технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
методическая разработка по теме
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_orkseurok_no9_2003.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
- Яким Елена Расимовна
- Модуль «Основы светской этики», урок № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».
- Краткое описание последовательности этапов урока: последовательность этапов урока традиционная; видение сценария урока автором совпадает с видением сценария урока учителя.
- Задачи урока: - в области ценностей – подвести учащихся к пониманию необходимости морального выбора для человека и общества;
- в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
- в области знаний – сформировать представления о нравственности и нравственном выборе;
- в области умений и навыков - формировать умение вести диалог ( совершенствовать коммуникативную компетентность).
5. Используемый учебный материал:
- учебное пособие для учеников «Основы светской этики»;
- адрес Internet: http: // cit.vvsu.ru/portal/nfpk/lib/obsch/49.htm;
- мультимедийное сопровождение к уроку., учебный диск
- 6. Описание этапов занятия
- Основные термины и понятия:
- Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
- План урока:
I. Орг. момент.
II. Обсуждение результатов домашнего задания.
III. Работа над новым материалом
1.Обсуждение слов эпиграфа
2.Работа с понятием «свобода»:
а) создание ассоциативного ряда к слову «свобода»;
б) работа со словарями, справочниками и энциклопедиями;
в) обобщение
3. Работа с притчей «Всё в твоих руках»:
а) чтение притчи;
б) беседа по вопросам;
в) обобщение;
4. Работа по учебнику.
5. Работа с примерами.
IV.Итог
1.«Творческая пятиминутка».
2.Беседа
V.Домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Предметные | Духовно- нравственные |
Этап психологического настроя на урок Эмоциональный настрой на урок Закройте глаза и (презентация- Солнышко)представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви. | Внимательно слушают и предлагают варианты ответов. | Умения излагать свою т.зрения | Наличие работы на результат | сигнализируют учителю о готовности начать урок | Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье |
2 Работа над определением темы урока: А может и так Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (Слайд 3) | Внимателmyj смотрят и слушают, рассуждают | Овладение логическими действиями анализа | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Понимание значения нравственности | Воспитание ценностного отношения к моральным и нравственным отношениям |
Работа над новым материалом 1.Запись темы в тетради, работа с эпиграфом Учитель: - Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…» | Записывают, думают, анализируют | рассуждают о данных качествах; рассказывают партнеру о добродетельных или порочных поступках |
2.Работа с понятием «свобода» а) Создание ассоциативного ряда к слову свобода | Пишут на листочках | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний |
Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»? б) Работа в парах со словарём Даля,Ожегова, Энциклопедическим словарем (Слайд 7,8). Обсуждение определений в) Обсуждение вопросов | Ищут понятия, читают, анализируют | Овладение логическими действиями анализа | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Знание, понимание и принятие личностью ценностей: | Ценностное отношение к труду и творчеству |
Работа в группе - обсуждение Для чего нужна свобода? Согласны ли вы с мнением, что свободный человек делает всё, что захочет? Приведите примеры Выступление учащихся | коллективно обсуждают групповые решения задачи и приходят к истинному ответу; активно слушают; | Овладение логическими действиями анализа, умение договориться | Развитие навыков сотрудничества, | Понимание значения нравственности, | Ценностное отношение к труду и творчеству |
-Кто чувствует себя счастливым и почему? (Слайд 10) -Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. 3.Работа с иллюстрацией на диске Мириться или нет? | Рассматривают картину и дают свои варианты ответов | Овладение логическими действиями анализа,синтеза | Ценностное отношение к нравственности: к дружбе и готовности прийти на помощь |
Работа над притчей а) Чтение притчи: Восточная притча . ………. -Что ответил Мастер своему ученику? Обсуждение (дети высказывают свои предположения) -А теперь прочитаем, что ответил Мастер своему ученику. (Слайд 13) -Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: б) Вопросы по тексту восточной притчи: (Слайд 14) - Как вы понимаете последние слова Мастера? -Какие два пути выбора стояли перед | Смотрят, слушают, отвечают | Умения излагать свою т.зрения | Развитие навыков сотрудничества | Понимание значения нравственности |
Обобщение (СлайдВ древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Добро и зло могут соседствовать в человеческом сердце, человек наделён правом выбора. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе .. | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний |
4.Работа по учебнику (Cлайд 17) а) Чтение статьи на странице 22-23 Найти ответы на вопросы: -Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт? Работа по диску б) Обсуждение прочитанного. | Понимание значения нравственности |
Работа с примерами Ситуация 1.(Слайд 18) Ситуация 2 (Слайд 19, 20, 21) Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка» |
Вопросы по сказкам (Слайд 22) 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве? |
1.Творческая пятиминутка (Слайд 23) Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова. Свобода, мораль (Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …) 2.Итоговая беседа (Слайд 24) -Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор? |
V.Домашнее задание-Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"
Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Урок "Свобода и моральный выбор человека"
Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке...
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...
Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку
В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...
Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс
Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные: понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...
Технологическая карта урока по теме «Уроки журналистики от легендарного редактора»
Цель урока: познакомить с основами журналистики, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист (на примере анализа статей Ф.П. Егоровой).Образовательные задачи:-...