Учебно-познавательные и учебно-практические задачи
учебно-методический материал
Презентация к единому методическому дню. "Учебно-познавательные и учебно-практические задачи".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План единого методического дня 1. Теоретическая часть «Учебно-познавательные и учебно-практические задачи». Абрамова О.А., учитель русского языка и литературы МБОУ « Муромцевский лицей» 2. Мастер-класс «Использование УП и УПр задач на уроке обществознания в …классе. Ромахова А.Г., учитель истории и обществознания МБОУ « Муромцевский лицей»
План единого методического дня 3. Мастер-класс «Конструирование «хорошей» УП и УПр задачи по английскому языку в 6 классе». Медведева Н.Н.,учитель английского языка МБОУ « Муромцевский лицей» 4. Практикум «Разработка УП и УПр задачи».
Формальное планирование метапредметных и личностных результатов . Урок перенасыщен учебными заданиями и учебными ситуациями , направленными на достижение планируемых результатов . Нет понимания того , как на уроке достичь метапредметных и личностных результатов .
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные : самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные : саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные : освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний
Учебно-практические задачи описывают реальные жизненные задачи , для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания .
Учебно-познавательные задачи задачи на поиск и анализ информации , необходимой для решения учебно-практических задач , то есть задачи , обеспечивающие сам процесс научения ( формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности ).
Типы учебно-познавательных и учебно-практических задач ОСВОЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПЕРЕНОС И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА СОТРУДНИЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА КОММУНИКАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА РЕФЛЕКСИИ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА ИКТ - КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК
Примерная ООП ООО 1. Направленные на формирование и оценку умений и навыков , способствующих освоению систематических знаний , в том числе : — первичному ознакомлению , отработке и осознанию теоретических моделей и понятий ( общенаучных и базовых для данной области знания ), стандартных алгоритмов и процедур ; — выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов , процессов и явлений действительности ( природных , социальных , культурных , технических и др .) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета , созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов , схем ; — выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами .
Примерная ООП ООО 2. Направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения , переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/ или логических операций сравнения , анализа , синтеза , обобщения , интерпретации , оценки , классификации по родовидовым признакам , установления аналогий и причинно-следственных связей , построения рассуждений , соотнесения с известным ; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/ или выдвижения новых для них идей , иной точки зрения , создания или исследования новой информации , преобразования известной информации , представления её в новой форме , переноса в иной контекст и т.п .
Примерная ООП ООО 3. Направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем / проблемных ситуаций , требующие принятия решения в ситуации неопределённости , например , выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения , создания объекта с заданными свойствами , установления закономерностей или « устранения неполадок » и т.п .
Примерная ООП ООО 4. Направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества , требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей / функций и разделением ответственности за конечный результат .
Примерная ООП ООО 5. Направленные на формирование и оценку навыка коммуникации , требующие создания письменного или устного текста / высказывания с заданными параметрами : коммуникативной задачей , темой , объёмом , форматом ( например , сообщения , комментария , пояснения , призыва , инструкции , текста-описания или текста-рассуждения , формулировки и обоснования гипотезы , устного или письменного заключения , отчёта , оценочного суждения , аргументированного мнения и т.п .
Примерная ООП ООО 6. Направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции , наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания : планирования этапов выполнения работы , отслеживания продвижения в выполнении задания , соблюдения графика подготовки и предоставления материалов , поиска необходимых ресурсов , распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы .
Примерная ООП ООО 7. Направленные на формирование и оценку навыка рефлексии , что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче , целям и способам действий , выявления позитивных и негативных факторов , влияющих на результаты и качество выполнения задания и/ или самостоятельной постановки учебных задач ( например , что надо изменить , выполнить по-другому , дополнительно узнать и т.п .).
Примерная ООП ООО 8. Направленные на формирование ценностно-смысловых установок , что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/ или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/ или личностных ценностях , нравственно-этических нормах , эстетических ценностях , а также аргументации ( пояснения или комментария ) своей позиции или оценки .
Примерная ООП ООО 9. Направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся , требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков ( самостоятельного приобретения и переноса знаний , сотрудничества и коммуникации , решения проблем и самоорганизации , рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций ), а также собственно навыков использования ИКТ.
Структура задачи 1.Мотивационная часть 2.Информационная часть 3.Командная часть 4.Рефлексивная часть
19 Каким должно быть учебное задание? 3) Выяснить, как это можно отразить через компоненты учебного задания? ЧТО НАДО ДЛЯ ЭТОГО ВЫЯСНИТЬ? 1) Сформулировать основной вопрос для оценки задания: В какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного навыка? Какие это действия? 2) Дать ответ на этот вопрос: т.е. описать «хорошее задание»
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА РЕФЛЕКСИИ
В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? Основной вопрос к заданию
« Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач . Описание «хорошего» задания
Оценка учебных заданий: рефлексия Первый вопрос: Задание требует самооценки успешности/ неуспешности ? ДА Второй и третий вопросы: Нужно ли соотнести результат с учебной задачей и/или критериями оценки, способами решения? Нужно ли выявить факторы/ причины успешности/ неуспешности и/или поставить личные учебные задачи? В “ хороших ” заданиях: НЕТ ДА 1 2 3 4 НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му-зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАВЫКА СОТРУДНИЧЕСТВА
«»»»»22 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное , оно требует совместной работы учащихся с одноклассни-ками , взрослыми или учащимися других классов совместного обсуждения проекта/дизайна/…; координации усилий; разделения ответственности за конечный продукт создания общего продукта из взаимосвязан- ных частей Описание «хорошего» задания
Оценка учебных заданий: сотрудничество Первый вопрос: Задание требует совместных действий? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт? В “ хороших ” заданиях: НЕТ ДА 1 2 3 4 НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 2 (для выполнения группой). Для костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? По результатам обсуждения подготовьте и представьте классу небольшую (не более чем на 3-4 слайда) групповую презентацию о том, какую маску вы выбрали и почему, как ее можно изготовить. При создании презентации предусмотрите возможность выступления с коротким устным сообщением каждого участника вашей группы.
Алгоритм деятельности педагога по проектированию УПЗ и УПрЗ 1. Определить , на достижение какого планируемого результата будет направлена задача . 2. Определить , какой класс УПЗ и УПрЗ позволяет контролировать уровень достижения данных результатов . 3. Проанализировать задания с точки зрения наличия в них необходимых УПЗ и УПрЗ . 4. В случае отсутствия или низкого индекса необходимых УПЗ и УПрЗ создать или переформулировать их .
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач 9) задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся. 28 Классы УПР и УПрЗ Личностные результаты Метапредметные результаты Освоение систематических знаний 3 6,7 Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний 3 6,7 Разрешение проблем 2 Формирование и оценка навыка сотрудничества 7 9 Формирование и оценка навыка коммуникации 7 8,10 Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции 1,2,3,4,5 Формирование и оценка навыка рефлексии 2 4,5 Формирование и оценка ИКТ-компетентности 7,1 Формирование ценностно-смысловых установок 1,3,4,5,6,8,9,10,11
Тема урока: « Падеж имен существительных» Задание в упражнении: Прочитайте. Когда так говорят? 1. Языком не спеши, а делом не ленись. 2. Дело мастера боится. 3. Делу время, а потехе час. 4. Слов много, а дел мало. 5. И умён, и пригож, и в деле хорош. 6. Ты сделал дело, теперь гуляй смело! Обсудите, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного ДЕЛО в каждом предложении . Спишите сначала предложение, в котором имя существительное стоит в именительном падеже, затем другие предложения. 5. Укажите падеж слова ДЕЛО в каждом предложении.
Конструируем «хорошую задачу» 1- о ставляем 2. Поработайте в паре. Объясните, когда так говорят? Один ученик объясняет значение 1, 3, 5 пословиц. Второй-2, 4, 6. Если один из вас затрудняется – помогите другу объяснить значение пословицы. Дан лист проверки с толкованием пословиц. 3,4,5 -оставляем 6. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (На доске записан образец) 7. Оцените работу в паре. Заполните таблицу.
Обведите в кружок количество баллов, которое вы набрали, посчитайте общее количество баллов, запишите в последнюю графу, оцените работу по критериям Объяснил смысл 3-х пословиц Объяснил смысл 2-х пословиц Объяснил смысл одной пословицы Правильно определил падеж 3 слов Правильно определил падеж 2 слов Правильно определил падеж 1 слова Списал предложения без ошибок Допустил при списывании 1-2 ошибки Допустил при списывании 3-5 ошибок Допустил более 5 ошибок Помогал товарищу Общее количество баллов 3 2 1 3 2 1 5 4 3 2 1
34 Доработка и/ или пополнение системы обучающих заданий ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - обязательно для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой темы СОТРУДНИЧЕСТВО, РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание ( например , проектного типа ) для каждой темы Рекомендации по проектированию учебного процесса
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Предмет русский язык
УМК Шмелев А.Д.
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе:
Формулировка задания | Оценка образовательного потенциала | Пояснения | Итоговый балл |
«Работа в паре» Ч.1, стр.19, упр.26 Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр.23, упр.33 Прочитайте народные загадки и найдите к каждой из них соответствующую иллюстрацию. Все отгадки – имена существительные. Запишите их в таблицу, добавьте в нее все имена существительные из загадок. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.31, упр.46 Найдите «лишний» глагол в каждом ряду. Объясните свой выбор. Назовите неопределенную форму всех глаголов из данного упражнения. Запишите глаголы в этой форме в два столбика. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.35, упр.55 Составьте с однородными членами предложения, соответствующие схемам. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Составление предложений предполагает индивидуальную работу. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр. 46, упр.75 Проверьте друг у друга словарные диктанты. Есть ли в них ошибки? Если есть, то выясните, какие орфографические правила вам нужно еще раз повторить. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр. 50, упр.83 Разделите на группы слова с пропущенными буквами в зависимости от того, какое орфографическое правило необходимо было применить. Сравните полученные списки слов, найдите вместе правильное решение в случае расхождения результатов | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | В этом задании есть требование согласовать результат. | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр.55, упр.88 Обсудите в классе тему «Могут ли животные говорить?» вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты в доказательство вашей точки зрения. Пришли ли вы к общему мнению? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.59, упр.92 Уточните значение слов из рубрики «Пишите правильно» по учебному толковому словарю. Составьте с этими словами предложения, запишите их. Проверьте работы друг друга. Правильно ли вы написали слова? Правильно ли употребили их в предложениях? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр.89, упр.29 Прочитайте диалог и найдите среди выделенных в стихотворении слов загаданное слово по описанию его звуков. Сыграйте в игру «Угадай слово» и с остальными словами. Выиграет тот, кто задаст меньше вопросов при отгадывании слова. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.93, упр.42 Рассмотрите таблицу на странице 94 и объясните, почему буквы выделены разными цветами. Посчитайте количество букв одного цвета. Каких букв больше? Проверьте друг друга: помните ли вы названия всех букв и их порядок в алфавите? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Первая часть задания может выполнятся индивидуально, а при проверке знания алфавита можно поработать в паре | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр.99, упр.49 Обсудите , какой плакат или постер вы могли бы приготовить ко Дню славянской письменности и культуры. Какие иллюстрации подошли бы к нему? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Задание коллективное, творческое, но в нем отсутствует требование распределения ролей и требование согласовать ответственность за конечный результат. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.107, упр.65 Кто быстрее угадает и правильно запишет зашифрованные слова? (Даны рисунки и слова с пропущенными буквами) | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Задание можно предложить всему классу. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр. 127, упр.97 Составьте диалог: расспросите друг друга о том, какие необычные люди, вещи, явления природы, животные встретились вам прошлым летом. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да. 3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в группе» Ч.1, стр. 134, упр.109 Прочитайте начало стихотворения Г.А.Ладонщикова. Попробуйте сочинить свою азбуку «Мои друзья от А до Я» | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Творческий процесс предполагает индивидуальную работу | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр. 144, упр.9 Разделитесь на группы из трех человек. Каждый должен как можно быстрее составить три слова из элементов выбранного столбика. Сравните результаты : кто быстрее выполнил задание? Как вы думаете, что помогло победителю вашего лингвистического соревнования? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да. 3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр.145, упр.10 Представьте, что один из вас иностранец, а второй помогает ему изучить русский язык. Разыграйте диалоги по образцу | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да. 3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в группе» Ч.1 , стр.180, упр.84 Николай написал о своем увлечении необычным для нашей страны видом спорта. Слова, которые он использует для описания своего хобби, еще совсем новые для русского языка. А как они образованы? Выпишите эти слова и проанализируйте способы словообразования. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Эту работу можно выполнить индивидуально | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.191, упр.106 Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных а//о в корне. Не забудьте о словах –исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр.245, упр.29 Каждое из существительных, данных в скобках, соедините с прилагательным. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении? Составьте с полученными словосочетаниями предложения, в которых поясняется каждое значение прилагательного. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Эти задания можно сделать индивидуально | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.295, упр.124 Спишите предложения, распределив их по группам в зависимости от значения выделенных слов. Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает деление слов на две группы (здесь уместно поработать в паре). | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.301, упр.133 Представьте, что один из вас побывал на экскурсии в Политехническом музее, а второй еще не был. Задача второго – расспросить , выяснить, стоит ли в него идти. Задача первого – уговорить собеседника пойти в музей. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.2, стр.13, упр.5 Прочитайте диалог из книги Чуковского К.И. «От двух до пяти». От какого этикетного диалога отказалась девочка? А если бы чихнул человек, что бы она сказала? Для чего нужны такие пожелания? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Диалоги интереснее читать по ролям. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2.стр.28, упр.25 Выпишите из текста три словосочетания, включающие слова с орфограммами. Обозначьте орфограммы пропусками. Обменяйтесь заданиями с одноклассником. Вставьте пропущенные буквы и разберите словосочетания. Проверьте работы друг друга. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в группе» Ч.2, стр.63, упр.72 Какая часть текста сказки относится к авторской речи, а какая передает прямую речь персонажей? Чья роль больше? Прочитайте сказку по ролям. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | В этом задании только при чтении по ролям возможно использование работы в группе, так как в тексте участвуют четыре персонажа | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.124, упр.31 (2) Придумайте и запишите диалог персонажей картины ( А.И.Корзухин «Птичьи враги»). Вспомните пунктуационные правила оформления диалога | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Написание текста по картине у учащихся нередко вызывает затруднения, поэтому работа в паре по созданию и оформлению диалога здесь будет уместной. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.134 Составьте вопросы к тексту параграфа, задайте их друг другу. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Если учащиеся будут вместе составлять одни и те же вопросы, то нет особого смысла их друг другу задавать. | 1 |
«Работа в группе. Проектное задание» Ч.2, стр.153, упр.79 Подготовьте компьютерную презентацию, альбом или стенную газету «Достопримечательности нашего города (села, района)». Побеседуйте об этом со старшими, найдите информацию в книгах. Подберите иллюстрации, запишите названия достопримечательностей. Проверьте, правильно ли вы написали имена собственные | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.183, упр.136 Представьте себе, что вы боитесь куда-то опоздать, а часов у вас нет. Чтобы узнать время, задайте вопросы : 1)прохожему на улице,;2)учителю в школе; 3) своему однокласснику. Используйте обращения. Запишите свои вопросы. Чем они будут различаться? | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.237, упр.87 Составьте словарный диктант из 25 слов или 12 словосочетаний, используя имена прилагательные с суффиксами –н-, -ин-…. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.282, упр.55 Составьте с глаголами из рубрики «Пишите правильно» пять словосочетаний. Продиктуйте их друг другу, проверьте свои диктанты. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.2, стр.314, упр.128 Придумайте по образцу этой сказки диалог-загадку с другой «привередливой» буквой русского алфавита. Разыграйте диалог перед одноклассниками : они должны разгадать вашу загадку. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 |
Предмет русский язык
УМК Шмелев А.Д.
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий по созданию текста:
Формулировка задания | Оценка образовательного потенциала | Пояснения | Итоговый балл |
Ч.1 , стр. 11, упр.6 В каком регионе РФ вы живете? Найдите в справочниках или в Интернете информацию о том, на каких языках, кроме русского, говорят жители вашего региона. Подготовьте рассказ о РФ и вашем регионе , используя приведенные выше факты и найденную вами информацию. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.1 , стр. 13, упр.8 Подготовьте рассказ о русском языке по вопросам | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.1 , стр. 74, упр.11 Представьте , что вам надо образно рассказать о разделах лингвистики ученикам младшего возраста. Подготовьте свое выступление перед учениками. (далее дана иллюстрация, заготовки к тексту вступления, советы к подготовке) | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да . | Подробное, доступное задание | 3 |
Ч.1 , стр. 135, упр.112 Расскажите о забавном случае , свидетелем которого вы были. Запишите свой рассказ. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но не задана коммуникативная задача. Таким образом, задание не совсем соответствует требованиям, предъявляемым к таким заданиям. | 1 |
Ч.1 , стр. 204, упр.128 Опишите иллюстрацию к тексту, используя выписанные слова. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.74, упр.87 Какая река есть в вашем городе (селе) или рядом с ним? Что вы о ней знаете? Напишите небольшое сочинение на тему «Наша река» | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. Ученики представят разные по типу речи сочинения. | 1 |
Ч.2, стр.78, упр.94 Вам нужно написать электронное письмо, чтобы спросить о теме урока, пропущенного вами по уважительной причине. Напишите одно письмо вашему учителю, а другое – приятелю или приятельнице. Выберите нужную форму обращения, формы местоимений и глаголов (если необходимо, обратитесь к материалам параграфа 19) | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да . | В задании требуется не просто создать текст, а выбрать адресата и форму обращения, есть рекомендация, которая поможет ученику выполнить задание. | 3 |
Ч.2, стр.91, упр.111 Напишите сочинение на тему «Вот тебе и два дела!». Вспомните поучительный случай из вашей жизни или из жизни ваших знакомых и расскажите о нем, используя повествование. Вы можете попробовать свои силы как автор художественного рассказа, в котором допускается вымысел. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да | В задании нет четкого объяснения в том, кому предназначается создаваемый текст, но предлагается побывать автором художественного текста. | 3 |
Ч.2, стр.163, упр.103 Для чего нужно зимой кормить птиц? Письменно ответьте на вопрос. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.215, упр.45 Опишите слона. Выберите признаки, которые вы считаете самыми яркими, запоминающимися. Используйте прилагательные в форме превосходной и сравнительной степени. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.241, упр.92 Напишите сочинение на основе данного текста. В первой части дайте развернутое описание сирени, во второй части кратко изложите легенду о ней. В заключении напишите о том, какие чувства у вас вызывает это растение. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.311, упр.121 Запишите краткую инструкцию по пользованию библиотечными книгами, обращенную ко всем читателям библиотеки. Используйте глаголы в форме повелительного наклонения. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да . | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи разного вида
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Все эти компоненты присутствуют в ко...
Методическая тема "Формирование учебно-познавательных компенсаций средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия"
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. И процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В ин...
"Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание учебных ситуаций на уроках физики".
АПО учителя физики...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках математики
В настоящее время особо актуальной проблемой развития системы образования является внедрение новых образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования. Ес...
Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"
Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"...
Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...