Школьный «Музей искусств» как модель внеурочной проектной деятельности
статья на тему
Проектная деятельность, реализуемая в интернате – очень актуальная форма работы с детьми и очень для них привлекательная. Потому что у нас обязательно проводятся общеинтернатные массовые мероприятия, на которых воспитанники демонстрируют свои артистические, вокальные, хореографические таланты – показывают сценические постановки, небольшие театрализованные представления, поют, танцуют, декламируют стихи и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный «Музей искусств» как модель внеурочной проектной деятельности воспитанников пришкольного интерната МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева
Школьные музеи бывают разными. Немного освежите в памяти данные о некоторых типах музеев, которые чаще всего создаются в школах (исторические, краеведческие, этнографические, технические, сельскохозяйственные, художественные, музыкальные и др.
Специфика любого школьного музея заключается в том, что он меньше всего должен походить на традиционное музейное учреждение (где экспонаты нельзя трогать руками, вход – только в строго определенное время, обязательным является подведение научной базы под любую деятельность и т.п.). А школьный музей – музей особого типа, он является образовательным музеем, т.е. помогает решать задачи обучения и воспитания, и является адресным музеем, т.е. в этом случае приоритетной является именно детская аудитория.
Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских условиях, где нет разнообразия музеев, наш школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество – качество культурного центра.
Так вот, в нашем интернате работает необычный школьный музей – «Музей искусств». Мы выбрали такую форму музея, как музей-клуб потому, что дети в любой момент могут прийти в него (кабинет открыт ежедневно), посидеть, почитать специальную литературу, посмотреть видеоматериалы, поработать за ПК и т.п.
А профиль музея (его специализация) – музей искусств, потому что в нем идет работа по 4 видам искусства, которые мы решили включить в работу с детьми нашей категории. Это – музыкальное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественно-изобразительное искусство и особым образом ведется у нас работа по направлению «Театральное искусство.
Дело в том, что по первым трем разделам работать очень сложно. Воспитатели не смогут никого научить профессионально рисовать или играть на музыкальных инструментах, да и изготавливать своими руками какие-либо изделия декоративно-прикладного искусства тоже трудно без определенных знаний, инструментов и материала.
А вот развитие эмоционально-изобразительных способностей можно организовать без каких-либо усилий, ведь наши воспитанники и так активно участвуют в массовых общеинтернатных творческих мероприятиях, и в большинстве из них – с небольшими сценками, спектаклями, театрализациями. Но самое главное,– в рамках музея реализуется проектная деятельность творческой направленности, связанная именно с театральным искусством.
Так, в 5 классе создан кукольный театр «Театр живой руки» (посмотрите в интернет, что это такое), в 6 классе – кукольный театр «Золотой ключик», в 7 классе – кукольный театр «Сказка» (на хакасском языке), в 8 классе – «Театральная Хакасия в лицах» (о театральных деятельлях РХ), в 9 классе – «Мир театра в афишах» (сбор афиш 4 театров), в 10 классе – «Развитие музейного дела в интернате» (это общее руководство, инвентаризация, ведение документации и т.п.), в 11 классе – «Театр и СМИ» (публикации, выход с информацией в интернет). И проект, объединяющий воспитанников всех возрастов – «В мире прекрасного» (создание театральных костюмов).
Одним из наших партнеров является ГЦТМ им.А.А.Бахрушина (г.Москва), с представителями музея ведется активная переписка, мы получаем от них литературу, ездим на обучающие семинары.
Началось все в 2012 году с конкурса сочинений на тему «Можно ли жить без искусства?», который объявил артист театра и кино Леонид Ярмольник. В нем приняли участие три наши бывшие воспитанницы, на тот момент – одиннадцатиклассницы. Их сочинения были опубликованы в сборнике «Можно ли жить без искусства?».
Затем, в 2013 году, мы создали «Кружок друзей Бахрушинского музея», в нем начали заниматься дети под руководством воспитателей. Участники кружка (воспитанники 5-10 классов) собираются в музее с периодичностью 1-2 раза в месяц для просмотра спектаклей, фильмов, подготовки к конкурсам и другим мероприятиям.
А в 2014 году представитель интерната побывала на обучающем семинаре в Москве. Оттуда она привезла много научно-популярной литературы и рекомендации по работе кружка. На фото – Елена Петровна с Дмитрием Викторовичем Родионовым (директором Бахрушинского музея) и артистом театра и кино Леонидом Ярмольником.
Летом 2018 года второй раз наш представитель съездила на обучающий семинар в Москву в ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, Татьяна Георгиевна была единственным делегатом из Хакасии, и в составе руководителей кружков из других регионов получила много впечатлений, много литературы, много рекомендаций по работе кружка. Информация о семинаре есть на сайте бахрушинского музея, если интересно – посмотрите.
Проектная деятельность, реализуемая в интернате – очень актуальная форма работы с детьми и очень для них привлекательная. Потому что у нас обязательно проводятся общеинтернатные массовые мероприятия, на которых воспитанники демонстрируют свои артистические, вокальные, хореографические таланты – показывают сценические постановки, небольшие театрализованные представления, поют, танцуют, декламируют стихи и др.).
Мы проживаем в Аскизском районе Республики Хакасия, то есть там, где проживает большая часть коренного населения, поэтому в учебно-воспитательной работе обязательно применяются элементы регионального компонента обучения и воспитания, то есть методы воспитания, основывающиеся на хакасских национальных обычаях и традициях.
Так, к мероприятиям «Битва хоров», «Чыл пазы» (хакасский Новый год) дети готовят национальные костюмы, репетируют песни на хакасском языке, участвуют в состязаниях по национальным видам спорта. Все это обязательно фиксируется на фото- и видеокамеры, потом создаются видеоролики и иногда отправляются на различные конкурсы.
Среди воспитанников всегда находятся творчески одаренные дети, которые отлично поют, танцуют, читают стихи. Развитию их способностей способствуют и занятия в кружке. Например, в 2017 году окончил школу мальчик, который с раннего детства снимался в художественных фильмах киностудии «Хакасфильм» – «Судьба инородца», «Земля отцов», а в свой выпускной учебный год снялся в очередном фильме. Второй год учится в Институте искусств нашего госуниверситета по специальности «Народная художественная культура, руководство любительским театром». И сейчас в интернате проживают дети с уникальными артистическими данными. Их мы также привлекаем на все творческие мероприятия.
Проектная работа ведется, кружок друзей Бахрушинского музея работает, дети включены в театральную деятельность. В данный момент наши воспитанники готовят сочинения на тему «Впечатления о выставке «Прорыв», которые мы буквально на днях отправим в бахрушинский музей. Они могут войти в бумажный сборник сочинений, издаваемый музеем.
Таким образом, начиная с 2012 по 2015 годы, пока идея о создании музея еще только витала в воздухе, и с 2015 года до настоящего дня, наш музей искусств стал настоящим туристическим объектом, полноценным пунктом туристического маршрута в рамках общешкольного музейного комплекса «Память».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-258825-1379494538.jpg)
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-238632-1712444802.jpg)
Конспект занятия в школьном музее искусств
Занятие (обзорная экскурсия) для учащихся (воспитанников) 5 класса проводится в музейной комнате пришкольного интерната. В ходе экскурсии дети знакомятся с экспозициями (разделами) музея, отвечают на ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-420629-1481041396.jpg)
"Модель внеурочной деятельности-школьный геологический музей"
Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы опр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-546052-1418050421.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовател...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экскурсионная деятельность в школьном музее"
Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-381934-1475779558.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого
Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641419-1433829628.jpg)
Школьный музей – пространство для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности
Актуальность данной проблемы: - наблюдается снижение общественной активности- спад интереса к массовым мероприятиям, общественной работе-повышенный интерес к низкопробным досуговым мероприятиям, ...