статья по истории Санкт-Петербурга "Архитекторы утраченного Петербурга"
статья по истории (7 класс)
статья по истории города раскрывает неизвестные имена архитекторов, создателей неповторимого облика Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhitektory_utrachennogo_peterburga-statya.docx | 669.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение №320
Приморского района Санкт-Петербурга
Архитекторы утраченного Петербурга
Автор статьи:
учитель истории и обществознания
Солошенко Ольга Викторовна
Санкт – Петербург
2021
Кузьмин Р. И. – Виртуоз «умного выбора» 6
Шурупов М.А.- гений церковной архитектуры. 7
А.П. Аплаксин – последний епархиальный архитектор 10
Библиографический указатель 14
Храмы Петербурга,
В них печаль и свет.
Ласково и мудро
Привечают всех.
Много испытали
На своем веку,
Честно проживали
Долгую тоску.
В. Гладыш
Введение
Оснoвaнный Петpом I в начале XVIII столетия, Санкт-Петербyрг сегодня считается одним из красивейшиx городов мира, и сотни тысяч туристов с разных уголков земного шара приезжают в город на Неве, чтобы насладиться великолепием и величием его архитектуры. Возводили эту красоту великие мастера-архитекторы разных столетий.
Актуальность: Внешний облик нашего города меняется стремительно. Какие-то перемены вызывают бурные споры, какие-то проходят, не замеченные горожанами. В своей работе я хочу рассказать о том, каким был Петербург и каким уже никогда не будет снова. Изучить культурно-историческое наследие «Утраченного Петербурга», значит сохранить память и уважение к людям, создавшим наш город.
Проблема: Что же утратил прекрасный Петербург? Исчезали с лица города не просто здания – символы эпохи и поколения, шедевры архитектуры, неповторимые живописные силуэты. Особая, чисто петербургская, ленинградская культура. Утерянные памятники уже невозможно воссоздать. Вместе с ними Петербург потерял часть своего неповторимого облика. Некоторые творения известных зодчих погибли во время революции и блокады Ленинграда, другие разрушались в рамках борьбы с религией. Сегодня, мы не только отдаем дань памяти выдающимся архитекторам, которые посвятили свою жизнь развитию отечественной культуры, мы восстанавливаем историческую справедливость и преемственность поколений, на которых держится величие нашего города.
Цель исследования: изучить историю архитектуры Санкт- Петербурга, полностью утраченную и не сохранившуюся до наших дней и судьбу ее создателей.
Исходя из цели работы, поставим задачи, которые необходимо решить:
1) Собрать материал по истории и культуре Санкт-Петербурга.
2) Проанализировать краеведческие источники.
3) Отобрать нужную информацию, структурировать содержание, оформить работу и сделать презентацию.
Главные методы исследования:
- теоретические,
- метод опроса – анкетирование,
-практические.
Практическая значимость: сформировать навыки исследовательской работы с научной литературой, публикациями в интернете, материалы моей работы будут использованы на классных часах по курсу «ОДКНР».
Анкетирование
Перед тем, как приступить к изучению теоретической части моего исследования, я провела опрос среди учащихся 7-8 классов и некоторых учителей, что им известно о тех архитекторах, которые создавали облик нашего города.
№ Вопроса | Вопрос | Ответ |
1 | Знаете ли Вы этих архитекторов | Да, я знаю Нет, я не знаю |
2 | Знаете ли Вы что создали эти архитекторы | Да, я знаю Нет, я не знаю |
По результатам исследования можно сделать вывод, что выбранная мною тема: «Архитекторы утраченного Петербурга»» мало изучена среди моих сверстников, поэтому мне предстоит ответить на вопросы, связанные с историческим наследием архитекторов Санкт-Петербурга: Кузьмин Р.И., Шурупов М.А., Аплаксин А.П.
Кузьмин Р. И. – Виртуоз «умного выбора»
Родился 30 сентября 1811 года. Учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и закончил её в 1832 году, со званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за «проект духовной семинарии». В следующем году, за исполнение другой программы: «Проект усадьбы богатого помещика», был удостоен большой золотой медали и вскоре после этого отправлен за границу.
В Европейской Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, вернулся в Санкт-Петербург в 1840 году. За работы, исполненные им во время этого путешествия, ему было присвоено звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической академии с клиниками и другими строениями.
За годы учебы в академии Кузьмин проявил себя талантливым воспитанником. Многие его работы были оценены по достоинству, а за выпускной проект он получает право на зарубежное обучение. Стажировку молодого специалиста оплачивал сам император. Видимо, Николай I возлагал на него большие надежды, отправив Кузьмина в Италию, Турцию, Грецию.
Оказавшись за границей, начинающий архитектор смог увидеть собственными глазами самые выдающиеся строения той эпохи. Полученное впечатление было непередаваемо. Заинтересовавшись византийским искусством, он стал изучать его более детально.
После возвращения в Россию Кузьмин активно приступает к работе. Результат его труда – доходный дом Утина, греческая церковь, доходный дом Барановой, дворцовый госпиталь, придворно-служительский дом. Это далеко не полный список сооружений, построенных в Петербурге по его проектам. Павловский собор, возведенный в Гатчине - одно из первых его сооружений, достойных похвалы.
Как архитектор Кузьмин обладал хорошим вкусом, тонко чувствовал стиль. Его созданные интерьеры помещений отличаются красотой, богатством убранства. Особенно это видно на примере Арсенального каре. Там каждая комната выполнена в своем стиле.
Кузьмин Р.И. внес огромный вклад в благоустройство Петербурга, где прожил всю сознательную жизнь. Современникам стоит помнить о нем. Замечательный архитектурный облик города – это и его заслуга. Скончался Роман Иванович в 1867 году.
Одним из деяний Кузьмина, хорошо знавшего византийское зодчество в натуре, стала Греческая церковь. Крестообразное в плане здание в греческом византийском стиле, увенчанное массивным куполом (напоминало Храм святой Софии в Константинополе), имело хорошую акустику, обильно равномерный свет из сорока окон с матовыми стеклами освещал настенные изображения. Храм построен на денежные средства Дмитрия Бенардаки.
Он полностью взял на свое иждивение строительство этой церкви, т.е. полной финансовой поддержки. Закладка состоялась 25 мая 1861 года. Здание возводилось необычайно быстро и 26 октября (в день именин Д. Бенардаки) в 1864 году было закончено, а 31 октября 1865 года в присутствии греческого посланника, Храм торжественно был освящен.
Закрытие и снос храма.
Богослужения в храме прекратились в 1938 году, окончательно он был закрыт 11 января 1939 года. Имущество было частично передано в музейный фонд. Само здание было передано 2-му районно-жилищному управлению Смольнинского района, в нём разместился военно-учебный пункт. Во время Великой Отечественной войны в храм попала немецкая авиабомба, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Здание было огорожено и в таком состоянии простояло несколько лет. Полуразрушенный храм простоял до 1962 года, когда был снесён как «малохудожественный». Снос здания описал Иосиф Бродский в стихотворении «Остановка в пустыне».
16 ноября 1962 года на месте снесённого храма началась подготовка строительства концертного зала «Октябрьский».
В 1997 году закончилась неудачная попытка получить разрешение на строительство рядом с местом храма Димитриевской часовни по проекту архитектора В. В. Зайцева. Весной 2003 года на средства российских греков на Греческой площади был установлен памятник Иоанну Каподистрии.
Шурупов М.А.- гений церковной архитектуры.
Архитектор Михаил Шурупов относится к тем создателям архитектурного облика нашего города, о которых известно до крайности мало. Воспоминаний о себе он не оставил, человеком был непубличным, поэтому и в мемуарах современников о нем практически ничего нет. Он родился в уездном городе Аренсбурге Лифляндской губернии – ныне это город Курессааре на острове Сааремаа в Эстонии. Овдовев, мать с детьми переехала в Петербург. Здесь он воспитывался в семье священника отца Гавриила, законоучителя Института инженеров корпуса путей сообщения. Затем – училище Императорского человеколюбивого общества, где заметили способности мальчика к рисованию. Его приняли в Академию художеств. Еще учась там, он увлекся изучением русских древностей.
Вернувшись в 1856 году в Петербург из пенсионерской поездки в Италию (самое известное его произведение того периода – надгробие на могиле Карла Брюллова в Риме), Шурупов служил в скульптурной мастерской на Стеклянном заводе. Вероятно, многие из безымянных мраморных ваз и каминов, украшающих дворцы и особняки города, помнят его руки. Уйдя в 1863 году с завода, он полностью посвятил себя архитектуре, возвращаясь иногда к проектированию скульптурных памятников. У Шурупова был свой путь. Он не увлекся ни древнерусским узорочьем, ни древней Византией, ни рационализмом кирпичного стиля. Михаил Арефьевич оказался «безнадежно испорченным», если можно так сказать, академическим образованием и искусством Италии. Это сделало его поистине петербургским архитектором, не желавшим искажать классицистический облик одного из самых совершенных по единству стиля городов.
Для фасадов доходных домов он выбирал мотивы итальянского Ренессанса или стиль Людовика XVI, опиравшийся на памятники классицизма. Эти направления европейской архитектуры Шурупов считал наиболее приемлемыми для Петербурга. Среди проектов почти двух десятков каменных многоэтажных зданий, выполненных им для столичных заказчиков, нет ни одного, где можно было бы увидеть модные и обязательные для русского стиля «мраморные полотенца и кирпичные вышивки».
Да и в церковных проектах при формальном соблюдении канонов православного храмостроения Шурупов шел против течения, предпочитая элементы Ренессанса и Романского стиля, в том числе скульптуру на фасадах, мотивам древнерусского зодчества.
В нашем городе им были построены три церкви – Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, Никольская (Крестовоздвиженская) на Большой Посадской улицы и Смоленской Божией Матери на Шлиссельбургском проспекте. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Самая весомая утрата с градостроительной точки зрения – Борисоглебская церковь, прекрасно вписанная высоким и мощным силуэтом в панораму Невы между Смольным и лаврой...
Храм во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной (Борисоглебская церковь) — памятник архитектуры Санкт-Петербурга, разрушенный в 1975 году.
Храм был богато украшен снаружи, особенно значимыми стали барельефы двенадцати апостолов по периметру купола храма. Внутри церковь была обильно украшена росписями по стенам в русском стиле, кроме того, обращали на себя внимание порталы из серого гранита. Многоярусный резной иконостас церкви был создан по проекту архитектора Сергея Шестакова. Пол храма был выполнен в виде мраморных плит и паркета, в подвале здания разместились церковная библиотека и архив, хранилась церковная утварь.
Строительство храма затянулось по ряду причин: конфликт архитектора и заказчиков, финансовые трудности проекта, бюрократические проволочки. В результате к 1876 году Шурупов был отстранён от руководства строительством, отделкой храма руководили архитекторы Сергей Шестаков и Александр Резанов. Все работы были закончены к 1882 году.
При церкви существовало благотворительное общество, которое содержало приют для девочек-сирот и предоставляло единовременные и ежемесячные пособия нуждающимся.
Храм действовал до 1934 года, когда его закрыли. После этого были разобраны боковые главы и здание использовали в качестве завода комбикормов. В 1975 году здание было уничтожено окончательно. Ныне на его месте расположена автостоянка и проезжая часть Синопской набережной.
Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в городе Санкт-Петербурге планирует воссоздать Борисоглебскую церковь на ближайшем участке. Облик будет полностью воссоздан по фотографиям и чертежам.
3) А.П. Аплаксин – последний епархиальный архитектор
Андрей Петрович Аплаксин был одним из виднейших представителей неорусского стиля. Он был архитектором, инженером, художником, археологом, реставратором, историком архитектуры и литератором.
Окончив Институт гражданских инженеров и Павловское военное училище, он стал епархиальным архитектором.
В 1907 - 1909 годах, вдохновясь памятниками древнерусского зодчества, построил подворье Кашинского Сретенского женского монастыря с храмом Спаса Нерукотворного. Аплаксин очень тонко ощущал дух древнерусского зодчества и художественной культуры Древней Руси в целом. Он твердо отстаивал свой взгляд на самобытность русского искусства, и не только древнего, но и барокко. С большим энтузиазмом занимался Аплаксин вопросами охраны и пропаганды исторического наследия, неустанно изучая памятники русского Севера, Санкт-Петербургской губернии. Под его руководством проводились реставрации церкви св. Пантелеймона в Соляном городке и Казанского собора - к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Он же выпустил книгу, по сей день считающуюся одним из лучших изданий по Казанскому собору.
Этой же победе зодчий посвятил Казанскую церковь при подворье Пекинской православной миссии. Подворье Казанского Вышневолоцкого монастыря с Казанской церковью (1910 – 1912 гг.) на Петроградской стороне позволяет говорить об его авторе как о незаурядном зодчем, тонко чувствующем эстетику стены – гладкой поверхности с живописным беспорядком оконных проемов и мастерски играющем ломаными формами фронтонов. Двухфасадность комплекса естественным образом подтолкнула Аплаксина к асимметричной, полной движения композиции сразу с несколькими акцентами: звонницей, тройным щипцом западного фасада и главой основного объема, как бы утонувшей в монолитной глыбе. Представляется, что ледяная монолитность и отточенный геометризм лучших построек Аплаксина являются органической составляющей эстетики петербургского градостроительного пространства с его особым, отстраненно-умышленным духом. В понимании зависимости характера своих произведений от места, для которого они спроектированы, Аплаксин чрезвычайно близок приверженцам «северного модерна», синтезировавшим абстрактно-романтические, национально окрашенные мотивы с грубоватым гротеском современного по сути искусства. Очень родственна по духу этому направлению такая любопытнейшая деталь Казанской церкви, как декоративная композиция в угловой части здания, состоящая из стилизованного кувшинообразного столбика, словно поглощенного стеной, придавленного массивным объемом здания, и маленького оконного проема с изысканной кованой решеткой. Более 8 лет Андрей Петрович трудился в качестве епархиального архитектора Санкт-Петербургской епархии. Под его руководством был построен целый ряд петербургских храмов и церковных сооружений, отреставрированы Сампсониевский и Казанский соборы города. Кроме того, именно Аплаксин стал одним из организаторов и выдающихся деятелей общественного движения по выявлению, защите и реставрации памятников российской культуры.
Андрей Петрович-легендарная личность. Переживая тяжелые тридцатые годы, он стал свидетелем как уничтожались святыни, памятники православной культуры нашего города, его собственные произведения. Аплаксин А.П. все свои мысли и переживания оставил в одном историческом документе - его письме к сыну, написанному после второго ареста. В этой небольшой книге нам показана душа этого человека, сумевшего пронести через тяготы и боль своё жизненное кредо — «Делать добро».
Строения петербургского архитектора навсегда утрачены, но мы знаем и помним о нем. 12 апреля 2019 года в Петроградском районе Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров принял участие в торжественной церемонии открытия мемориальной доски в честь петербургского архитектора Андрея Петровича Аплаксина (1879 – 1931).
В мероприятии, которое было приурочено к 140-летию со дня рождения архитектора, также участвовали наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Кронштадтский Назарий, депутаты петербургского парламента, представители исполнительной власти Санкт-Петербурга, администрации Петроградского района, епархии и православной общественности, внучка Андрея Аплаксина – Ольга Дмитриева.
Обращаясь к собравшимся, Вячеслав Макаров отметил огромный вклад Андрея Аплаксина в развитие отечественной архитектуры, укрепление культурных и духовных традиций Санкт-Петербурга
«Это знаковое событие не только для Петроградской стороны и всего нашего города, но и для всей России. Сегодня мы не только отдаем дань памяти выдающемуся петербуржцу, человеку, который всю свою жизнь посвятил сохранению и развитию отечественной культуры, – мы восстанавливаем историческую справедливость и преемственность поколений. Это акт передачи духовных традиций, на которых держится величие нашего города Святого апостола Петра. Благодарю всех, кто причастен к этому благородному делу», – подчеркнул Вячеслав Макаров.
Председатель Законодательного Собрания обратил внимание собравшихся на стремление российского общества к возрождению духовности и ориентацию на моральные ценности.
«Было время, когда не строились храмы – страшное, богоборческое время. Но сегодня мы возвращаемся к православным истокам.
Заключение
Занимаясь этим исследованием, я испытала настоящую радость погружения. Этот строгий, неласковый город - мой родной город – хранит столько тайн и откровений . Это не то величие , что сразу бросается в глаза , поражает воображение, заставляет испытывать трепет и восторг! Нет!
Я искала информацию об архитекторах, имена которых ничего не скажут подавляющему большинству петербуржцев. А ведь они не просто жили и работали в Петербурге. Они отдали всю страстность своей натуры, подарили городу свое сердце, посвятили свою жизнь. Безусловно, эти мастера тоже создавали облик Петербурга, его лицо. Я уверена, что работы этих архитекторов послужили ориентиром для молодых, начинающих талантов. Просто их архитектурным творениям повезло намного меньше – страна входила в длительный, тяжелый период богоборчества.
В названии моей работы фигурирует слово «утраченного». Почему утраченного? Не «разрушенного», «потерянного», «уничтоженного», а именно «утраченного». Потому что в нем не только смысл, в нем – чувства, печаль, сожаление, горечь беспомощности — не изменить, не вернуть.
Мне кажется, такие исследовательские работы нужны, чтобы незаслуженно забытые имена сияли в серебристом шлейфе Госпожи Истории , неслышно ступающей по простуженным улочкам нашего города. Не знаю, оставили ли эти архитекторы наследство, но они точно оставили НАСЛЕДИЕ-Великому городу Великой страны.
Библиографический указатель
1) Соболева И.А. Утраченный Петербург, изд. «Питер»,СПб.,2012
2) Кравченко Т.Ю. Русские художники, скульпторы, архитекторы, «Астрель»,М.,2007
3) Санкт-Петербург: Энциклопедия - СПб. : ООО «Бизнес-пресса»., М.: «Российские политические энциклопедии»
4) Адамчик М.В. Русское искусство и архитектура, Минск, «Харвест»,2009
5)https://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/07/21/neuzhivchivyj_pravdolyubec_i_neutomimyj_stroitel/
6)http://aplaksin.ru/index.php
Приложение
Кузьмин Р. И. Греческая церковь
Шурупов М.А. Борисоглебская церковь
Аплаксин А.П. Казанская церковь при Подворье
Пекинской Православной миссии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."
Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Статья по теме :История и культура Санкт-Петербурга
Статья по истории и культуре Санкт-Петербурга «Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования»...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"
Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"...
Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"
Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"...