Формирование поликультурной компетенции у будущих учителей в контексте поликультурного образования
статья

Беззубова Наталья Викторовна

Сегодня стратегической задачей внутренней политики и идеологии современного российского государства является построение эффективного общества, основанного на духовно нравственном потенциале и поликультурном опыте нации. Главным условием реализации этих концептуальных положений является поликультурное образование как абсолютная доминанта современности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной компетенции у будущих учителей в контексте поликультурного образования

Сегодня стратегической задачей внутренней политики и идеологии современного российского государства является построение эффективного общества, основанного на духовно нравственном потенциале и поликультурном опыте нации. Главным условием реализации этих концептуальных положений является поликультурное образование как абсолютная доминанта современности.

Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего толерантным отношением к представителям иных культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований и рас» [3]. Для успешной работы в поликультурной среде педагог должен обладать   определенным   уровнем   профессиональной   педагогической компетентности.

Профессиональная компетентность — это совокупность личностных качеств, определяющих способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей [4]

Педагогическая компетентность — это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Ряд авторов выделяют группы задач, отражающие компетентность современного педагога, в частности: видение обучающегося в образовательном процессе; направленность на достижение определенных целей в процессе обучения; взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; осуществление самообразования.

Под поликультурной компетенцией обучающихся специальностей педагогического профиля понимается интегрированное личностно-профессиональное качество, выраженное в знаниях, умениях, правилах поведения и творческом подходе к культуре и традициям разных народов [1].

В структуре поликультурной компетенции личности многие исследователи единогласно выделяют следующие компоненты:

–  мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, цели,

ценностные установки обучающегося, желание самореализации в будущей профессиональной деятельности, потребность обучающегося в формировании своей поликультурной компетенции; стремление к постоянному личностному самосовершенствованию, а также развитие толерантности по отношению к представителям других культурных групп;

– когнитивный компонент характеризует совокупность знаний о культуре, сущности и способах самовоспитания поликультурной компетенции, освоение образцов и ценностей мировой культуры, в том числе различных национальных культур, социального и культурно-исторического опыта различных стран и народов;

– деятельностный компонент предполагает наличие умений вступать в межкультурную коммуникацию с носителями иноязычной культуры, способность решения профессиональных задач при взаимодействии с представителями различных культурных групп, передать инструментарий самопознания и саморазвития другому, рефлексировать собственную деятельность и поведение.

– эмоциональный компонент определяет положительное оценивание педагогических явлений с опорой на социально и личностно-значимые ценности, способность воспринимать внутренний мир другого и отождествлять себя с ним [2].

Вышеперечисленные компоненты являются той базой, на которой происходит дальнейшее развитие у обучающихся поликультурной компетенции. Когнитивный компонент является основным в структуре поликультурной компетенции обучающихся, так как на его основе формируются и развиваются последующие компоненты в структуре компетенции.

Эффективность формирования поликультурной компетентности будущих специалистов педагогического профиля обеспечивается системой психолого-педагогических условий, среди которых:

–основные положения теории поликультурного образования: открытость, диалог культур, культурный плюрализм, деятельностное освоение культуры;

– основные положения компетентностного подхода: организация контекстной деятельности обучающихся, стимулирование активности обучающихся применяя инновационные средства и методы, использование оценочных средств, адекватных структуре, содержанию и критериям поликультурной компетентности, направленность содержания образования на формирование всех содержательных и структурных компонентов поликультурной компетентности, учет личных интересов и склонностей обучающихся при выборе содержания образования;

– выбор средств, методов, форм образования, соответствующих методологическим характеристикам компетентностного подхода: активно-деятельностная направленность образования, ситуативно-проблемная организация образовательного процесса, конструирование содержания образования в соответствии с идеями задачного и функционального подходов к образованию;

– ролевая деятельность личности при организации формирования поликультурной компетентности обучающихся;

– интегративный подход к организации образовательного процесса.

Формирование поликультурной компетенции обучающихся требует ориентации их сознания на общечеловеческие ценности, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. Работа по формированию поликультурной компетенции обучающихся ориентирована на осмысление наивысших ценностей: свободы, счастья, совести, справедливости, познания, добра, истины, красоты, человека и др.

Таким образом, формирование поликультурной компетенции у обучающихся педагогических специальностей является важным условием достижения цели поликультурного образования, в процессе реализации этой важной педагогической задачи обучающиеся выступают в качестве активных носителей субъективного опыта, самостоятельно и успешно участвуют в профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

Список использованных источников

1. Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку): автореф. Дис…канд. Пед.наук. Чебоксары,2008.

2.Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Великий Новгород, 2005

3. Супрунова Л.Л.  Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. Москва, Издательский цент «Академия» 2013. -No4. -С.3

2. Жукова Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т. В. Жукова. — М.: МГУ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование поликультурной компетенции как интегративного качества развития личности

Для того, чтобы подрастающее поколение "имело иммунитет" к негативным проявлениям межэтнических отношений, необходимо формировать поликультурные компетенции....

Формирование социальной компетенции у будущих педагогов, обучающихся в колледже

Статья посвящена вопросам  формирования социальной компетенции у студентов педагогического колледжа. В статье затронуты стратегии поведения студентов, влияющие на развитие социальной компет...

Формирование социальной компетенции у будущих педагогов,

Презентация к статье "Формирование социальной компетенции у будущих педагогов"...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье предложены примеры использования этнокомпонента при обучении математике на уроках и во внеурочное время...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...