Школьный музей – пространство для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности
статья
Актуальность данной проблемы:
- наблюдается снижение общественной активности
- спад интереса к массовым мероприятиям, общественной работе
-повышенный интерес к низкопробным досуговым мероприятиям, не отличающимися высоким качеством и содержательностью
-достаточно высокая степень индивидуализма и эгоизма у детей и родителей
Поэтому так важна роль школы в воспитании, формировании духовной культуры обучающегося, его общекультурной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchekulturnyy_uroven.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Быкарева Л.Н., заведующий Музеем педагогической памяти ГБОУ гимназии №446
Школьный музей – пространство для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности
Слайд 2 Общекультурный уровень развития личности характеризует степень активного отношения человека к духовной культуре, потенциальная и реальная культурная деятельность, мотивация и избирательность, эстетические вкусы, оценки, показатели нравственного развития личности.
Слайд 3Высокий общекультурный уровень личности и всего общества – фактор, способствующий развитию и укреплению государства. Общекультурный уровень развития личности характеризуется рядом конкретных параметров: образованность, воспитанность, усвоение опыта.
Слайд 4
Актуальность данной проблемы:
- наблюдается снижение общественной активности
- спад интереса к массовым мероприятиям, общественной работе
-повышенный интерес к низкопробным досуговым мероприятиям, не отличающимися высоким качеством и содержательностью
-достаточно высокая степень индивидуализма и эгоизма у детей и родителей
Поэтому так важна роль школы в воспитании, формировании духовной культуры обучающегося, его общекультурной компетентности.
Слайд 5 Важнейшим компонентом параметра «образованность» выступает духовная насыщенность образования, которая воплощается в состоянии личности. Духовная насыщенность имеет определенную структуру, включающую:
- нормы как исторически отобранные образцы общения в ходе учебной деятельности. Образцы выступают своеобразными слепками с прежних ритуалов, обычаев, духовных достижений народа (этноса, социума);
- влияние личности педагога как наиболее четко выраженное, доступное, живое выражение отвлеченного образа, нормы, смысла, духовного и профессионального ориентира;
- духовную составляющую модели личности, т. е. систему представлений о том, в кого образовывается человек.
Слайд 6
Цель школьного образования в области формирования ОКК - ориентация в ценностях культуры, формирование способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, овладение методами самообразовательной деятельности
Слайд 7
Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:
социально-экономической;
политико-правовой;
в сфере науки, религии;
экологической;
эстетической;
коммуникативной;
бытовой;
досуговой и др.
Слайд 8
Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на тех, которые позволяет реализовать пространство школьного музея. Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, не только в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей, но и под влиянием всех сопровождающих школьную жизнь факторов и явлений. Именно такой видится мне и роль школьного музея.
Формировать общекультурную компетентность обучающихся в процессе внеурочной деятельности в музее можно на примере исторических фактов, биографий замечательных педагогов прошлого, обращения к документам – экспонатам музея. Красота и гармония жизни другого человека полезна, как положительный пример, и благотворна, как воспитательный фактор. Хорошо бы научить детей это видеть и понимать. Именно на это нацелена прежде всего исследовательская работа с экспонатами нашего музея.
Слайд 9
Трудно переоценить воспитательный и образовательный потенциал музейного раздела, посвященного истории Великой Отечественной войны и участию в ней колпинских педагогов. Блокадная тема… Она интересна детям, вызывает волнение, негодование, переживания эмоционального характера. Богатейший материал для воспитания и формирования личности подростка дает знакомство с письмами военного времени. Слайд 10.Особенно увлекла ребят история сына колпинских педагогов Револьда Лугового, на основе этих дорогих экспонатов проведен классный час с элементами экскурсии «Письма из прошлого». Хочется подробнее остановиться на нем. В ходе экскурсии юные музееведы рассказали о семье Луговых: учителя физики Сергея Трофимовича и учительницы биологии Стефаниды Васильевны, их активной жизненной позиции, их благородном труде. Это дало представления о тех нравственных ценностях, которые существовали в этой педагогической семье и на которых воспитывался юный Револьд. А далее – рассказ о судьбе юноши, которая просто потрясла слушателей: как он учился, что любил, как относились к нему товарищи… Особенно яркой частью экскурсии является рассказ о том, что в 17 лет Револьд ушел на фронт, служил в лыжной бригаде. Большой интерес вызывает вопрос: как вы думаете, какой подарок купил Револьд себе на 18-летие, находясь вдали от дома, в поселке Токсово, где юных бойцов Красной Армии обучали военным премудростям. В этом вопросе содержался особый смысл, и ответы участников музейного классного часа как нельзя лучше обнажили их уровень воспитанности, их общекультурный уровень. Подарок мог быть только достойный! Мотивация: юношу правильно воспитали родители. Оказывается, подарком был томик стихов Лермонтова, об этом он сам сообщает маме в одном из своих писем. Этот эпизод очень удачен для введения понятия «Петербургский культурный код», обсуждение приобретает высокий нравственный потенциал и посыл, обнаруживает общекультурный уровень гимназистов. Размышления об особенностях поэзии Лермонтова здесь вполне уместны, потому что приводят экскурсантов к выводу: стихи поэта-романтика может любить только романтик – а таким, получается, и был Револьд.
Слайд 11.Еще больше ребята узнали о его личности, читая письма юноши с фронта. Письма не оставили никого равнодушным, ведь в них звучала забота о родителях, героический настрой и искренняя вера в победу. Ни одного равнодушного лица не было, когда ребята, разделившись на группы, читали и читали письма юного бойца! Каким он был? – на этот вопрос были даны очень достойные ответы. Такая деятельность помогла увидеть в юноше как будто бы своего друга, одноклассника – и какое горькое сожаление от того, что Револьд погиб, когда ему было всего 18 лет и 5 месяцев. Как много он не успел сделать в жизни – и как успел стать героем, пусть даже и не получив ни одной медали; к такому выводу пришли и юные создатели экскурсии, и юные слушатели. Презентация этого проекта прошла в 7-11 классах нашей гимназии с огромным успехом. Проекты такой направленности имеют колоссальный потенциал в воспитании и формировании общекультурной компетентности гимназиста, особенно если обращены не только к разуму, но и к душе. В такой деятельности гимназисты могут увидеть образец духовной составляющей модели личности, т. е. систему представлений о том, в кого образовывается человек.
Слайд 12
Нельзя не остановиться и на роли внеурочной деятельности в музее для познания и развития своего родного языка. Здесь с уверенностью можно утверждать, что формирование ОКК заложено в практической работе музея. В ходе внеурочной деятельности детям предоставляется возможность наблюдать, применять и совершенствовать в ежедневной практической деятельности знание русского языка:
- Язык как средство общения: ведение диалога, монологические высказывания, умение задавать вопросы, составление письменных текстов, правила речевого этикета.
- Язык как явление национальной культуры (воспитание толерантности), осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения
- Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.
Слайды 13
Все это можно воспитывать и применять в процессе подготовки и самостоятельного проведения гимназистами экскурсий. Много в воспитательном плане дают созданные на основе экспонатов инсталляции, рассказывающие о возникновении и работе школы и пионерской организации ХХ века. Ребятам из XXI века интересно погрузиться в удивительный мир пионерии при помощи атрибутов пионерской жизни: горна, барабана, красного галстука. Это расширяет их представления об истории страны, развивает словарный запас. Семиклассница Акатова Ярослава увлеклась этой темой настолько, что привлекла и своих родителей (кстати, выпускников нашей гимназии), и бабушку с дедушкой (бывших октябрят и пионеров),и нынешних учителей гимназии Хоменко В.Г. и Кривонос Е.Р., которые работали здесь старшими пионервожатыми в 70-е годы теперь уже прошлого столетия. Сколько интереса у ребят вызвали воспоминания учителей о приеме в пионеры, о работе комсомола! Вот где ярко проявилась связь поколений, интерес к прошлому России. Социально-культурная практика музея перенесла гимназистов из пространства школьного в пространство всего государства 60-70-х г.г. 20 века, воспитывая в наших учащихся интерес к истории своей гимназии, гордость за причастность к ней, и, конечно же, воспитывая любовь к своей стране через интерес к истории.
Слайд 14
На основе такого посыла была создана не одна экскурсия силами гимназистов, не случайно на протяжении многих лет наши ребята побеждают не только в районных, но и городских конкурсах юных экскурсоводов. Первое или даже второе-третье места среди сотни претендентов из всего Санкт-Петербурга – это, несомненно, признание заслуг нашего музея и его сотрудников! Так школьный музей становится пространством для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности.
Слайд 15
Санкт-Петербург – город музеев, он и сам музей под открытым небом. Эта общеизвестная истина находит подтверждение не только в музеях мирового уровня и значения. Думается, каждый, пусть небольшой ( хотя бы в пространстве школы или района), имеет и воспитательное, и образовательное, и нравственное значение. Музей нашей гимназии содержит огромный потенциал для развития общекультурных компетенций и становится пространством для социализации, самореализации и развития обучающихся. Нельзя не сказать и о возможности самоопределения в будущей профессии, и о формировании активной жизненной позиции и «Петербургского культурного кода», возрождение этого понятия.
Слайд 16
Музей – это мощнейшее средство воспитания и образования, формирования гражданской позиции, личностного роста, культурного кода юного петербуржца.
Один из разделов музея посвящен истории колпинского образования конца XIX – начала XX века. Очень важно показать , что Санкт-Петербург – город, где зарождалось образование России, где совершались важные научные открытия, город, который по праву можно назвать колыбелью русской интеллигенции. Этот раздел в качестве основы дает возможность для осуществления социально-культурной практики, развития общекультурного уровня. Слайд 17. Именно поэтому практическая часть знакомства с этими материалами, т.е. создание и проведение экскурсии, позволяет выполнить воспитательные задачи: гордость за свой город, желание внести свой вклад в его развитие, расширение знаний о научной работе петербуржцев. Наши экспонаты всегда пробуждают пытливый ум ребенка: арифмометр, печатная машинка, школьная парта Эрисмана, школьная ручка с пером-звездочкой.
Слайд 18. И вот уже появляются целые исследования об этих предметах. Так, в нынешнем году Заманский Мефодий, учащийся 6в класса, со своим исследованием о школьной парте Эрисмана получил 3 место в городе!
Слайд 19
Не вызывает никаких сомнений, что в ходе учения и воспитания необходимо оказывать помощь индивидуальному Я. Каким бы ни был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог, воспитатель Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике, и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия. Мы стремимся к достижению такого идеала.
Слайд 20
Любого посетителя Музея педагогической памяти ГБОУ гимназии №446 всегда привлекает центральная экспозиция. Здесь расположена огромная карта города Колпино, она оснащена световым устройством, показывающим местонахождение дошкольных, спортивных и учебных заведений. Каким интересом светятся глаза ребят, когда они ищут на этой объемной карте нашего города свой дом, дом бабушки, свой бывший детский сад и, конечно, свою гимназию. И тогда в глазах детей появляется не только интерес, но и радость узнавания дорогих мест, и любовь к ним. Огонек, загоревшийся на миниатюрном здании гимназии, не погаснет в сердце каждого, для кого это было не только учебное заведение, но и дом, где им было тепло и уютно, где их учили не только предметам, но и жизни. Самое главное – воспитывали в них настоящего человека, настоящего петербуржца, заложили прочные основы общекультурной компетентности.
Слайд 21
В заключение хотелось бы процитировать педагога-практика с многолетним стажем, доктора педагогических наук, профессора МПГУ им. В.И. Ленина, а также автора многочисленных монографий о современных педагогических технологиях и гуманистическом подходе к обучению Надежду Егоровну Щуркову : « Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры… очерчивается широко: он - соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше».
Слайд 22 Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....
Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла «Формирование социальной компетентности подростков в процессе внеурочной воспитательной работы»
внеурочной деятельности сейчас уделяется особое значение...
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Формирование детского творчества в процессе внеурочной деятельности учащихся 6 классов
Психологи утверждают [6 и др.], что творчество – высшая форма человеческой активности и самостоятельности. Творческие способности – это способности понять необходимость и возможность создания нового....
Презентация "Школьный музей как центр формирования воспитательного пространства ОУ"
Презентация рассказывает об использовании школьного музея в образовательном процессе, как в учебной, так и внеурочной деятельности....
"Формирование естественно-научного мировоззрения в процессе внеурочной деятельности в 4 классе"
Выступление на методобъединении учителей физики...
Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеурочную деятельность
Обучение правильному положению тела в воде на задержке дыхания...