Статья:"Естественнонаучные музеи Санкт-Петербурга в системе профильного обучения."
статья по теме

Свердлова Елена Давидовна

 

Цель данной статьи – показать возможные пути использования музейных ресурсов в рамках школьного преподавания естественнонаучных дисциплин, создания проектов для организация профильного обучения с учетом интересов и возможностей обучающихся, что дает возможность по окончании школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Естественнонаучные музеи Санкт-Петербурга в системе профильного обучения

Современные стандарты образования ставят перед школой много требований, одно из которых - личностный результат школьников. Этот результат должен отражать осознанный выбор будущей профессии, возможности реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных проблем.  

В процессе обучения учителя естественнонаучного цикла сообщают учащимся сведения о профессиях. Но для детального ознакомления с ними на уроках времени явно недостаточно, на помощь приходят часы дополнительного образования.

Школе только в рамках своего образовательного пространства с имеющимися образовательными ресурсами трудно содействовать выбору образовательной траектории, исходя из интересов, способностей и возможностей учащихся. Для эффективной профориентационной работы со школьниками образовательным учреждениям необходимо интегрировать дополнительные ресурсы в рамках сетевого взаимодействия. Это, могут быть наиболее значимые музеи естествознания и техники Санкт-Петербурга.

Цель данной статьи – показать возможные пути использования музейных ресурсов в рамках школьного преподавания естественнонаучных дисциплин, создания проектов для  организация профильного обучения с учетом интересов и возможностей обучающихся, что дает возможность по окончании школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования.

В Санкт-Петербурге работают порядка 20 музеев естественнонаучной направленности, все они, за редким исключением относятся к числу малопосещаемых.  Научно-просветительские музеи: музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербургский планетарий, музей космонавтики и ракетной техники. Научно-исследовательские: ботанический музей Российской академии наук, зоологический музей Российской академии наук, центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева, центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.И. Чернышева. Отраслевые музеи: центральный музей связи имени А.С. Попова, метрологический музей госстандарта, центральный музей железнодорожного транспорта, музей гигиены. Мемориальные музеи: музей М.В. Ломоносова, мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова, мемориальный музей-квартира П.К. Козлова, мемориальный кабинет С.В. Лебедева, мемориальный музей  и музей-лаборатория А.С. Попова, музей-архив Д.И. Менделеева. Существуют учебные музеи при большинстве высших учебных заведений. Два последних года учащиеся нашей гимназии становятся участниками межмузейного проекта «Профессии, которые мы выбираем». Программой предусмотрено  посещение музея Медицинского университета, Педагогического университета, университета информационных технологий, механики и оптики, музея Акционерного общества «Обуховский завод». Актуальность данного проекта заключается в том, что происходит расширение и углубление знаний и представлений старшеклассников о специфике профессиональной деятельности профессий естественнонаучного цикла и осмысления ими своих предпочтений. Чем глубже, полнее, содержательнее будут знания учащихся о разнообразии мира профессий естественнонаучного цикла и об их особенностях, тем более компетентными они окажутся в своём выборе. Экскурсии являются эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Музейные уроки призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории — «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе. Музейные уроки — это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений. Они направлены на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогают обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора учащихся, формировать собственное мнение, инициативу, умение работать в команде.  Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств учащихся, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
К сожалению, в связи с недостатком учебных часов, не всегда, получается, провести очную экскурсию. На помощь приходят  заочные экскурсии в музеи за счет часов предоставленных на дополнительное образование. Один из вариантов такой работы я провожу уже третий год. Учащиеся старших классов, у которых уже сформировался интерес к моему предмету, разрабатывают и проводят заочную экскурсию для учащихся средней школы, а также становятся участниками районных конкурсов «Лучший юный экскурсовод года» и «Конкурс авторских экскурсий», проводимых ДДЮТ Фрунзенского района. Для старшеклассников это участие в проектно-исследовательской деятельности позволяет формировать систему научных и практических знаний и умений, позволяет научиться анализировать, логически мыслить, приобрести опыт публичного выступления, познакомиться с профессией экскурсовода. Учащиеся подготовили и провели экскурсию «Д.И. Менделеев и его друг Куинжи жители Васильевского острова в Санкт-Петербурге», где, в том числе речь шла и о профессиях: педагог, ученый, метролог, художник. Разработанный экскурсионный маршрут  «С.В. Лебедев – создатель искусственного каучука», связанный со становлением, развитием и, к сожалению, упадком в нашем городе резиновой промышленности, знакомил учащихся с профессиями технолога, вулканизаторщика, пластикаторщика.

Невозможно обойтись без использования проектно-исследовательской деятельности в преподавании наук естественнонаучного цикла. Проект как метод используется мной и на  уроке, и во  внеурочной деятельности, он может быть групповой или индивидуальный. В процессе работы над проектом формируются компетенции: деятельностные, мыслительные, информационные, коммуникативные. Профильное образование невозможно без исследовательской деятельности. Исследовательская работа позволяет развивать и  воспитывать творческую личность, формировать систему научных и практических знаний и умений, позволяет научиться анализировать явления природы. Уже на протяжении нескольких лет ребята становятся участниками проекта «Я поведу тебя в музей». Одна группа учащихся пробует себя в роли менеджеров, у них появляется опыт организации мероприятия, их задачей является презентовать музей так, чтобы нашлись желающие посетить его и организовать туда экскурсию. В этом учебном году старшеклассники готовили презентацию о двух музеях естествознания – Геологическом музее имени Чернышева и минералогическом музее Горного университета.  В ходе презентации ученики узнали о минералах, их классификации, коллекциях музеев, профессиях геолога, геохимика, геммолога, маркшейдера. В музей отправились дети, подготовленные для восприятия тематического материала, а повели их туда старшеклассники, которые получили опыт действовать в социуме и рабочей группе, вступать в коммуникацию с представителями социокультурного окружения. После завершения проекта каждой из категорий участников должны стать понятны особенности профессий разного типа. У всех учащихся формируется навык самостоятельности, они приходят к выводу о необходимости уметь устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения, а также быть хорошо подготовленными в своей области производства, техники, науки и искусства. 

Школьное обучение сегодня должно быть построено так, чтобы обеспечить условия для успешной социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников. Для успешного функционирования образовательного учреждения сегодня все большее значение приобретает развитие взаимодействия с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать родители учащихся, общественные организации, музеи. Преимуществами такого взаимодействия для учащихся является: приобретение практического опыта на основе обучения через деятельность и развитие ключевых компетенций; cоциализация и адаптация к новым социально-экономическим условиям; повышение уровня информированности о профессиях.

Список цитируемой литературы

1. Геологические природоведческие музеи России: справочник / сост. А. М. Карпунин, С. И. Голиков, Н. И. Макарова и др. — М.: Геоинформмарк, 2005. — 236 с.

2. Громова Т. А. У истоков музейного дела / Т. А. Громова // Природа Симбирского Поволжья: сборник научных трудов. — Ульяновск, 2004. — Выпуск 5. — С. 186—193.

3. Естественнонаучные музеи России / под редакцией А. И. Клюкиной. — М., 2008. — 464 с.

4. Место и роль естественнонаучных музеев в экологическом образовании: [сборник докладов участников V Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественно-исторических музеев России. 1-5 марта 2004 г., С.-Петербург] / сост. В. С. Ионкина, под общ. ред. А. И. Клюкиной. — М.: ГДМ, 2004. — 124 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс «Линейная и векторная алгебра» в системе профильного обучения

В данной статье изложены цели и задачи профильного обучения, которые решаются с помощью спецкурса «Основы линейной и векторной алгебры»....

Упражнения ронина в концентрации внимания (под музыку ропанга). Перформанс в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга на выставке "47 самураев".

Сейчас это особая субкультура, происхождение которой не очень понятно, имеющая мало шансов на широкое распространение из-за своей специфики.Пенспиннинг произошёл от японских упражнений с ручкой "пэн м...

Программа внеурочной деятельности "Музеи Санкт-Петербурга в гости к нам"

Программа  « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуал...

Экскурсия (на английском языке) по Русскому музею, Санкт-Петербург, часть 2

Экскурсия (на английском языке)  по Русскому музею, Санкт-Петербург была разработана и проведена учащимися 9-х классов (под руководством учителя английского языка Семенюты Г.В.) для наших друзей ...

Статья "Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования"

Статья посвящена взаимосвязи культуры и природы, формированию экологической культуры через познание художественной культуры города....

Статья на тему: Санкт -Петербург - столица Петра I.

Статья об основании города Сант-Петербурга. Освящены первые годы, клгда город стал столицей. Основные этапы развития города....

статья по истории Санкт-Петербурга "Архитекторы утраченного Петербурга"

статья по истории города раскрывает неизвестные имена архитекторов, создателей неповторимого облика Санкт-Петербурга...