Школьный «Музей искусств» как модель внеурочной проектной деятельности
статья на тему
Проектная деятельность, реализуемая в интернате – очень актуальная форма работы с детьми и очень для них привлекательная. Потому что у нас обязательно проводятся общеинтернатные массовые мероприятия, на которых воспитанники демонстрируют свои артистические, вокальные, хореографические таланты – показывают сценические постановки, небольшие театрализованные представления, поют, танцуют, декламируют стихи и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность воспитанников пришкольного интерната | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный «Музей искусств» как модель внеурочной проектной деятельности воспитанников пришкольного интерната МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева
Школьные музеи бывают разными. Немного освежите в памяти данные о некоторых типах музеев, которые чаще всего создаются в школах (исторические, краеведческие, этнографические, технические, сельскохозяйственные, художественные, музыкальные и др.
Специфика любого школьного музея заключается в том, что он меньше всего должен походить на традиционное музейное учреждение (где экспонаты нельзя трогать руками, вход – только в строго определенное время, обязательным является подведение научной базы под любую деятельность и т.п.). А школьный музей – музей особого типа, он является образовательным музеем, т.е. помогает решать задачи обучения и воспитания, и является адресным музеем, т.е. в этом случае приоритетной является именно детская аудитория.
Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских условиях, где нет разнообразия музеев, наш школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество – качество культурного центра.
Так вот, в нашем интернате работает необычный школьный музей – «Музей искусств». Мы выбрали такую форму музея, как музей-клуб потому, что дети в любой момент могут прийти в него (кабинет открыт ежедневно), посидеть, почитать специальную литературу, посмотреть видеоматериалы, поработать за ПК и т.п.
А профиль музея (его специализация) – музей искусств, потому что в нем идет работа по 4 видам искусства, которые мы решили включить в работу с детьми нашей категории. Это – музыкальное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественно-изобразительное искусство и особым образом ведется у нас работа по направлению «Театральное искусство.
Дело в том, что по первым трем разделам работать очень сложно. Воспитатели не смогут никого научить профессионально рисовать или играть на музыкальных инструментах, да и изготавливать своими руками какие-либо изделия декоративно-прикладного искусства тоже трудно без определенных знаний, инструментов и материала.
А вот развитие эмоционально-изобразительных способностей можно организовать без каких-либо усилий, ведь наши воспитанники и так активно участвуют в массовых общеинтернатных творческих мероприятиях, и в большинстве из них – с небольшими сценками, спектаклями, театрализациями. Но самое главное,– в рамках музея реализуется проектная деятельность творческой направленности, связанная именно с театральным искусством.
Так, в 5 классе создан кукольный театр «Театр живой руки» (посмотрите в интернет, что это такое), в 6 классе – кукольный театр «Золотой ключик», в 7 классе – кукольный театр «Сказка» (на хакасском языке), в 8 классе – «Театральная Хакасия в лицах» (о театральных деятельлях РХ), в 9 классе – «Мир театра в афишах» (сбор афиш 4 театров), в 10 классе – «Развитие музейного дела в интернате» (это общее руководство, инвентаризация, ведение документации и т.п.), в 11 классе – «Театр и СМИ» (публикации, выход с информацией в интернет). И проект, объединяющий воспитанников всех возрастов – «В мире прекрасного» (создание театральных костюмов).
Одним из наших партнеров является ГЦТМ им.А.А.Бахрушина (г.Москва), с представителями музея ведется активная переписка, мы получаем от них литературу, ездим на обучающие семинары.
Началось все в 2012 году с конкурса сочинений на тему «Можно ли жить без искусства?», который объявил артист театра и кино Леонид Ярмольник. В нем приняли участие три наши бывшие воспитанницы, на тот момент – одиннадцатиклассницы. Их сочинения были опубликованы в сборнике «Можно ли жить без искусства?».
Затем, в 2013 году, мы создали «Кружок друзей Бахрушинского музея», в нем начали заниматься дети под руководством воспитателей. Участники кружка (воспитанники 5-10 классов) собираются в музее с периодичностью 1-2 раза в месяц для просмотра спектаклей, фильмов, подготовки к конкурсам и другим мероприятиям.
А в 2014 году представитель интерната побывала на обучающем семинаре в Москве. Оттуда она привезла много научно-популярной литературы и рекомендации по работе кружка. На фото – Елена Петровна с Дмитрием Викторовичем Родионовым (директором Бахрушинского музея) и артистом театра и кино Леонидом Ярмольником.
Летом 2018 года второй раз наш представитель съездила на обучающий семинар в Москву в ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, Татьяна Георгиевна была единственным делегатом из Хакасии, и в составе руководителей кружков из других регионов получила много впечатлений, много литературы, много рекомендаций по работе кружка. Информация о семинаре есть на сайте бахрушинского музея, если интересно – посмотрите.
Проектная деятельность, реализуемая в интернате – очень актуальная форма работы с детьми и очень для них привлекательная. Потому что у нас обязательно проводятся общеинтернатные массовые мероприятия, на которых воспитанники демонстрируют свои артистические, вокальные, хореографические таланты – показывают сценические постановки, небольшие театрализованные представления, поют, танцуют, декламируют стихи и др.).
Мы проживаем в Аскизском районе Республики Хакасия, то есть там, где проживает большая часть коренного населения, поэтому в учебно-воспитательной работе обязательно применяются элементы регионального компонента обучения и воспитания, то есть методы воспитания, основывающиеся на хакасских национальных обычаях и традициях.
Так, к мероприятиям «Битва хоров», «Чыл пазы» (хакасский Новый год) дети готовят национальные костюмы, репетируют песни на хакасском языке, участвуют в состязаниях по национальным видам спорта. Все это обязательно фиксируется на фото- и видеокамеры, потом создаются видеоролики и иногда отправляются на различные конкурсы.
Среди воспитанников всегда находятся творчески одаренные дети, которые отлично поют, танцуют, читают стихи. Развитию их способностей способствуют и занятия в кружке. Например, в 2017 году окончил школу мальчик, который с раннего детства снимался в художественных фильмах киностудии «Хакасфильм» – «Судьба инородца», «Земля отцов», а в свой выпускной учебный год снялся в очередном фильме. Второй год учится в Институте искусств нашего госуниверситета по специальности «Народная художественная культура, руководство любительским театром». И сейчас в интернате проживают дети с уникальными артистическими данными. Их мы также привлекаем на все творческие мероприятия.
Проектная работа ведется, кружок друзей Бахрушинского музея работает, дети включены в театральную деятельность. В данный момент наши воспитанники готовят сочинения на тему «Впечатления о выставке «Прорыв», которые мы буквально на днях отправим в бахрушинский музей. Они могут войти в бумажный сборник сочинений, издаваемый музеем.
Таким образом, начиная с 2012 по 2015 годы, пока идея о создании музея еще только витала в воздухе, и с 2015 года до настоящего дня, наш музей искусств стал настоящим туристическим объектом, полноценным пунктом туристического маршрута в рамках общешкольного музейного комплекса «Память».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Конспект занятия в школьном музее искусств
Занятие (обзорная экскурсия) для учащихся (воспитанников) 5 класса проводится в музейной комнате пришкольного интерната. В ходе экскурсии дети знакомятся с экспозициями (разделами) музея, отвечают на ...
"Модель внеурочной деятельности-школьный геологический музей"
Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы опр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовател...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экскурсионная деятельность в школьном музее"
Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого
Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...
Школьный музей – пространство для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности
Актуальность данной проблемы: - наблюдается снижение общественной активности- спад интереса к массовым мероприятиям, общественной работе-повышенный интерес к низкопробным досуговым мероприятиям, ...