Методическая тема "Формирование учебно-познавательных компенсаций средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия"
методическая разработка по теме
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. И процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегий нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует формирования учебно-познавательных компетенций у обучающихся.
Изучение педагогических технологий свидетельствует что, модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.
В отечественной психолого-педагогической науке разработан целый ряд перспективных теорий, концепций и методических систем, наиболее известными среди которых являются теории и технологии проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев М.И. Махмутов и др.), поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин и его научно-педагогическая школа), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их последователи), развивающая дидактическая система Л.В. Занкова, гуманистическая система Ш.А. Амонашвили, теория личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.).
Можно ли положить их в основу формирования учебно-познавательных компетенций в обучении? Наверно не только можно, но и нужно, проведя теоретический анализ их возможностей и перспектив в контексте компетентностного подхода. При этом нужно иметь в виду несколько обстоятельств:
а) в школьном образовании эти теории и технологии имеют весьма ограниченную представленность;
б) по своей методологии они как раз не практико-ориентированные, а исходят из противоположной идеи – овладения «основами наук», развития теоретического мышления, а не формирования компетентностей для повседневной жизни и профессиональной деятельности человека;
в) в них ставятся в основном задачи овладения предметно-технологическими знаниями, умениями, навыками, и лишь изредка просматриваются задачи развития социальных умений и навыков, социальной компетентности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_lutfrakhmanova_e.doc | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии средствами современных педагогических технологий
Из опыта работы...
Формирование компетенций обучающихся средствами современных педагогических технологий
В данной статье подробно описывается опыт работы преподавателя специальной дисциплины по профессии "Продавец, контролер-кассир"...
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...
Использование современных педагогических технологий при преподавании учебной дисциплины «Математика»
Трофимова Любовь Григорьевна пре...
Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий
Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся трудоспособны...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....