Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"
статья
Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся
во время проведения учебных занятий
(из опыта работы преподавателя Маленковой А.В., выступление на заседании
методической комиссии отделения, 05.12.2019г)
В современных условиях жизни подготовка квалифицированного рабочего немыслима без развития его творческих способностей. В связи с этим большое значение имеет организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий, которая развивает их профессиональное и творческое мышление.
Учебно-познавательная деятельность - это система умственных и практических действий, обеспечивающая усвоение знаний, овладение умениями и навыками и развитие творческих способностей обучающихся.
Для активизации учебно-познавательной деятельности на уроке, в зависимости от содержания учебного материала, должны реализовываться следующие элементы учебного процесса: организация внимания учащихся, организация восприятия, осознание ими и закрепление в их памяти полученной информации; организация овладения способами деятельности на основе усвоенной информации; организация и осуществление творческой деятельности; контроль учителя и учащихся за результатами своей деятельности.
Все эти элементы полностью реализуются в процессе проведения на уроке различных дидактических игр. В китайской философии говорится: «Пока человек играет, он развивается». Таким образом, дидактические игры - это не только развлечение, а, прежде всего, стимул к развитию. Их использование в процессе обучения позволяет достичь значительных результатов в развитии творческих способностей учащихся, вызвать у слабых стремление подтягиваться до сильных, раскрыть индивидуальные способностей, расширить общий кругозор.
Дидактические игры разделяются по своим функциям. Так, например, при изучении нового материала применяю игру «Из уст в уста», так как в основе её лежит занимательная сюжетно-образная информация, которая передается и принимается несколькими учащимися, остальные же мысленно фиксируют эту информацию и определяют допущенных ошибок. Цель игры посредством анализа допущенных ошибок выявить уровень усвоения новых знаний и степень активности учащихся. Также создается дополнительная мотивация к изучению новых терминов, имен, дат.
Также при изучении нового материала можно применить игру «Чистая доска», которая повышает мыслительную деятельность при усвоении нового материала, повышает интерес учащихся к предмету истории, так как в начале урока перед учащимися ставится несколько проблемных вопросов по изучаемой теме на которые они должны ответить изучив новый материал (вопросы могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом картины и т.д.). Обучающиеся могут отвечать как устно, так и письменно.
Проблемные вопросы на уроках истории хороши тем, что учащиеся не ограничиваются при ответах только текстом ученика, а размышляют, рассуждают
и анализируют полученную информацию. Кроме того, это эффективный способ формирования демократического общения преподавателя и учащихся.
А на уроке закрепления нового материала можно использовать игру «Найди ошибку» на основе ранее изученного материала учебника. К такому уроку учитель заранее готовит текст, в котором допущены исторические ошибки. Задача учащихся их обнаружить и составить в тетради таблицу, содержащую найденные ошибки и правильный вариант текста.
С помощью этой игры можно избежать традиционного опроса и вместе с этим проверить уровень усвоения знаний большого количества учащихся.
Способствует развитию памяти и исторического мышления и одновременно выполняет несколько функций: нестандартной проверки усвоения знаний, занимательная работа с текстом учебника и формирование навыков составления синхронистических таблиц.
На уроках истории, например, систематически изучается материал об отдельных исторических личностях и характере их деятельности в определенную эпоху. Чтобы увлечь учащихся при изучении такого рода материала можно применить игру «Китайский иероглиф». Цель этой игры сводиться к следующему: с помощью карточки с игровым заданием познакомиться с изречением какого- либо знаменитого человека и тем самым стимулировать у учащихся интерес к изучению данного исторического деятеля.
Проводится она довольно быстро, но ведь даже маленький элемент игры на уроке оживляет учебный процесс, создает атмосферу раскованности и свободы мышления.
На развитие творческих способностей благотворно воздействует введение в процесс обучения уроков-семинаров, но не тех скучных семинаров, где ребята слушают доклады обычно без энтузиазма, начинают заниматься посторонними делами, а семинара в виде игры «Исторические «акулы пера». Сильному ученику или нескольким заранее предлагается для изучения какая-либо историческая личность, после этого он должен попытаться «отождествить» себя с ним на определенное время.
Предположим, учащийся изучает личность и деятельность Михаила Бакунина. Остальным же учащимся заранее объявляется, что они будут представителями различных газет, но тех, которые существовали в XIX веке. Им нужно заранее выбрать определенную газету и составить интересные и актуальные вопросы, характерные для данной исторической эпохи.
Таким образом, на уроке - семинаре происходит занимательная беседа учащихся с исторической личностью. Затем учащийся, находящийся в роли исторической личности делится своими ощущениями от беседы.
И как результат своего труда учащиеся должны отразить полученную информацию в своей статье, исходя из уклона газеты, представителями которой они являются.
Эта игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность учащимся глубоко познакомиться с изучаемым историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной. А реконструкция прошлого позволяет развивать историческое
воображение, способствует творческому применению полученных знаний и умений.
Конечно же, традиционные формы и методы обучения важны для стимулирования привычки к обучению, тем не менее, использование в процессе обучения дидактических игр, различных по форме и содержанию, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей и повышает качество усвоения учащимися нового материала.
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным и увлекательным будничное изучение материала посредством эмоциональности игрового действа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-459765-1403510964.jpg)
Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.
Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-409230-1396608667.jpg)
Методическая разработка для проведения учебного занятия по теме: «Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине: «Товароведение пищевых продуктов»
Методическая разработкадля проведения учебного занятия по теме:«Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине:«Товароведение пищевых продуктов»...
Выступление по теме "Применение цифровых образовательных ресурсов при проведении учебных занятий по химии"
Выступление по теме: " Применение цифровых образовательных ресурсов при проведении учебных занятий по химии" ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-936451-1502054865.jpg)
Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий
Выступление на тему "Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий"...
План проведения учебного занятия Тема занятия: Что такое «Робототехника»?
Цель: Дать представление учащимся о месте робототехники в информационном пространстве.Задачи:Образовательные: мотивация к изучению технических наук, развитие словарного запаса;Развивающие: расширение ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/08/picture-455253-1402243347.jpg)
Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"
В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/08/picture-455253-1402243347.jpg)
Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"
В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...