Технологическая карта урока - форма конструирования урока
статья по теме

Матлаева Алла Михайловна

В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на знания как средство развития личности, на умения применять знания. На уроках по разным предметам предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный учащимися опыт для получения нового знания. Удачным вариантом в решении данного вопроса является использование в учебном процессе технологической карты. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Её отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Данная статья окажет методическую помощь учителям разных предметов в использовании технологической карты, покажет её преимущество перед другими формами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matlaevat.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Матлаева  А. М.,учитель биологии

ГБОУ школы № 398 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока–форма

конструирования урока

      В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на знания как средство развития личности, на умения применять знания. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках по разным предметам предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный учащимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

      Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?  Наиболее  "удачным " сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно технологическая карта урока.    Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого  оборудования, временного режима осуществления операций.

      Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с по урочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования

      Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

      Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных  и личностных умений (универсальных учебных действий ( УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

При создании технологической карты можно выделить следующие этапы :

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

В результате планирования этапов технологической карты можно определить и ее структуру

. Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

      Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, освобождается время для творчества учителя, обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса. Кроме того, технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Надеюсь, что  предложенные методические рекомендации по составлению и использованию технологической карты окажут учителям помощь в организации современного урока в в соответствии с ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

"Технологическая карта как форма проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС"

Выступлениие на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЦАО...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Технологическая карта - современная форма проектирования урока.

Статья содержит памятку для составления технологической карты и шаблон для заполнения технологической карты...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока «Формы размножения организмов»

Занятие-практикум для учеников 6 класса.                                            ...