Если мы будем сегодня учить детей так же, как вчера, мы украдем у них завтра
статья на тему

Сокина Любовь Александровна

Нынешнее время войдет в историю как время информационного общества. Быстрое развитие современного социума, использование информационных и коммуникативных технологий не только открывает перед человечеством новые возможности, но и ставит новые задачи. Одной из главных задач современной системы образования, таким образом, является воспитание творчески мыслящих выпускников, обладающих высоким творческим потенциалом. Актуальность этой задачи усиливается еще и тем, что в настоящее время в мире происходит постоянное удорожание технологий, сырья, оборудования, энергоресурсов и ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь приводит к глобальным социальным проблемам в обществе. Решение этих проблем с одной стороны вызывает необходимость в новых технологиях, новых идеях, новых знаниях, с другой стороны требует создания новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а самое главное – требует от каждого человека нового мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_gbou_sosh_31.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип искусства воспитания гласит:

«Дети должны воспитываться не для настоящего,
а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого».

Иммануил Кант.

Нынешнее время войдет в историю как время информационного общества. Быстрое развитие современного социума, использование информационных и коммуникативных технологий не только открывает перед человечеством новые возможности, но и ставит новые задачи. Одной из главных задач современной системы образования, таким образом, является воспитание творчески мыслящих выпускников, обладающих высоким творческим потенциалом. Актуальность этой задачи усиливается еще и тем, что в настоящее время в мире происходит постоянное удорожание технологий, сырья, оборудования, энергоресурсов и ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь приводит к глобальным социальным проблемам в обществе. Решение этих проблем с одной стороны вызывает необходимость в новых технологиях, новых идеях, новых знаниях, с другой стороны требует создания новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а самое главное – требует от каждого человека нового мышления.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «На человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть не просто человеком, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться».

Нам, учителям, доверили великую миссию: растить поколение новых людей, детей - носителей нового сознания. Сегодня мы готовим наших детей для завтра, которое нельзя получить в готовом виде, его нужно создать, а для этого нужно приложить немалые усилие. Безусловно, учителя не в силах с точностью предугадать, каким оно будет это завтра, какие профессии будут наиболее востребованы, и какие навыки и умения будут отвечать на вызовы современного общества. Но на пороге 2020 года очевидно одно: мы живем в мире, который меняется с бешеной скоростью, и по-другому уже не будет никогда. Таким образом, самое главное, чему мы должны научить своих учеников, это умение меняться также быстро, как меняется все вокруг.

А что входит в понимание «меняться»? И зачем нужно меняться? Меняться – значит идти в ногу со временем. Современный человек должен уметь легко адаптироваться к сложившимся ситуациям. Например, если профессия, на получение которой было потрачено несколько лет, вдруг перестала быть актуальной, как это однажды произошло с телефонистами, машинистками, фонарщиками и т.д., человек мог бы достаточно легко, без видимых препятствий, освоить другую, не менее интересную для него профессию.  Сегодня чаще можно наблюдать ситуации, когда профессия не исчезает, а меняет или расширяет свои границы. В таком случае, работник должен вовремя сориентироваться и в сжатые сроки приобрести те умения и навыки, которых ему не хватает, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда и не потерять свое место.

Таким образом, мы подобрались к главному вопросу, ответить на который стоит каждому педагогу, работающему в современной школе: можем ли мы сегодня учить детей также, как учили вчера? И в этом вопросе мы полностью разделяем мнение выдающегося американского философа и педагога 19-го века Джона Дьюи, который сказал: «Если мы будем сегодня учить детей так же, как вчера, мы украдем у них завтра». Почему? Совершенно не потому, что раньше обучение было менее эффективным, чем сегодня. Главная причина заключается в том, что цели обучения кардинально изменились, а значит логично, что и средства достижения этих целей должны поменяться. Вчера наших родителей учили, как использовать знания, полученные в школе, чтобы найти свое место в жизни. Сегодня мы учим учеников добывать знания самостоятельно на протяжении всей жизни, чтобы быть успешными и востребованными в разное время и в разных условиях. Согласитесь, что, если мы будем, как раньше, просто передавать ученикам знания в готовом виде, мы воспитаем их людьми, неспособными успешно справляться с задачами, которые необходимо решать в условиях информационного общества.

Сегодня, как и много лет назад 

Приходят дети в школу на занятия,

Чтобы найти там драгоценный клад, 

Успешно провести его изъятие. 

А клад тот спрятан очень глубоко, 

И без стараний дело не получится 

Когда-то это было просто и легко, 

Но в наше время дети по-другому учатся! 

В былые времена учителя клад сами находили, 

И тщательно достав все драгоценности, 

Ученикам искусно на уроке подносили, 

Не поднимая с ними темы достоверности.

Ученикам все это нужно было бережно хранить, 

С годами лишь сокровища приумножая,

И этого хватало, чтоб работать и успешным быть,

Своей дороги в жизни не меняя. 

Сегодня, в век, где правит информация, 

Законы жизни сильно изменились, 

Кому теперь нужна ее трансляция?! 

Когда все доступы к хранилищам открылись! 

Как на волне успеха в современном мире плыть? 

Как выбрать из всего, что предлагается? 

И как для общества незаменимым человеком быть? 

Учитель «новой» школы найти ответ старается! 

Готового решения уже прошла пора, 

Ведь мысль верную Дьюи сказал, 

«Учил детей ты так же как вчера, 

Считай, что завтра ты у них украл!»

Мы учим поколение совсем иных людей

Им предстоят великие свершения,

Они родоначальники всех будущих идей, 

А это значит - им нужны особые умения! 

Какие? Для школы это больше не секрет, 

Ученые всех стран пришли к единому решению, 

Мы помогаем нужное искать, а не даём ответ,

А также учим быть готовым к обсуждению! 

Так мы добрались до идеи Школы «новой»,

Чтобы учащиеся смогли успешно клад найти, 

Нам нужно научить их двигаться своей дорогой, 

Но выбирать всегда лишь актуальные пути!   

 (Губарь Н. К., учитель школы № 31)

«Никакие технологии не заменят хорошего педагога. Российская школа нуждается в талантливых, открытых всему новому преподавателях. Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребёнке и технологические возможности» - цитата из Послания президента России В.В.Путина. Данное высказывание Владимира Владимировича является формулой успеха и главным условием, при котором российская школа может укрепить свои позиции как лидера в области образования.

  Сегодня педагог должен учить школьников, тому, как искать и находить возможности для самореализации в жизни, как преодолевать трудности, чтобы стать сильными, успешными, востребованными своим временем. Современное образование призвано научить ребёнка жить в мире самостоятельно, самостоятельно открывать факты и самостоятельно решать проблемы. Человек будет востребован в том случае, если пойдёт в ногу со временем, а не «застрянет» в прошлом. Всего этого можно добиться только в том случае, если педагог сам находится в постоянном поиске лучших и наиболее актуальных, соответствующих современной действительности практик, технологий и методов работы.

Всякое начало трудно. Это истина для каждой науки. Но «…учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», - утверждает Ушинский. Кому-то понадобятся годы, чтобы начать работать по-новому. Но главное – двигаться вперёд, ставя на первое место личность ученика, взращивая в нём светлое и нравственное, и помнить слова Януша Корчака: «Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может выжечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».

Сокина Л.А., учитель школы № 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если счастье не сегодня, то когда?

Представьте себе, что ваша жизнь — это игра, в которой вы жонглируете в воздухе пятью мячами. Эти мячи — работа, семья, здоровье, друзья и душа — и все это не должно упасть. Вскоре вы поймете, что р...

Автореферат:сегодня-здоровые дети,завтра- здоровое общество

в реферате включенымероприятия по внеклассной работе и программа интенсивной подготовки к соревнованиям учащихся 9-11 классов...

"Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество"

Мои ученики посещают уроки физкультуры в полной мере и практически их не пропускают....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)

Сценарий и методические рекомендацииЛитературно-музыкальная гостиная «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения...

Программа по социализации «Сегодня здоровые дети – завтра здоровое общество».

Цель курса внеурочной деятельности:·         укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать...

Сегодня здоровые дети,завтра-здоровое общество!

В гостях у первоклассников –командир 2 взвода ОР ДПС ГИБДД , капитан полиции Монаков А.В. Им проведена беседа «Неукоснительное соблюдение ПДД»Учитель нач.кл. МАОУ СПШ № 33Романенко В...