технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
методическая разработка по теме
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
- Яким Елена Расимовна
- Модуль «Основы светской этики», урок № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».
- Краткое описание последовательности этапов урока: последовательность этапов урока традиционная; видение сценария урока автором совпадает с видением сценария урока учителя.
- Задачи урока: - в области ценностей – подвести учащихся к пониманию необходимости морального выбора для человека и общества;
- в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
- в области знаний – сформировать представления о нравственности и нравственном выборе;
- в области умений и навыков - формировать умение вести диалог ( совершенствовать коммуникативную компетентность).
5. Используемый учебный материал:
- учебное пособие для учеников «Основы светской этики»;
- адрес Internet: http: // cit.vvsu.ru/portal/nfpk/lib/obsch/49.htm;
- мультимедийное сопровождение к уроку., учебный диск
- 6. Описание этапов занятия
- Основные термины и понятия:
- Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
- План урока:
I. Орг. момент.
II. Обсуждение результатов домашнего задания.
III. Работа над новым материалом
1.Обсуждение слов эпиграфа
2.Работа с понятием «свобода»:
а) создание ассоциативного ряда к слову «свобода»;
б) работа со словарями, справочниками и энциклопедиями;
в) обобщение
3. Работа с притчей «Всё в твоих руках»:
а) чтение притчи;
б) беседа по вопросам;
в) обобщение;
4. Работа по учебнику.
5. Работа с примерами.
IV.Итог
1.«Творческая пятиминутка».
2.Беседа
V.Домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Предметные | Духовно- нравственные |
Этап психологического настроя на урок Эмоциональный настрой на урок Закройте глаза и (презентация- Солнышко)представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви. | Внимательно слушают и предлагают варианты ответов. | Умения излагать свою т.зрения | Наличие работы на результат | сигнализируют учителю о готовности начать урок | Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье |
2 Работа над определением темы урока: А может и так Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (Слайд 3) | Внимателmyj смотрят и слушают, рассуждают | Овладение логическими действиями анализа | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Понимание значения нравственности | Воспитание ценностного отношения к моральным и нравственным отношениям |
Работа над новым материалом 1.Запись темы в тетради, работа с эпиграфом Учитель: - Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…» | Записывают, думают, анализируют | рассуждают о данных качествах; рассказывают партнеру о добродетельных или порочных поступках |
2.Работа с понятием «свобода» а) Создание ассоциативного ряда к слову свобода | Пишут на листочках | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний |
Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»? б) Работа в парах со словарём Даля,Ожегова, Энциклопедическим словарем (Слайд 7,8). Обсуждение определений в) Обсуждение вопросов | Ищут понятия, читают, анализируют | Овладение логическими действиями анализа | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Знание, понимание и принятие личностью ценностей: | Ценностное отношение к труду и творчеству |
Работа в группе - обсуждение Для чего нужна свобода? Согласны ли вы с мнением, что свободный человек делает всё, что захочет? Приведите примеры Выступление учащихся | коллективно обсуждают групповые решения задачи и приходят к истинному ответу; активно слушают; | Овладение логическими действиями анализа, умение договориться | Развитие навыков сотрудничества, | Понимание значения нравственности, | Ценностное отношение к труду и творчеству |
-Кто чувствует себя счастливым и почему? (Слайд 10) -Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. 3.Работа с иллюстрацией на диске Мириться или нет? | Рассматривают картину и дают свои варианты ответов | Овладение логическими действиями анализа,синтеза | Ценностное отношение к нравственности: к дружбе и готовности прийти на помощь |
Работа над притчей а) Чтение притчи: Восточная притча . ………. -Что ответил Мастер своему ученику? Обсуждение (дети высказывают свои предположения) -А теперь прочитаем, что ответил Мастер своему ученику. (Слайд 13) -Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: б) Вопросы по тексту восточной притчи: (Слайд 14) - Как вы понимаете последние слова Мастера? -Какие два пути выбора стояли перед | Смотрят, слушают, отвечают | Умения излагать свою т.зрения | Развитие навыков сотрудничества | Понимание значения нравственности |
Обобщение (СлайдВ древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Добро и зло могут соседствовать в человеческом сердце, человек наделён правом выбора. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе .. | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний |
4.Работа по учебнику (Cлайд 17) а) Чтение статьи на странице 22-23 Найти ответы на вопросы: -Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт? Работа по диску б) Обсуждение прочитанного. | Понимание значения нравственности |
Работа с примерами Ситуация 1.(Слайд 18) Ситуация 2 (Слайд 19, 20, 21) Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка» |
Вопросы по сказкам (Слайд 22) 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве? |
1.Творческая пятиминутка (Слайд 23) Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова. Свобода, мораль (Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …) 2.Итоговая беседа (Слайд 24) -Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор? |
V.Домашнее задание-Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-2781-1352367339.jpg)
Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"
Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-707253-1447274214.jpg)
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Урок "Свобода и моральный выбор человека"
Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-896005-1487407774.jpg)
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-164835-1356894823.jpg)
Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку
В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...
Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс
Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные: понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...
Технологическая карта урока по теме «Уроки журналистики от легендарного редактора»
Цель урока: познакомить с основами журналистики, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист (на примере анализа статей Ф.П. Егоровой).Образовательные задачи:-...