Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)
статья по теме

Осипенко Оксана Викторовна

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье системой! Проверено опытым путём!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osipenko_ov_sistema_metod_raboti_spedagogamii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осипенко Оксана Викторовна

заместитель директора по УМР

ГОУ СОШ № 1192 СЗОУО г.Москвы

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий

(из опыта работы школы)

       «Бесспорно, основная задача современной школы – подготовить юное поколение к жизни в условиях современного общества, но сегодня я присутствовал на уроке, где увидел не просто «юное поколение, которому предстоит жить в современном обществе», а людей мыслящих, говорящих, спорящих уже здесь и сейчас по-современному, решающих реальные проблемы, умеющих работать в команде, проявляющих собственное лицо» - так однажды был прокомментирован  урок в обычной школе, урок, проведённый в одной из  образовательных технологий.

       Однако сразу же вслед за восторженными репликами появились вопросы-размышления:

-Совершенно изменяются роли учителя и ученика. Готов ли я к таким переменам?

-Как подготовить детей к новым для них формам деятельности?

-Как привязать требования школьной программы и условия урочной системы к новой форме организации обучения? …

        Ряд  вопросов, возникающих у педагога в момент знакомства с новой образовательной технологией,  можно продолжать до бесконечности. И это вполне понятно, т.к. любая  образовательная технология тем и отличается от метода, формы и даже методики, что являет собой чётко выстроенную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса, с определёнными целями, задачами, условиями и алгоритмом действий, которые требуют буквального соблюдения, предполагают глубокое знание  и свободное  владение педагогом всеми используемыми приёмами. Понятно, что в одиночку в освоении инновационных технологий продвигаться вперёд очень сложно. Более того, точечное применение отдельными педагогами образовательных технологий малоэффективно, т.к. сложность и трудоёмкость подготовки технологичных уроков, с одной стороны, и определённая зависимость от классно-урочной системы, требований программы и других особенностях образовательного процесса, с другой, не  позволяют учителю использовать их в достаточном для достижения необходимого результата объёме. Ведь речь идёт не о накоплении багажа знаний, а о развитии компетенций учащихся, а это процесс сложный и требует системного подхода. Таким образом, перед руководством школы встаёт задача не только «сподвигнуть» и «смотивировать» педагога на освоение новых образовательных технологий, но и создать все необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования технологии в системе учебной деятельности  всего коллектива.

        Хотелось бы поделиться опытом работы нашей школы именно в создании условий для освоения и продуктивного внедрения новых образовательных технологий. Целенаправленная работа в данном направлении велась в течение последних трёх лет и имеет конкретные позитивные результаты. А именно, на данный момент:

-обучены на курсах повышения квалификации (через индивидуальное и командное обучение) по новым образовательным технологиям в общей сложности 63% педагогов;

- имеют теоретические знания в области применения данных технологий – 100% педагогического состава;

- активно используют в педагогической практике новые образовательные технологии 53% педагогов;

- в календарно-тематическое планирование внесены серии уроков в технологиях «Дебаты», «Педагогическая мастерская», «Метод проектов», бинарные уроки, уроки-конференции.

    Т.к. одной из основных задач введения новых образовательных технологий является развитие коммуникативных компетенций учащихся и повышение их познавательной  активности, то показателями продуктивного действия нашей системы так же являются:

-ежегодные призовые места учащихся в командных интеллектуальных конкурсах различного уровня: район, округ, город;

-100% выпускников 11-го класса продолжили обучение в высших (95%) и средних специальных (5%) учебных заведениях;

-за последние три года значительно вырос % учащихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности, призёров окружного конкурса «Будущее Северо-Запада» ( в 2005/06 уч.году- 2 участника, 1 призёр , в 2007/08 уч.году -17 участников, из них 15 призёров).

      Как было отмечено выше, система внедрения образовательных инноваций успешно функционирует в нашей школе на протяжении последних трёх лет, однако подготовительная работа к непосредственному внедрению новых технологий началась значительно раньше с всестороннего анализа состояния  образовательного процесса школы, материального и кадрового потенциала, запроса родителей и возможностей наших учащихся.

       Таким образом, в методической работе по внедрению новых образовательных технологий  можно выделить несколько основных этапов:

1.Аналитический этап

2.Подготовительный этап

3.Этап освоения технологии

4.Этап внедрения технологии в практику

Кратко о двух первых этапах….

 Задачи аналитического этапа:

-определение степени готовности педагогического коллектива к внедрению инновационных образовательных технологий  (диагностика, анкетирование, наблюдение и т.д.);

-диагностика уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций (особое внимание – навыку организации работы ученического коллектива);

-проведение проблемного анализа учебно-воспитательного процесса;

-выявление образовательных запросов родителей, потребностей и возможностей учащихся;

-анализ состояние материально-технической и учебно-методической базы;

 -определение образовательных технологий, оптимально соответствующих цели образовательной деятельности школы.

Задачи подготовительного этапа:

-мотивирование педагогов к  нововведениям: проблемные педсоветы, семинары, конференции;

-освоение и внедрение приёмов и методов образовательных технологий (навык организации разногрупповых форм работы, дифференцированная работа, интегрированные уроки…);

-различные формы внеурочной работы по предмету (интеллектуальные игры);

-научно-теоретическая подготовка (сотрудничество с наукой: кафедра ООТ МИОО, Центр теории воспитания и т.д.)

    Более подробно мы остановимся на этапах освоения и непосредственного внедрения технологии.

Напомним, что при разработке системы внедрения новых образовательных технологий мы учитывали ошибки, часто допускаемые при освоении новых технологий, которые значительно снижают эффективность, а зачастую приводят к обратному результату:

      1)  использование технологии точечно, отдельными педагогами;

      2) нарушение самой технологии, допущение необоснованных отступлений (не путать с адаптацией, творческим наполнением и т.п.).

    Отсюда вытекают следующие задачи организации работы с педагогами в данном направлении:

  1. коллективное изучение и освоение новых образовательных технологий;
  2. соблюдение технологичности уроков в новых технологиях;
  3. создание условий для использования образовательных технологий в системе учебно-воспитательной работы школы.

Этап освоения новой образовательной технологии .

Шаг 1. Обучение на курсах повышения квалификации: индивидуальное и командное на базе школы (преимущество данной формы бесспорно, т.к. позволяет сформировать коллектив единомышленников, являющий собой необходимую опору в дальнейшем внедрении инноваций).

Шаг 2. Проведение Педагогического совета в форме осваиваемой технологии:

  1. знакомство с основами технологии всего коллектива, что позволит подготовить педагогов к продуктивному восприятию и участию в последующих мероприятиях по освоению данной технологии;
  2. возможность «пропустить» технологию через личный опыт, т.е. прочувствовать технологию с позиции ученика;
  3. принятие решений, позволяющих внедрять эту технологию в системе УВР.

Шаг 3. Разработка, прогон и демонстрация открытых уроков в технологии:

  1. разработка уроков осуществляется творческой группой педагогов;
  2. прогон и отработка урока на инициативной группе педагогов:

-даёт возможность изнутри прочувствовать урок и дать соответствующие рекомендации, отследив его технологичность с одной стороны и комфортность для учащихся с другой;

-дополнительная возможность для обучения педагогов, не прошедших курсы специальные курсы повышения квалификации;

-совместная творческая деятельность рождает единомышленников, что позволяет привлечь к работе в новых технологиях малоактивных педагогов;

3)  демонстрация уроков с последующим анализом и корректировкой.

Этап внедрения технологии в практику.

Шаг 1. Обобщение опыта работы педагогов, творческих групп в различных наглядных формах – публикация сценариев уроков, видеозапись уроков с печатными комментариями и рекомендациями к ним, создание компьютерных презентаций по организации работы в данной технологии.

Шаг 2. Включение урока в календарно-тематическое планирование: работа методического объединения с целью освоения данной технологии  всеми участниками МО для обеспечения системного внедрения технологии, осуществление контроля над качеством проведения данного урока.  

Шаг 3. Обеспечение условий для освоения и внедрения новых технологий в УВП:

  1. Подбор и доступность теоретического и наглядного материала для самостоятельного освоения педагогами образовательных технологий.  
  2. Составление расписания уроков с учётом введённых в КТП технологичных уроков, введение в сетку уроков часа общения для проведения интегрированных, бинарных, разновозрастных открытых  уроков.
  3. Обеспечение педагогов дополнительными часами из школьного компонента для индивидуальной работы по подготовке технологичных уроков.  

       

          Если говорить о временных рамках каждого этапа, то в общей сложности для нашей школы этот период составил 5 лет, в течение которых мы прошли 1 и 2 этап, и освоили 3 образовательные технологии: «метод проектов», «дебаты» и «педагогические мастерские». Но смеем предположить, что для каждой школы время прохождения того или иного этапа будет различным в зависимости от стартовых условий.  

         Здесь важно отметить, что на протяжении всего периода необходимо осуществлять сопровождение вновь прибывших педагогов, которые в индивидуальном порядке проходят все вышеперечисленные этапы последовательно.

         Конечно, говорить о полностью сформированной системе внедрения инноваций в нашей школе ещё рано, скорее мы находимся на опытно-экспериментальной стадии. Но с уверенностью можно сказать, что современные образовательные технологии дают продуктивный результат только в том случае, если они используются как в урочной, так и во вне урочной деятельности большинством педагогов  и  являются неотъемлемой частью образовательной системы всей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изучение и внедрение новых образовательных технологий»

Презентация руководителя школьного методического объединения....

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Доклад на тему « Внедрение новых образовательных технологий. Проектная деятельность»

В данной работе поднят вопрос о  задачах современной школы,  о том,  какими качествами должны обладать  выпускники школы в настоящее время. ...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе, в условиях введения ФГОС второго поколения, становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоят...

"Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны"

Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны...