугольника.
Окружность, вписанная в треугольник.
Комбинация окружностей, описанных и вписанных в треугольник.
Задания ЕГЭ по теме: « Окружность». (практика)
5.4. Векторы. ( теория и практика)
Скалярные и векторные величины.
Равенство векторов.
Координаты вектора.
Сложение векторов.
Умножение вектора на число.
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Задания ЕГЭ по теме : « Векторы». (практика)
5.5. Многогранники. ( теория и практика)
Призма.
Пирамида.
Правильные многогранники. Сечение плоскостью. Площадь боковой и полной поверхностей. Объём.
Задания ЕГЭ по теме : « Многогранники». (практика)
5.6. Тела вращения. ( теория и практика)
Прямой круговой цилиндр.
Прямой круговой конус.
Шар и сфера. Площадь поверхности. Объём шара.
Задания ЕГЭ по теме : « Тела вращения». (практика)
5.7. Комбинация тел. . ( теория и практика)
Комбинация многогранников.
Комбинация тел вращения.
Комбинация многогранников и тел вращения.
Задания ЕГЭ по теме: « Комбинация тел». (практика)
Тренировочные тестовые задания к разделу 5
« Геометрические фигуры, их свойства ». (практика)
6.Основные методы решения задач
письменного экзамена. 38 часов.
( итоговые занятия)
6.1. Методы решения неравенств, содержащих знак модуля.
( теория и практика)
6.2. Методы решения уравнений, содержащих знак модуля.
( теория и практика)
6.3. Методы решения иррациональных неравенств.
( теория и практика)
6.4. Методы решения иррациональных уравнений.
( теория и практика)
6.5. Методы решения логарифмических неравенств.
( теория и практика)
6.6. Методы решения показательно-степенных уравнений.
( теория и практика)
6.7. Методы решения уравнений высших степеней.
( теория и практика)
6.8. Методы решения тригонометрических уравнений.
( теория и практика)
6.9 Функциональный метод решения уравнений и неравенств.
( теория и практика)
Зачетная работа по теме: « Методы решений» (практика)
7. Тренировочные варианты ЕГЭ. 22 часа.
Вариант – 1 (практика) Вариант – 2 (практика)
Вариант – 3 (практика) Вариант – 4 (практика)
Вариант-5 ( практика) Вариант-6 (практика)
Вариант-7 ( практика) Вариант- 8 (практика)
Вариант- 9 ( практика) Вариант- 10 (практика)
Вариант- 11 ( практика)
8.Задачи повышенной сложности - 10 часа.
Олимпиадные задачи. Задачи международной игры «Кенгуру».
( практика).
9.Заключительное занятие - 2 час.
Выставка практических работ. Защита презентации учащихся «Математика – методы решений». (практика).
Учебно-методическое обеспечение программы:
№п/п | Компоненты | Содержание | |
1. | Наименование раздела | Введение - 1ч. | |
2. | Формы занятий | Рассказ с элементами беседы и демонстрацией наглядных пособий. | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Беседа, рассказ, показ практической значимости содержания демонстрации, использование дидактического материла. | Слушание, комментирование | ||
4. | Оборудование | Мультимедийный проектор, видеодиски. | |
5. | Формы подведения итогов | Математическая игра | |
1 | Наименование раздела | Выражения и преобразования. 14 ч. | |
2. | Формы занятий | Лекция с элементами беседы, демонстрацией наглядных пособий, тематическое комбинированное занятие, практическая работа | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Рассказ, демонстрации, использование дидактического материала, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, проведение индивидуальной работы с учащимися, показ практической значимости содержания, создание ситуаций увлеченности. | Слушание, анализ, самостоятельная работа, практическая работа. | ||
4. | Оборудование | Таблицы, опорные конспекты | |
5. | Формы подведения итогов | Проверочная работа ( тестирование) | |
1. | Наименование раздела | Уравнения и неравенства. 18ч. | |
2. | Формы занятий | Мини-лекция, практическая работа, решение упражнений. | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Беседа, использование дидактического материала, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, создание ситуаций интеллектуального характера, показ практической значимости содержания, создание ситуаций увлеченности. | Слушание, комментирование, работа в группах, работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа, оформление полученных знаний в виде докладов или презентаций. | ||
4. | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, доклады, видео диски. | |
5. | Формы подведения итогов | Представление презентаций, творческих работ, проверочная работа. | |
1. | Наименование раздела | Функции. 12ч. | |
2. | Формы занятий | Рассказ учителя с дополнением сообщений учащихся, тематическое комбинированное занятие, решение задач. | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Рассказ, использование дидактического материала, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, показ практической значимости содержания, создание ситуации успеха. | Слушание, комментирование, работа в группах, работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа, оформление полученных знаний в виде докладов или презентаций. | ||
4. | Оборудование | Компьютер, доклады, видеодиски. | |
5. | Формы подведения итогов | Выполнение тестовых работ. | |
1. | Наименование раздела | Числа и выражения. 10ч. | |
2. | Формы занятий | Лекция с элементами беседы, демонстрацией наглядных пособий, тематическое комбинированное занятие, практическая работа | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Рассказ, демонстрации, использование дидактического материала, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, проведение индивидуальной работы с учащимися, показ практической значимости содержания, создание ситуации успеха. | Слушание, работа в группах, самостоятельная работа, практическая работа. | ||
4. | Оборудование | Компьютер видеодиски. | |
5. | Формы подведения итогов | Тестирование | |
1. | Наименование раздела | Геометрические фигуры и их свойства. 17ч. | |
2. | Формы занятий | Решение задач, групповые и индивидуальные занятия. | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Опрос, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, проведение индивидуальной работы с учащимися, создание ситуаций интеллектуального характера, показ практической значимости содержания, создание ситуации успеха. | Решение задач. | ||
4. | Оборудование | Видеодиски. | |
5. | Формы подведения итогов | Тренировочные тестовые задания ЕГЭ | |
1. | Наименование раздела | Основные методы решения задач письменного экзамена. 38 ч. | |
2. | Формы занятий | Мини-лекции, опорные конспекты, решение упражнений, семинар, работа в парах. | |
3. | Методы и приемы | учитель | учащиеся |
Беседа, использование дидактического материала, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, создание ситуаций интеллектуального характера, показ практической значимости содержания, создание ситуаций увлеченности. | Слушание, комментирование, работа в группах, работа с дополнительной литературой, составление опорных конспектов, самостоятельная работа, решение упражнений. | ||
4. | Оборудование | Компьютер, карточки, опорные конспекты. | |
5. | Формы подведения итогов | Зачетная работа. | |
1. | Наименование раздела | Тренировочные варианты ЕГЭ. 22ч | |
2. | Формы занятий | Практическая работа, самостоятельная работа, тестирование, практикум, консультация. | |
3. | Методы и приемы | учитель | ученик |
Руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, проведение индивидуальной работы с учащимися, создание ситуаций интеллектуального характера, показ практической значимости содержания, создание ситуации успеха. | Решение упражнений. | ||
4. | Оборудование | Карточки, опорные конспекты. | |
5. | Формы подведения итогов | Тестирование. | |
1. | Наименование раздела | Задачи повышенной сложности. 10 ч. | |
2. | Формы занятий | Решение задач. | |
3. | Методы и приемы | учитель | ученик |
Руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, проведение индивидуальной работы с учащимися, создание ситуаций интеллектуального характера, показ практической значимости содержания, создание ситуации успеха. | Решение задач. | ||
4. | Оборудование | Сборник задач «Кенгуру», сборники олимпиадных задач. | |
5. | Формы подведения итогов | Подведение итогов в личном первенстве по результатам решения задач. | |
1. | Наименование раздела | Заключительное занятие. 2ч. | |
2. | Формы занятий | Выставка практических работ. Защита презентации учащихся « Математика – методы решения». | |
3. | Методы и приемы | учитель | ученик |
Организация заключительного занятия | Работа с дополнительной литературой, анализ информации, оформление полученных знаний в творческих работах, презентациях и проектах | ||
4. | Оборудование | Компьютер, проектор, видеодиски. | |
5. | Формы подведения итогов | Творческие работы. |
Материально-техническое обеспечение
Телевизор
DVD – плеер
Компьютер
Видеофильмы по математике, истории математики
Диски ИКТ серии «Интерактивные модели на уроках математики»
( в помощь учителю)
Открытая математика «Функции и графики»
Математика 1С - часть 1.
Список литературы для учителя:
- Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителей. 2-е изд. М., 1968.
- Гурский И.П. Функции и построение графиков. Просвещение 1968
- Замыслова А.И. Единый госэкзамен. Ростов-на Дону 2003
- Зильберг Н.И. Алгебра для углубленного изучения математики. Псков, 1992.
- Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Задачник-практикум по математике Москва 2005.
- Потапов М.К. , Олехник С.Н. Конкурсные задачи по математике Москва 2001.
- Шахмейстер А.Х. Математика (серия книг). Для тех, кто хочет учиться. Пособие для школьников, абитуриентов и учителей. С.-Петербург. Москва 2006г.
- Ресурсы Интернета.
Список литературы для учащихся:
1.Александров А.Д. Геометрия для 11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2000г.
2.Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ. 11 класс. Учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2000г.
3. Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997г.
4. Паповский В.М. Углубленное изучение геометрии в 10-11 классах. – М.: Просвещение, 1993
Председателю
экспертного совета
-----------------------------
-------------------------------
учителя математики
МАОУ СОШ №33 г. Тамбова
Карташовой Надежды Ивановны
заявление
Прошу рассмотреть дополнительную образовательную программу:
« Математика – методы решений».
Текст программы с информационной картой, рецензии специалистов и тематическое планирование прилагаются.
Подпись автора:______________ Н.И. Карташова
« » __________________ 2011
Рецензия
на программу дополнительного образования по математике
« Математика – методы решений »
учителя математики МАОУ СОШ №33
Карташовой Надежды Ивановны
В связи с государственной итоговой аттестацией по математике в образовательных учреждениях актуальность темы, избранной
Карташовой Н. И. не вызывает сомнений.
Программа знакомит учащихся с различными методами решения задач, основанными на материале программы общеобразовательной средней школы; даёт возможность учителю привить учащимся навыки употреблять различные методы рассуждений; обеспечить качество подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ, поступления в вуз и продолжения образования.
Программа имеет индивидуально-ориентированный подход к изучению разделов, посвящена систематическому изложению учебного материала, связанного с различными методами решений: методы решения неравенств и уравнений, содержащих знак модуль, иррациональных уравнений и неравенств; тригонометрических уравнений, уравнений высших степеней, логарифмических неравенств и уравнений; показательных уравнений, показательно-степенных уравнений, функциональный метод решения уравнений и неравенств, задачи с параметрами, текстовые задачи.
Для данной программы характерна практическая направленность. Основное содержание составляют учебные задачи. Изложение практических приемов решения сопровождается необходимыми теоретическими сведениями. Программа написана доходчиво, грамотно и аккуратно оформлена.
Рецензент: Бражникова Ирина Митрофановна – методист Ц О К О
г Тамбова
М.П. Подпись И.М. Бражникова
Рецензия
на программу дополнительного образования по математике
« Математика – методы решений»
учителя математики МАОУ СОШ №33
Карташовой Надежды Ивановны
Актуальность избранной Карташовой Н. И. темы не вызывает сомнений.
Программа ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. А также предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.
Программа посвящена систематическому изложению учебного
материала, связанного с основными методами решения письменного экзамена по математике за курс средней школы. В ней рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств, текстовых задач, заданий с параметрами и модулем. Значительное внимание уделено вопросам приложения различных методов решения: показательных уравнений, показательно-степенных уравнений, логарифмических уравнений и неравенств, уравнений высших степеней, тригонометрических уравнений, иррациональных уравнений и неравенств.
Программа написана доходчиво, грамотно и аккуратно оформлена.
Рецензент Топоркова Елена Алексеевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики
МБОУ СОШ №33
М.П. Подпись Е.А.Топоркова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33
Утверждена
на заседании методического совета
протокол №
от _____________________2011 г.
Председатель методического совета
__________________ Е.А.Топоркова
Образовательная программа
« Математика – методы решений».
Для учащихся 10-11 классов.
Срок реализации 2 года.
Составитель:
Карташова Н.И.
Учитель математики.
Тамбов
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания основ современного делопроизводства, ориентированного ...
Программа дополнительного образования "Задачи с параметрами. Методы решения" для учащихся 10-11 классов.
Программа дополнительного образования "Задачи с параметрами. Методы решения" создана для учащихся 10-11 классов. Срок реализации 2 года. Будет полезка учителям, работающим в профильных класс...
Рабочая программа дополнительного образования «Современные методы тестирования. Английский язык» 9 класс.
Востребованность знания иностранного языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Необходимость совершенствования языковой подготовки обучающихся предусматривает серьезное расширение возможносте...
Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности
Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий обучения, а именно проектного метода при освоении программ дополнительного образова...