Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"
статья
Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebno-poznavat.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся
во время проведения учебных занятий
(из опыта работы преподавателя Маленковой А.В., выступление на заседании
методической комиссии отделения, 05.12.2019г)
В современных условиях жизни подготовка квалифицированного рабочего немыслима без развития его творческих способностей. В связи с этим большое значение имеет организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий, которая развивает их профессиональное и творческое мышление.
Учебно-познавательная деятельность - это система умственных и практических действий, обеспечивающая усвоение знаний, овладение умениями и навыками и развитие творческих способностей обучающихся.
Для активизации учебно-познавательной деятельности на уроке, в зависимости от содержания учебного материала, должны реализовываться следующие элементы учебного процесса: организация внимания учащихся, организация восприятия, осознание ими и закрепление в их памяти полученной информации; организация овладения способами деятельности на основе усвоенной информации; организация и осуществление творческой деятельности; контроль учителя и учащихся за результатами своей деятельности.
Все эти элементы полностью реализуются в процессе проведения на уроке различных дидактических игр. В китайской философии говорится: «Пока человек играет, он развивается». Таким образом, дидактические игры - это не только развлечение, а, прежде всего, стимул к развитию. Их использование в процессе обучения позволяет достичь значительных результатов в развитии творческих способностей учащихся, вызвать у слабых стремление подтягиваться до сильных, раскрыть индивидуальные способностей, расширить общий кругозор.
Дидактические игры разделяются по своим функциям. Так, например, при изучении нового материала применяю игру «Из уст в уста», так как в основе её лежит занимательная сюжетно-образная информация, которая передается и принимается несколькими учащимися, остальные же мысленно фиксируют эту информацию и определяют допущенных ошибок. Цель игры посредством анализа допущенных ошибок выявить уровень усвоения новых знаний и степень активности учащихся. Также создается дополнительная мотивация к изучению новых терминов, имен, дат.
Также при изучении нового материала можно применить игру «Чистая доска», которая повышает мыслительную деятельность при усвоении нового материала, повышает интерес учащихся к предмету истории, так как в начале урока перед учащимися ставится несколько проблемных вопросов по изучаемой теме на которые они должны ответить изучив новый материал (вопросы могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом картины и т.д.). Обучающиеся могут отвечать как устно, так и письменно.
Проблемные вопросы на уроках истории хороши тем, что учащиеся не ограничиваются при ответах только текстом ученика, а размышляют, рассуждают
и анализируют полученную информацию. Кроме того, это эффективный способ формирования демократического общения преподавателя и учащихся.
А на уроке закрепления нового материала можно использовать игру «Найди ошибку» на основе ранее изученного материала учебника. К такому уроку учитель заранее готовит текст, в котором допущены исторические ошибки. Задача учащихся их обнаружить и составить в тетради таблицу, содержащую найденные ошибки и правильный вариант текста.
С помощью этой игры можно избежать традиционного опроса и вместе с этим проверить уровень усвоения знаний большого количества учащихся.
Способствует развитию памяти и исторического мышления и одновременно выполняет несколько функций: нестандартной проверки усвоения знаний, занимательная работа с текстом учебника и формирование навыков составления синхронистических таблиц.
На уроках истории, например, систематически изучается материал об отдельных исторических личностях и характере их деятельности в определенную эпоху. Чтобы увлечь учащихся при изучении такого рода материала можно применить игру «Китайский иероглиф». Цель этой игры сводиться к следующему: с помощью карточки с игровым заданием познакомиться с изречением какого- либо знаменитого человека и тем самым стимулировать у учащихся интерес к изучению данного исторического деятеля.
Проводится она довольно быстро, но ведь даже маленький элемент игры на уроке оживляет учебный процесс, создает атмосферу раскованности и свободы мышления.
На развитие творческих способностей благотворно воздействует введение в процесс обучения уроков-семинаров, но не тех скучных семинаров, где ребята слушают доклады обычно без энтузиазма, начинают заниматься посторонними делами, а семинара в виде игры «Исторические «акулы пера». Сильному ученику или нескольким заранее предлагается для изучения какая-либо историческая личность, после этого он должен попытаться «отождествить» себя с ним на определенное время.
Предположим, учащийся изучает личность и деятельность Михаила Бакунина. Остальным же учащимся заранее объявляется, что они будут представителями различных газет, но тех, которые существовали в XIX веке. Им нужно заранее выбрать определенную газету и составить интересные и актуальные вопросы, характерные для данной исторической эпохи.
Таким образом, на уроке - семинаре происходит занимательная беседа учащихся с исторической личностью. Затем учащийся, находящийся в роли исторической личности делится своими ощущениями от беседы.
И как результат своего труда учащиеся должны отразить полученную информацию в своей статье, исходя из уклона газеты, представителями которой они являются.
Эта игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность учащимся глубоко познакомиться с изучаемым историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной. А реконструкция прошлого позволяет развивать историческое
воображение, способствует творческому применению полученных знаний и умений.
Конечно же, традиционные формы и методы обучения важны для стимулирования привычки к обучению, тем не менее, использование в процессе обучения дидактических игр, различных по форме и содержанию, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей и повышает качество усвоения учащимися нового материала.
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным и увлекательным будничное изучение материала посредством эмоциональности игрового действа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.
Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...
Методическая разработка для проведения учебного занятия по теме: «Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине: «Товароведение пищевых продуктов»
Методическая разработкадля проведения учебного занятия по теме:«Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине:«Товароведение пищевых продуктов»...
Выступление по теме "Применение цифровых образовательных ресурсов при проведении учебных занятий по химии"
Выступление по теме: " Применение цифровых образовательных ресурсов при проведении учебных занятий по химии" ...
Методика подготовки и проведения учебного занятия
Методика подготовки и проведения учебного занятия...
Метапредметный подход в проведении учебных занятий в соответствии с ФГОС СОО
Материал выполнен в форме презентации, раскрывает понятие и содержание метапредметного подхода к проведению учебных занятий в профессиональных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ...
Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий
Выступление на тему "Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий"...
План проведения учебного занятия Тема занятия: Что такое «Робототехника»?
Цель: Дать представление учащимся о месте робототехники в информационном пространстве.Задачи:Образовательные: мотивация к изучению технических наук, развитие словарного запаса;Развивающие: расширение ...