Статья "Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования"
статья по краеведению
Статья посвящена взаимосвязи культуры и природы, формированию экологической культуры через познание художественной культуры города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lebedeva_as.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по истории и культуре Санкт-Петербурга
«Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования»
Санкт - Петербург - один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно-исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли архитекторы, скульпторы, исторические личности, великие писатели и поэты.
Концепция формирования экологической культуры представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной или городской (урбанизированной) средах и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей всех возрастов личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе - объединение усилий всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан в целях формирования экологически ответственного мировоззрения горожан всех возрастов. Для этого необходимо повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования.
Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных и высших учебных заведениях.
Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого).
Город должен рассматриваться как совокупность природной и природно-культурной среды. Через тему экологии города учащиеся должны получать представление об основных экологических проблемах города, основных источниках экологической опасности, в т.ч. находящихся вне города.
Представление об экологии города должно способствовать у учащихся формированию экологического сознания и чувства ответственности за окружающую среду.
В рамках региональной программы «История и культура Санкт-Петербурга» к вопросам экологии приходиться подходить комплексно. Представлять городское пространство и экологические проблемы в различных аспектах:
«Я – петербуржец»
«Я – россиянин»
«Я – гражданин мира».
сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия Петербурга.
Любой исторический период оставляет наследие, которым пользуются последующие поколения. Современным жителям Санкт - Петербурга досталось богатое наследие, созданное многими поколениями россиян. Его надо уметь оценить, сохранить, обогатить и передать следующим поколениям. Можно изо - дня в день, годами ходить по улицам и площадям города среди окружающих нас зданий и не замечать их своеобразия, выразительности и красоты. Тем более что мы не задаем себе вопроса, что определяет размещение тех городских объектов в тех местах, где они находятся?
Проще говоря, город – это место, где человек постоянно живет и работает, имея возможность при этом удовлетворять все основные потребности, связанные формированием и полноценным развитием личности. Улицы и площади относятся к наиболее устойчивым, существующим длительное время особенностям города. Через их архитектурный облик, мы, как правило, познаем характер города, его специфику, его лицо.
Петербург обладает удивительной особенностью: он не открывается сразу, с первого раза. Настоящее восхищение и восторженное удивление возникают гораздо позже, когда изучены знаменитые музеи, осмотрены достопримечательности пригородов. Вот тогда и возникает желание вновь и вновь, чтобы бродить по улицам, любоваться старинными домами, чугунными решетками, горбатыми мостиками и одетыми в гранит реками и каналами. Тогда же составлять свой собственный неожиданно-замысловатый маршрут, исследуя пядь за пядью одну-единственную улицу, которая приглянулась более остальных; на которой каждый дом, при беглом осмотре кажущийся ничем не примечательным, имеет свою уникальную историю.
Безусловно, первое знакомство с городом начинается с общеизвестных мировых культурных ценностей Санкт - Петербурга, которыми принято считать Эрмитаж и Летний сад, Адмиралтейство и Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор и Александро-Невскую лавру, Медный всадник и многие другие. Санкт - Петербург – это единственный город России, внесенный в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Увидев Петербург однажды, вы не прощаетесь с ним навсегда. Есть у этого города какая-то магическая сила, которая влечет вернуться сюда. Наверное, потому, что всегда остается что-то недосмотренное, непройденное, непрочувствованное…
Красота Санкт - Петербурга слагается из двух основных элементов – природы и искусства. Нева хороша и в бурю при сером небе, когда по стальным водам ее бегут барашки, и в жаркий солнечный день, когда темно-фиолетовое небо отражается в водах. Это небо составляет одну из особенностей петербургского пейзажа. В разное время удивительная красота Санкт - Петербург воспринимается совсем иначе: весной сквозь ажурную пелену молодой зелени деревьев; зимой, покрытые инеем, черно-белой графикой вырисовываются садовые ограды и перила мостов; осень восхищает золотом парков и садов. Но совершенно неповторим Петербург летом. В белые ночи, когда не горят фонари, непривычно просторны проспекты и площади, над Невой мосты взметнули пролеты, и прогулочные теплоходы бесшумно скользят по розоватой от негаснущей зари воде. Сфинксы у Академии Художеств, взирают с высоких пьедесталов на спящие дома, на золотой купол Исаакиевского собора – на их ликах застыло выражение горделивого покоя.
Среди мировых мегаполисов, Санкт - Петербург — уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Преданность культурному наследию — отличительная черта культуры петербуржцев. Она формируется в процессе взаимопроникновения нового и старого, введения вечных ценностей в современный культурный обиход. Каждое поколение ищет свою интерпретацию прошлого и извлекает из него новые идеи. Зеленые пространства (сады, парки, бульвары, скверы центра города, дворцово-парковые ансамбли пригородов) — это неотъемлемая часть исторического ландшафта. Вместе с водными артериями они формируют комплекс экологически устойчивых территорий исторической среды.
Полноводная Нева, давшая импульс развитию замечательного города, является важным элементом природной среды и определяет характерный признак его облика – сильную обводненность. Территория здесь ровная, низкая, долго лежит снежный покров. Климат и природа севера усложняет строительство этого города. О природе местности, на которой он раскинулся, в статистической записке 1840-х годов сказано: «…природа, обильно наделившая, Санкт – Петербург роскошными водами, отказала столице в лучшем украшении оных: растительность вообще слаба и бесцветна. Болота поросли мелким кустарником; ивняк, изредка березовые рощи, местами одинокая ольха, печальная осина и криволистный клен, возвышаясь над сырою или песчаною плоскостью земли, осеняют ее скудною редкою зеленью….». И в той же статистической записке говорится: « Нигде, может быть, природные выгоды не употреблены с большим искусством на красоту и пользу города, как в Санкт – Петербурге; нигде, может быть, с большим искусством не скрыть недостатки природы».
Невская акватория образует широкие, открытые, пространства позволяющие обозревать прибрежную застройку издали, в ответственных городских панорамах, в создании которых участвует искусство. Это, прежде всего архитектура гидротехнических сооружений, столь ярко проявившаяся при строительстве каналов и гаваней, стенок набережных и мостов, а также фонтанных систем.
Улицы-каналы внесли необходимую живописность в «жесткую» регулярную планировку города. Водные зеркала, гранитные стенки набережных и мосты с чугунными решетками оград придали многим городским панорамам своеобразие – «петербургский колорит».
Набережные сравнительно узких рек и каналов левобережной части города читаются вместе со связывающими их и органично слитыми с ними мостами. Стенки набережных увенчаны звеньями художественных чугунных решеток, расположенных между гранитными тумбами. «Оград узор чугунный» прозрачен и различен по своим рисункам, которые тем филиграннее, чем уже протока. Архитектура спусков к воде набережных рек и каналов скромнее, чем на Неве.
Каждый житель, каждая семья являются участниками исторического процесса. Каждая семья имеет свои «корни», предков, её члены являлись участниками, очевидцами исторических событий. Сохранение связи поколений, своей «родовой» памяти – это одно из важнейших условий воспитания семьянина, гражданина, человека, сопричастного к историческому процессу.
Решать данные вопросы в современных условиях приходиться с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-коммункационные технологии (ИКТ) все глубже проникают в нашу жизнь. Особенно актуальна проблема использования интернет-ресурсов на уроках “Истории Санкт-Петербурга”. Применение ИКТ позволяет учителю решить ряд проблем, возникающих в преподавании культурологических дисциплин:
- обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;
- разнообразить методы преподавания и формы работы с учащимися;
- проводить виртуальные экскурсии в музеи и города мира;
- повысить интерес к предмету;
- использовать интернет-ресурсы в преподавании и подготовке к урокам.
Вопрос использования ИКТ на уроках актуален. Отбор и монтаж материала занимает значительное место в подготовке к уроку, так как его композиция, как композиция любого произведения искусства, должна быть ясной, четкой, прозрачной. Возможности ИКТ позволяют многократно усилить степень эмоционального воздействия материала. Здесь можно проверить, насколько глубоко усвоены знания учениками. Этой цели служат диагностические материалы (тесты, контрольные вопросы и задания). С целью контроля знаний учащихся, уровня усвоения ими тем программы появилась возможность использовать на итоговых уроках по теме программные системы контроля знаний .
Презентация постоянно присутствует на моих уроках как эффективное средство обучения и контроля знаний. Мною разработаны презентаций по отдельным темам курса, которыми пользуются и другие учителя нашей школы, особенно в начальной школе, где также преподается курс «Истории и культуры Санкт-Петербурга».
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Антонов Б.И. Мосты Санкт - Петербурга, СПб, Глагол, 2002
2. Историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга в системе воспитания юных петербуржцев [Текст]: (Материалы городских педагогических конференций по проблеме воспитания городом) / Сост. В. И. Аксельрод; СПб. гор. дворец творчества юных. - СПб.: Дворец творчества юных, 1998 - Вып. 2. - 1998. - 96 с.
3. Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник (программы элективных курсов) / под ред. Л. М. Ванюшкиной. - СПб., СМИО Пресс, 2006.
4. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции. Программы учебных курсов. - СПб.. СМИО Пресс, 2002.
5. Захаров О.Н. , Архитектурные панорамы невских берегов, Стройиздат, 1984.
6. Суслов В. , Город над Невой, Лениздат, 1984
7. Канн П.Я., Прогулки по Петербургу, Палитра С-Пб, 1994
8. Дрюков Ю.Н., Буркова Т.В., Гимн Великому Городу. – 2-е изд.- Спб: Издательский дом «Мiръ», 2006
9. Чернобережская Е.П., Санкт - Петербург и пригороды. Путеводитель.-
СПб.: «Паритет», 2007. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании студентов
Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.В соответствии ...
Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»
Отчетоб итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...
География Чувашии как региональный компонент образования
Как организовать краеведческую работу....
Курсовая работа «Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку».
Цель работы - проследить насколько эффективна передача учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению эффективности обучения иностранному языку. ...
Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...
Практико - значимый проект «Изучение краеведения как регионального компонента образования»
Изучение истории Родного края является той областью человеческого знания, которая наиболее весомо и зримо может влиять на формирование нравственных качеств растущей личности, на отношение человека к о...