Статья "Педагогические технологии. Из опыта работы"
статья на тему

Учителю всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки литературы и русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу – вот задача для учителя

В современном учебном процессе учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках стараюсь не предоставлять знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии.

Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Применение современных образовательных технологий на уроках литературы и русского языка приводит к совершенствованию практических умений и навыков; позволяет эффективно организовать самостоятельную работу; индивидуализировать процесс обучения; повышает уровень интереса к урокам русского языка и литературы; активизирует познавательную деятельность учащихся; способствует более глубокому и эффективному изучению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii._iz_opyta_raboty.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, используемые для организации

учебно-воспитательного процесса

В современном учебном процессе учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках стараюсь не предоставлять знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии.

Для реализации поставленных целей в своей работе опираюсь на теоретические основы психолого-педагогических теорий Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Л.С. Выготского, Е.Н. Ильина, Д.Б. Эльконина.  Основной теорией, на которой основывается моя педагогическая деятельность, является технология  личностно-ориентированного обучения. Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения, так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. Следовательно, моя позиция предполагает:

1. оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;

2. отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, при этом еще проявлять и активность;

3. опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

              На уроках литературы на обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Для выполнения поставленных задач использую проблемные методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. При таком обучении дети лучше усваивают материал, так как они проходят через все этапы исследования, самостоятельно делают открытие.

              Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

              Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле, она создается с помощью активизирующих действий, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные признаки объекта познания, и формирует у учащихся следующие компетенции: коммуникативную, учебно-познавательную, информационную.

Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, что способствует развитию познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, нравственные основы.

               Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

Интегрированные уроки - одна из форм создания многомерной личности. Такие уроки рождают целостную картину окружающего мира через восприятие художественных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, которые сделали предметом своего интереса Человека и его внутренний, духовный мир.

Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Таким образом, требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технологи интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия.

                  Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Это подтолкнуло меня к работе над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности».   Сущность работы по развитию творческих способностей учащихся состоит в том, что благодаря специфике самого предмета (литература), создаются благоприятные условия для включения учащихся в мир фантазии или воображения, в создание новых образов путем перестройки имеющихся у них представлений в процессе возникновения ассоциативных связей и аналогий, осуществления импровизации и т.п., являющихся основными составляющими творческих способностей в области литературы.  

Самым главным на уроках русского языка и литературы считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение.  

                Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления. Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры. В понятие «коммуникативная культура» входит устная и письменная речь, характеризующаяся точностью, образностью, выразительностью.

                 Развитие речи на уроках русского языка и литературы – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса  для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к предмету, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

                  Решая задачи, связанные с развитием речи школьников, на уроках русского языка систематически обращаюсь к работе с текстом, его комплексному анализу. В работе с текстовыми упражнениями придерживаюсь следующих условий: текст должен иметь воспитывающе - познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно - эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания о мире и своим содержанием поддерживать интерес к русскому языку. Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность учащихся, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. В своей работе комплексный анализ текста применяю как средство речевого развития школьников, способ контроля знаний и подготовки к ЕГЭ.

Технология В.М. Монахова, которую использую на уроках русского языка,    способствует повышению эффективности работы учителя.

При составлении карты изучения темы были проанализированы требования общеобразовательного стандарта и содержание действующей программы. Блок   целеполагание я строила на основе данных карт. Четко спроектированные и сформулированные микроцели дают возможность учащимся видеть тот учебный материал, который необходимо изучить за определенный отрезок времени.

Каждая микроцель диагностируема при помощи самостоятельных работ, называемых диагностиками. Поэтому увеличивается плотность и качество опроса. О пробелах в знаниях известно теперь не только учителю, но и самому ученику, что позволяет своевременно скорректировать их. Отработка микроцели и подготовка к диагностике осуществляется не только на уроке, но и при выполнении домашнего задания.

Замкнутость треугольника технологической карты "Целеполагание - Диагностика – Домашнее задание" дает возможность убрать из домашнего задания все лишнее, случайно попавшее, сориентировать ученика на усвоение главного в этой теме, отработку самых необходимых навыков и умений для успешного выполнения диагностики.

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии образовательных целей:

  • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактауализации и самореализации обучающегося;
  • не давать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
  • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

             Опыт работы с классом, где использовалась технология педагогических мастерских, показал, что применение данной технологии позволяет получить высокий качественный показатель, создает условия для формирования творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию.  

              Использование проектной технологии повышает интерес детей к изучению предмета, способствует развитию творческих способностей учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления, помогает школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах). В результате обучения с использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность школьников, обеспечивается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по изучаемому предмету гуманитарного цикла.

              Для подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках применяю тестовые материалы,  провожу проверочные работы по типу ЕГЭ. Такая форма работы помогает учащимся в дальнейшем успешно сдавать экзамен по русскому языку и литературе.

               Также практикую проведение нестандартных уроков с применением  компьютерных презентаций. Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к урокам. Кроме этого, в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, имеется собственная коллекция дисков, содержащих дополнительную информацию к урокам.

Современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми информационными ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока. Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило:

  • обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации (содержание которых не противоречит правовым и общественным нормам);
  • формирование информационной поддержки образовательной среды; внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);
  • качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний; глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов).

Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука).


Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ. С помощью программного обеспечения учитель русского языка и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д. Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.

Формирование навыков критического мышления — комплекса способов восприятия, основанных на анализе данных с целью определения их достоверности — является очень важным в условиях стихийного распространения информации. Суть технологии развития критического мышления основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание. Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий:

  • стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска.
  • стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с последующим установлением связей и поиском несоответствий.
  • стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений. 

Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного группового чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.

Сегодня качеством обучения является наиболее активной
темой современного образования. Всем известно, что качество определяется при
помощи аттестации, рейтинга качества знаний школы, открытых уроков
преподавателей, количеством достижений учащихся и прежде всего применением новых
технологий. Одним из моих решений стало внедрение
технологии
«Биоинформатики и синергетики» («БиС»).

Условия технологии – это участие на уроке всех учеников, при этом требуются введение в урок технологических карт – специальных средств управления учебным процессом.

Деятельность учащихся на уроках по технологическим картам означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную
деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества, развивает
личные качества учеников.

Я решила применить технологию «БиС» на письменных предметах. Так как использование технологии на уроках русского языка помогает развитию
скоростного, логического и критического мышления, пополнению словарного запаса,
скорости письма, что положительно сказывается на результатах обучения и
подготовки домашнего задания.

Если нужно быстро и качественно опросить класс по теме повторения,
формировать у учащихся навыки самоорганизации, умение сконцентрироваться на
вопросе, быстро находить выход в стрессовой ситуации, то используется основной
инструмент управления качества – 
МПМ (матрица посадочных мест).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОПЫТЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДО"

В презентации представлены здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе детского музыкального коллектива, раскрываются пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей с п...

Изучение глобальных проблем на уроках технологии (из опыта работы)

Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление "цивилизованного" человека.  Снизить объем потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптима...

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

Особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии (из опыта работы педагогической деятельности)

В соответствии с требованиями образовательного стандарта необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем бол...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...