Доклад "ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья на тему
Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolesnikova_ni_povodimovo.doc.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесникова Н. И.
Республика Мордовия
Дубёнский район
с. Поводимово
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основой этнокультурного образования является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Цель этнокультурного образования - создание условий для формирования высокообразованного, гуманного человека, воспитание в личности важных качеств: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; обучению взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции. В школьном преподавании истории возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. С этой целью на уроках я практикую работу с рефератами. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным и носить проблемно-поисковый характер. Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятами, основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания и гордости за своих земляков.
Также в своей деятельности я использую экскурсионную работу. В нашей школе действует историко-краеведческий музей. Он создавался как комплексный. В его экспозициях отражены исторические, археологические, этнографические особенности Дубенского края и в частности села Поводимово. Музей состоит из двух залов. Первый зал - музей материальной культуры. Здесь собрана большая экспозиция старинных вещей: вышитые женские рубахи, платки, самотканые рушники, эрзянские кофты и платья, лапти. Собрана большая коллекция старинной утвари: посуда для хранения и приготовления еды, деревянные вилы, серпа, решето для просеивания зерна и многое другое. Второй зал посвящен истории села Поводимово начиная с 17 века до наших дней.
Основной задачей нашего музея является не только сохранение ценных документальных материалов, реликвий прошлого, подлинных памятников старины, но и быть местом, где дети приобщаются к культуре своего села. С чувством глубокого уважения дети понимают, что наш народ - хранитель высокой крестьянской морали и нравственности. Немаловажную роль играют ученические творческие работы-исследования об истории улиц, памятных мест и т.д. Вся работа исследовательского характера проводится во внеурочное время. Активизируется исследовательская деятельность учащихся, направленная на восстановление истории небольших поселков, деревень. Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами “близких” людей – земляков и членов семьи. Это способствует осознанию учащимися того, что корни каждого человека уходят в историческое прошлое, в традиции семьи, народа, страны. В сборе материала по местной истории, его классификации, обработке, систематизации и экспонировании в школьном музее мне оказывают помощь учащиеся и педагоги школы. Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимо, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков. Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования.
Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так, например, во время недели истории мы составляем кроссворды, в которых находят место события истории России и Мордовии, проводим викторины о родном крае, готовим мероприятия, раскрывающие обычаи и обряды наших предков.
Сложнее обращение к “местному” материалу непосредственно на уроке. Необходимо определить в рамках каких тем можно (или необходимо) обратиться к подобного рода материалу и с какой целью; определить методы и формы работы; так как программа перенасыщена. Так, например, в 9 классе при изучении темы “Коллективизация сельского хозяйства” используем материал «Процесс коллективизации в селе Поводимово», при изучении темы “Великая Отечественная война» мы используем материалы музея о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны и т.д. Показателем результативности моей работы является достаточно высокий уровень исследовательских работ моих учеников. В период с 2008 по 2011г. нами завоёвано 11 призовых мест районного и республиканского уровня. В целом моя педагогическая деятельность направлена на сохранение исторического и культурного наследия нашего народа.
Сегодня, когда мы говорим о возрождении России как самобытного государства, необходимо, чтобы растущее поколение понимало, что без овладения богатейшим наследием народной культуры невозможно духовное развитие России в целом и каждой личности в отдельности. Народная культура либо живет в народе, либо становится внешним атрибутом, а это - симптом исчезновения не только культуры, но и народа: он превращает население в нечто безродное, бездуховное, среднестатистическое. Оттого сверхзадачей сегодня становится органичное введение народных традиций в образовательный процесс, чтобы родная для многих поколений культура стала неотъемлемой составляющей личностного воспитания детей с целью живого единения с историей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии как важный элемент деятельности концертмейстера в классе хореографии в учреждении дополнительного образования
Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в работе концертмейстера...
Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"
Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....
Формирование поликультурной компетенции у будущих учителей в контексте поликультурного образования
Сегодня стратегической задачей внутренней политики и идеологии современного российского государства является построение эффективного общества, основанного на духовно нравственном потенциале и поликуль...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Статья на тему: «Пантомима – это важный элемент в дополнительном образовании у глухих и слабослышащих детей».
laquo;Пантомима – это важный элемент дополнительного образования у глухих и слабослышащих детей». План статьи (тезисы):Понятие. Что такое пантомима?История возникновения этого вида к...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...