Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого
методическая разработка по истории
Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:
Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа N16»
Методическая разработка
внеурочного мероприятия
Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом»
Династии первых русских промышленников времен Петра Великого
Подготовила: учитель высшей категории
Хайруллина Надежда Васильевна.
2021
Ход мероприятия
(участники: две команды из обучающихся 9 –х классов)
Звучит песня Непоседы «Мы дети твои, Россия»
Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:
Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.
- Зачем создают музеи?
Тема сегодняшней нашей игры-экскурсии – это Династии первых русских промышленников времен Петра Великого
Экскурсовод-ведущий: В наследие Петру I от Русского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Была унаследована и задача завоевания выхода к морю. Пётр быстро приступил к решению этой задачи, начав войну со Швецией и решив вести её по-новому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это требовало огромных финансовых затрат. Русское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами.
Экскурсовод-ведущий: Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. Трудно сказать, как и когда у царя появилась эта мысль, но вероятно, это произошло во время Великого посольства, когда Пётр наглядно увидел техническое отставание России от ведущих европейских государств.
Экскурсовод-ведущий: В то же время желание удешевить содержание войска и флота естественно наводило на мысль, что было бы дешевле производить всё то, что нужно для экипировки и вооружения армии и флота. А так как фабрик и заводов, которые могли бы выполнить эту задачу, не было[, то возникала мысль, что их надо построить, пригласив для этого знающих иностранцев и отдав им в науку «своих подданных», как тогда выражались. Эти мысли были не новыми и известны ещё со времён царя Ивана Грозного.
Экскурсовод-ведущий: Поставив себе цель вооружить экономику лучшими западными технологиями производства, Пётр реорганизовал все отрасли народного хозяйства. Во время Великого посольства царь изучил все стороны европейской жизни, в том числе, и техническую. За границей Пётр усвоил основы экономической мысли того времени — меркантилизма. Своё экономическое учение меркантилизм основывал на двух положениях: первое — каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить всё, что ему нужно, не обращаясь к помощи чужого труда, труда других народов; второе — каждый народ, чтобы богатеть, должен как можно больше вывозить из своей страны произведённую продукцию и как можно меньше импортировать иностранную продукцию.
Экскурсовод-ведущий: Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием природных богатств, Пётр решил, что государство должно взять на себя развитие промышленности и торговли страны. «Наше русское государство, — говорил Пётр, — передъ иными землями преизобилуетъ и потребными металлами и минералами преблагословенно есть, которые до настоящаго времени безъ всякаго прилежанія исканы»
Экскурсовод-ведущий: Таким образом, осознав значение торговли и промышленности и усвоив на Западе идеи меркантилизма, Пётр приступил к реформированию этих сфер, принуждая к этому подданных, хотя бы и насильственным методом
Разминка. Участники мероприятия отвечают на вопросы интеллектуальной викторины. ( участники сами выбирают себе вопросы, которые написаны на небольших листах, текстом вниз)
Вопросы:
- Что послужило причиной преобразования экономики России в начале 18 века
- Какое событие показало, что Российская экономика остро нуждается в переменах
- Меркантилизм – это
- Каковы два основных положения меркантилизма
- Что такое Великое посольство и каковы его результаты
- Что надо было развивать в России в первую очередь и почему
- Почему Петр 1 был уверен в том, сто Российская экономика сможет догнать и перегнать экономику Запада
Вашим домашним заданием было узнать о первых промышленниках России - современниках Петра1.
Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства
Перед вами семь представителей купцов-промышленников знаменитых семей. Они взяли с собой образцы товаров (фото), благодаря которым они разбогатели. Ваша задача узнать кто они и рассказать о них.
Бахрушины (кожевенные заводы), Мамонтовы (знаменитый откупщик), Щукины (ткани), Рябушинские (бумажный товар), Демидовы (металлургические заводы), Третьяковы (льняньщик), Матвей Сергеевич Нечаев (рыба)
Участники отгадывают представителей промышленников России и рассказывают о них.
Жюри подводит итоги. Награждение.
Экскурсовод-ведущий Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране"
Список литературы
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - М., Просвещение, 1989 - 253 с.
2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 2008
3. Багер Х. Реформы Петра Великого. - М., Просвещение, 1985 - 275 с.
4. Брикнер А.Г. История Петра Великого. - М., ЭКО, 2006 - 382 с.
5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке - М., РГГУ, 2001 - 295 с.
6. Чистяков А.С. История Петра Великого. - М., 2007
7.Большая Советская Энциклопедия, — М.: 2005г. Тома 18, 19, 20, 21.
8. Думный В.В. История предпринимательства в России. Вып. 2. Российское предпринимательство при Петре Великом (середина 90-х гг. XVII в. – первая четверть XVIII в.). М., 1999.
9. Павленко Н.П. Петр Великий. М., 1990.
10. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 3. М., 1993.
11. Законодательство Петра I. M., 1997.
12. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. М., 1995.
13. Барышников М.Н. История делового мира России. М., 1994.
14. История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 1. От Средневековья до середины XIX века. М., 2000.
15. Захаров В.Н. Западноевропейские купцы в России. Эпоха
Петра I. М., 1996.
16. Ключевский В.О. Указ.соч. Книга третья. С. 70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156363-1354542454.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"
Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-413367-1395833298.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.
Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-1196295-1575555077.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории на тему "Дети блокадного Ленинграда"
Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Дети блокадного Ленинграда» предназначена для проведения классного часа или урока мужества в 5 - 7 классах. Данное занятие позво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211461-1580041553.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия (нравственная беседа) «Друг – это тот, кто рядом»
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в восп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-542519-1417454056.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Великая Отечественная война в числах»
Данная методическая разработка является конспектом внеклассного мероприятия, посвященного празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне для студентов 1 курса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-488000-1412087823.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Поэты Великой Отечественно войны"
Данное мероприятие разработано для студентов первого и второго курсов ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1» как внеклассное мероприятие по литературе.ВОВ – это, пожа...