Методическая разработка "Роль воспитателя в развитии критического мышления школьников".
методическая разработка
Методическая разработка посвящена проблемам формирования критического мышления школьников в впроцессе обучения и воспитания в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie_shkolnikov.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Лодысева Ю.А., старший воспитатель
ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным
изучением предмета физическая культура
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Роль воспитателя в развитии критического мышления школьников.
Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Такой человек чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения и воспитания приобретает особенно большое значение в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности.
Критическое мышление есть мышление социальное и самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, дети должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. Педагогу на уроках и во время внеурочной деятельности необходимо привлекать информацию, при которой воспитанник должен осознавать, что обучение в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем или воспитателем приемами и средствами обучения.
Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Для того чтобы воспитанник мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развивать в себе ряд качеств, среди которых выделяются:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
- Гибкость. Если воспитанник не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ребёнок не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, воспитанник обязательно добьется гораздо лучших результатов.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Воспитатели, развивающие на занятиях критическое мышление, предлагают рассмотреть различные суждения, точки зрения на проблему, создают условия для выработки воспитанником самостоятельного мнения, решения, вывода, «стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дискуссий, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
Задача воспитателя - обучение действиям критического мышления, которое предполагает усвоение таких умений как: применение в спорах аргументов, взгляд на старые идеи с новой точки зрения, отличие фактов от предположений, отличие обоснованного оценочного суждения от эмоционального, выделение причинно-следственных связей, обнаружение ошибок в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и находить рациональные способы их устранения.
Содержание и организация работы воспитателя с подростками, связанная с формированием направленности на критическое усвоение получаемой информации и обучение правильному формулированию критических суждений может также способствовать и решению других педагогических задач, как, например, обучение учащихся способам самостоятельного приобретения знаний и рационального включения результатов учебной деятельности в предстоящие виды деятельности. В нашем случае речь идёт о формировании направленности мышления подростков на:
- нахождение и приведение аргументов в поддержку своих утверждений;
- недопущение разного рода ошибок в своих суждениях;
- проверку и сверку информации в соответствии с установленными фактами;
- выявление установленных и предполагаемых фактов;
- неприятие утверждений без соответствующих оснований.
Применение в педагогической деятельности технологии критического мышления позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Технология критического мышления дает воспитателю умение создать в группе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, возможность использовать модель взаимоотношений, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе общения. Работая в режиме технологии критического мышления, воспитатель перестает быть главным источником информации, и превращает общение в совместный и интересный поиск.
В наше время очень важно развивать критическое мышление у детей – чтобы ребенок стал получать удовольствие от чтения книг, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы. Школьникам нравятся те виды деятельности, которые дают им материал для раздумий, возможность обнаруживать инициативу и самостоятельность, нуждаются в умственном напряжении, изобретательности и творчестве.
Роль воспитателя – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают воспитанников к жизни, к ее реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку и творчество. Критическое мышление приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления школьников
могу познакомить желающих коллег с основными стадиями технологии развития критического мышления....
Развитие критического мышления школьников на основе интерактивного обучения в процессе преподавания истории и обществознания
Работа по теме самообразования....
Развитие критического мышления школьников на основе интерактивного обучения
Материал по теме самообразования....
Развитие критического мышления школьников с современными учебно-методическими комплексами
Статья о развитии критического мышления школьников с новыми учебными комплексами, в частности, с УМК по биологии авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина ...
Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"
прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давл...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"
Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....