Организация процесса обучения с применением дистанционных технологий
статья на тему
Технологии дистанционного обучения, с моей точки зрения, помогают в педагогической деятельности следующим образом.
Во-первых, формируется дополнительное образовательное пространство.
Во-вторых, учащиеся получают возможность развития таких навыков, как толерантность, критическое мышление, готовность искать компромиссное решение и принимать чужую точку зрения.
В-третьих, вследствие того, что дети оказываются в той среде, которая им ближе и привычнее (я имею в виду виртуальную), то у них формируется познавательная активность и самостоятельность.
В-четвертых, ученик может выбрать индивидуальный темп изучения материала (может выполнять более трудные задания, может выполнять дополнительные творческие задания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_protsessa_obucheniya_s_primeneniem_distantsionnyh_tehnologiy.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермоленко Людмила Ивановна, учитель географии МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина
Организация процесса обучения с применением дистанционных технологий.
В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чаще использоваться в повседневном образовательном процессе наравне с традиционными формами обучения. Среди них особое место занимает дистанционное обучение, признанное одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Технологии дистанционного обучения, с моей точки зрения, помогают в педагогической деятельности следующим образом.
Во-первых, формируется дополнительное образовательное пространство.
Во-вторых, учащиеся получают возможность развития таких навыков, как толерантность, критическое мышление, готовность искать компромиссное решение и принимать чужую точку зрения.
В-третьих, вследствие того, что дети оказываются в той среде, которая им ближе и привычнее (я имею ввиду виртуальную), то у них формируется познавательная активность и самостоятельность.
В-четвертых, ученик может выбрать индивидуальный темп изучения материала (может выполнять более трудные задания, может выполнять дополнительные творческие задания). В случае болезни ученик всегда имеет возможность участвовать в образовательном процессе и не отстать по программе.
Таким образом, помимо получения необходимых знаний, ребенок сохраняет свое душевное и психическое равновесие.
Большинство родителей поддерживают использование дистанционного обучения. Этот метод позволяет им предупредить появление «хвостов» по учебе, отставание ребенка по программе в случае пропусков занятий.
Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе трудно переоценить. Современные информационные технологии позволяют обучать учащихся на расстоянии на высоком уровне. Ученик как бы находится рядом с учителем, если мы говорим об общении по скайпу или, просмотрев видео-урок, может задать учителю вопросы. Это обучение решает многие вопросы, возникающие у учителей: «Что делать с учеником, который пропустил одну или две недели занятий и выпадает из образовательного процесса? Как восполнить его знания?».
Сегодня практически в каждой семье имеется компьютер, а иногда даже ни один. Слово «Интернет» сейчас уже не кажется какой-то сказкой. В доме, где есть компьютер – имеется и подключение к Интернету.
Процесс информатизации широко внедряется и в образовательную сферу. Посмотрите на наши школы. В них имеются интерактивные доски, компьютеры для учителей-предметников, компьютерные классы, которые имеют выход во Всемирную сеть Интернет. Службы сети Интернет позволяют оперативно передавать информацию на расстоянии. Это может использовать учитель при работе с учеником, который по тем или иным причинам не может посещать традиционную школу.
Достоинством дистанционного обучения является самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобное для себя время, по индивидуальному расписанию. При этом ученик должен иметь при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с учителем (по электронной почте, Skype, через Сетевой город),
в это же время он имеет возможность в любой момент поддержать диалог с учителем с помощью современных средств коммуникаций. Работоспособность всей системы дистанционного обучения поддерживает специально выделенный администратор, но это, конечно, в первую очередь проблема школы. Ответственность за работоспособность клиентской части, той, что у ученика дома, ложится на родителей. Вот самые общие принципы работы системы дистанционного обучения.
Значит дистанционное обучение даёт возможность взаимодействия учителя и ученика между собой на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты реализуемые средствами Интернет - технологий. Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:
- гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
- модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;
- охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и др.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и преподавателем;
- экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;
- технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;
- социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности учащихся;
- новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать образовательный процесс, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.
Опыт показал, что дистанционное обучение отличается от традиционных форм обучения. Эти отличия состоят:
- в большем объеме самостоятельной деятельности обучающегося;
- в более осознанном уровне мотивации потребителя образовательных услуг;
- в создание комфортных условий для изучения материала;
- в необходимости наличия навыков грамотной работы на компьютере, как учителя, так и обучающегося;
- в наличии интерактивной коммуникации;
- в использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения.
Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от их места проживания. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший одну или две недели занятий, выпадает из образовательного процесса, и восполнить знания он может через самостоятельное освоение пропущенного материала. Эта проблема, также может быть решена с помощью дистанционного обучения.
Здесь необходимо, также сказать и о том, что современные учителя должны быть готовы к этой форме обучения: владеть навыками работы в сети Интернет.
Основные роли участников дистанционного обучения
Учащийся - является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы дистанционного обучения. Принимает активное участие в построение собственной образовательной траектории.
Учитель - реализует работу с учащимся в сфере базовой части индивидуальной образовательной траектории учащегося. Имея учебно-тематическое планирование, созданные с учетом образовательной программы в учебном процессе, учитель осуществляет надомное взаимодействие с учащимся. В ходе обучения он использует учебные материалы, пособия, в том числе, материалы лабораторных работ, практические задания и др.
Родители - важный участник, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка. Родители могут играть заметную роль в процессе мотивации работы с ребенком. Имея доступ к информационным, учебным и учебно-методическим материалам родители могут стать активными участникам процесса социализации и адаптации ребенка в мире.
Учитель-тьютор - осуществляет работу с учащимся в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории. Используя учебные материалы, учитель-тъютор обучает с использованием дистанционных технологий, удаленно координирует образовательный процесс учащегося. В ходе взаимодействия учитель-тьютор оказывает психологическую поддержку учащемуся.
Хотелось бы отметить, что в процессе дистанционного обучения эффективно развиваются универсальные учебные действия, благодаря созданным организационно-педагогическим условиям:
1) личностные:
- понимает смысл использования электронных ресурсов в процессе самообразования; он заводит свою учётную запись, регистрируется, заявляет о себе на форуме, оставляет свои комментарии, делиться своими впечатлениями;
- повышается учебно-познавательный интерес к учебной деятельности;
2) регулятивные:
- принимает, помнит и сохраняет учебную задачу;
-выбирает по желанию и возможностям задания базового либо повышенного уровня;
- планирует и прогнозирует свои действия;
- выполняет работу в любой временной промежуток с любыми перерывами во времени;
- быстро получает результаты проверки и вносить коррективы, если учитель отправил задание на доработку;
- объективно оценивает результаты работы;
-привыкает к тестовой форме контроля;
- адекватно воспринимает оценку, которую ставит учитель (зачет или незачет). У него есть ещё несколько попыток, чтобы изменить свой результат в лучшую сторону, поэтому он воспринимает любую оценку как возможность поднять свой уровень.
- проявляет познавательную инициативу (ребенок может выбрать из набора заданий то, которое ему в данный момент кажется более реализуемым);
3) познавательные:
- включает действия исследования, поиска и отбора необходимой информации; выходя на страницу курса, знакомится с предлагаемыми ссылками, выложенными на курсе, ограничив время работы за компьютером;
- повышается компьютерная грамотность.
4) коммуникативные:
Эти универсальные учебные действия формируются при помощи простого и доступного ресурса – форум. Таким образом, происходит диалог, где обучающиеся учатся выражать свои мысли в письменной форме; формируется этика сетевого общения;
По каким причинам родители могут предпочесть дистанционное образование?
- В силу специфики профессии семья часто меняет место жительства, переезжая из города в город;
- ребенок серьезно занимается спортом или искусством и просто не может посещать школу по стандартному графику;
- ребенку сложно дается освоение учебных дисциплин – дистанционные уроки могут стать отличным дополнением (вместо походов к репетитору);
- школьник значительно опережает сверстников по темпам усвоения материала, ему интересно больше и быстрее учиться;
- индивидуальные особенности ученика вызывают конфликты со сверстниками. Это может подвести родителей к выводу о том, что ребенку будет гораздо лучше учиться в семейной атмосфере, чем в общеобразовательном учреждении.
Во многих случаях дистанционное обучение – отличная альтернатива посещению школы. При этом возможна как полная замена школьных уроков, так и дополнительные занятия по отдельным предметам.
Задумываясь о применении дистанционных технологий в школе, прихожу к пониманию необходимости использовать их скорее для детей с проблемами здоровья или других экстренных ситуаций (временное длительное отсутствие на занятиях, карантины и др), нехватка учителей в малокомплектных школах, слабая обеспеченность необходимым для урока экспериментальным оборудованием и тогда на помощь прейдут опорные школы.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования за дистанционным обучением – будущее. И совершенно ясно и очевидно, что технологии дистанционного обучения надо развивать и дальше. И я согласна с высказыванием, что дистанционное обучение – это обучение для всех и каждого.
Я в своей практике столкнулась с необходимостью использования дистанционного обучения с учеником по состоянию здоровья, сразу же решила, что будем с ним общаться с помощью ресурсов Интернет. Мы обменялись электронными адресами, адресом Skype, связались через «Сетевой город» и оказалось, что нам больше подходит «Сетевой город» - я работаю в две смены, хотя любая форма обучения в силе. Работа пошла по плану: он получает от меня задания, дополнительный теоретический материал (помимо учебников), выполняет задания, тесты и другие работы. Затем отправляет мне для проверки. На рабочем столе создана папка, в которой собраны работы и в любой момент к ним можно вернуться. Проводится проверка выполнения заданий и, по мере необходимости, проводим консультации по возникшим вопросам. Между мною (учителем) и учениками организована рассылка дополнительных заданий: практических, творческих (Санкт-Петербург – город в системе мировых культурных ценностей), направленных на развитие мотивации к изучению предмета.
Результаты учебы заносятся учителем в электронный журнал. Родители и ученик видят и могут контролировать процесс обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий»
В состав творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» входят преподавател...
Организация процесса обучения с применением дистанционных технологий.
В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интен...
«Опыт применения технических средств при обучении с применением дистанционных технологий на уроках английского языка»
На уроках английского языка активно используются и успешно применяются два режима обучения, которые являются необходимыми для сохранения, формирования и дальнейшего развития необходимых иноязычных ком...
Методические рекомендации по организации обучения с применением дистанционных технологий
В рекомендациях отражена специфика работы педагога дополнительного образования с учащимися на платформе Вконтакте и даны ссылки на полезные ресурсы для создания видеороликов, презентаций, буклетов и р...
Методические рекомендации "Обучение с применением дистанционных технологий по предмету физическая культура"
Методические рекомендации "Обучение с применением дистанционных технологий по предмету физическая культура"...
Организация урочной деятельности с применением дистанционных технологий
Организация урочной деятельности с применением дистанционных технологий...
Рабочая программа по алгебре для 9 класса (базовый уровень) для обучающегося , находящегося на домашнем обучении с применением дистанционных технологий
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Преподавание курса ориентир...