Деятельность учителя и ученика. Первичное закрепление
презентация к уроку по теме
Деятельность учителя и ученика на этапе первичного закрепления.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.
Необходимым условием этого является закрепление знаний, умений и навыков.
Закрепление является важным элементом процесса усвоения. Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднение в его объяснении. Для прочного запоминания необходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого. Осуществляется закрепление путем заучивания некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказательства, и путем воспроизведения некоторых особенно важных элементов изучаемого материала, обобщений и выводов, выполнения письменных и лабораторных упражнений, специально направленных на упрочение полученных знаний.
Во время закрепления очень важно не зазубривать все изучаемое, а обогащать его новыми подтверждениями и аргументами. Важно осуществлять закрепление на новой основе, на новых упражнениях, на новых примерах по сравнению с теми, которые использовались при объяснении учебного материала учителем или применялись в тексте учебника. Очень ценно в этом смысле задание ученикам - привести собственные примеры изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей и т.д. В таком случае закрепление не просто обеспечивает прочное запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки.
(слайд 1) 1. Первичное закрепление - это воспроизведение учащимися только что воспринятого материала для предупреждения утраты образовавшихся представлений и понятий. Обычно закрепление происходит в классе на том же уроке, на котором был воспринят новый материал, а затем уже в процессе домашней работы учащихся. Учителю, прежде чем перейти к закреплению, необходимо проверить степень понимания материала учащимися, чтобы избежать закрепления, быть может, неправильно понятого.
2. Первичное закрепление происходит сразу же вслед за образованием новых связей являющихся еще крайне не стойкими и нуждающимися в подкреплении, его наилучшей формой является простое воспроизведение только что воспринятого без сложной переработки и какого-либо переиначивания. Что же конкретно делают ученик и учитель на данном этапе? Давайте рассмотрим.
(Слайд 3). Основная задача первичного закрепления –это качественное усвоение учениками знаний и способов решения задач, формирование первичных навыков. Эта поисковая работа в сознании ученика осуществляется через 2 комментирование каждой искомой ситуации. Эффект усиливается от сочетания 3 устной и письменной речи – озвучивание собственных действий учеником.
На данном этапе верными помощниками учителя становятся особые методы, с помощью которых педагог может достичь желаемых результатов.
(Слайд 4). Активные методы обучения (АМО) — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
(Слайд 5). Эти методы обучения подразделяются по следующим типам: неимитационные (перечисляй), имитационные. Имитационные, в свою очередь, разделяются на игровые и неигровые. Эффективность данных методов, безусловно, зависит от психологической и возрастной особенности учащихся. И в данном случае учитель уже сам выбирает из множества методов какой-то один, самый подходящий, и, как следствие, плодотворный.
Далее мы с вами перейдем к перечислению самых известных и распространенных активных методов обучения. В интернете в свободном доступе есть полные описания подобных методов и их исполнения, вариаций и дополнений. Рассмотрим наиболее эффективные.
(Слайд 6). Первый прием – это мозговой штурм. Создаются определенные группы, среди них выделяется один или два эксперта, которые будут записывать и анализировать идеи. Выносится проблемный вопрос, и в течение определенного времени участники должны выдать как можно больше различных идей для решения задачи. Записываются все идеи – безумные, слишком дорогостоящие, фантастические, экзотические. Эти идеи позже можно скомбинировать и получить еще более качественный вариант решения задачи. Мозговой штурм подразумевает несколько важных правил. Первое – это никакой критики. Она исключается так же, как и оценочный компонент. То есть, нельзя критиковать и оценивать идею или личность какого-либо участника сессии. Во время мозгового штурма нельзя искать детали и принимать решения. Это все после, когда экспертами будут вынесены самые лучшие идеи.
Следующий прием – деловая игра. Участники тоже делятся на группы, но уже сами, без правил организатора, выбирают лидера или наставника. Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде. Сразу заметно, кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Тоже ставится проблемный вопрос, группам предлагается ее решить. Продуктом их усилий может стать какой-то маленький проект, обоснованный и доказанный с практической стороны ее применимости. В конце эксперты, тоже заранее отобранные, внимательно следящие за всем течением игры и ведущие записи, готовят отчет.
Третий прием – интеллект-карты. Эта работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому из нас в школе, техникуме или в высшем учебном заведении приходилось вести конспекты. Это требовало массу времени и усилий. Оно и понятно, монотонное написание строчек текста попросту отнимает наше внимание, в результате чего мы устаётм, и хочется отвлечься. Это было нудно и очень неинтересно. И хорошо если ещё спасал предмет, который сам по себе был интересен, тогда мы как то старались писать не задумываясь о малой эффективности такого способа. Ну а если предмет был сложен? Линейный способ написания информации уже давно начинает показывать свою низкую эффективность по сравнению с другими методами. Проще говоря, интеллект-карты – это красочные рисунки и схемы, изображения, где ключевые слова связаны между собой. Подобные записи очень легко вспомнить, чем линейные заметки, потому что человек, во-первых, составляет их собственноручно, во-вторых, образы и ассоциации легче запомнить, уж таково свойство нашего ума.
Следующий прием – прием Фишбоун. Этот прием ориентирован на образную систематизацию и закрепление. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Русский язык:
· голова - Орфограммы-гласные буквы
· верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
· нижние косточки - морфема, правило
· хвост- знать условия выбора буквы.
Создай паспорт. Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
· на литературном чтении – героев литературных произведений;
· на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
· на математике – геометрических фигур, математических величин;
· на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.
Все методы, представленные выше, имеют свои вариации. Например, тот же мозговой штурм. Он может проводится интерактивно, в группах, при непосредственном общении, а может проводится несколько анонимно. Для примера приведу один издательский дом. Когда возникает какая-то проблема, требующая решения, в специальном уголке или стене вывешивается пробковая доска. Около нее оставляют маркеры, ручки, листочки, кнопки. Каждый участник мозгового штурма подходит к доске и, написав идею, прикрепляет кнопкой. На это, само собой, уделяется больше времени. Целый день, к примеру. Вечером эксперты забирают пробковую доску и анализируют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_uchitelya_i_uchenika.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель этапа : развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом. Задачи этапа : применение нового знания в типовых заданиях.
Первичное закрепление Основная задача – качественное усвоение учениками знаний и способов выполнения действий, формирования первичных навыков. Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации. Главный метод - озвучивание действий.
Активные методы обучения (АМО) Система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
Классификация методов активного обучения Неимитационные Имитационные Игровые Неигровые Проблемное обучение Лабораторная работа Практическое занятие Эвристическая лекция Тематическая дискуссия Программированное обучение Научно-практическая конференция Деловая игра Разыгрывание ролей Игровое проектирование Анализ конкретных ситуаций Имитационное упражнение Действия по инструкции Разбор документации
Мозговой штурм «Жужжащие» группы Метод кейсов «Лабиринт» Ролевая игра Моделирование Деловые игры Сюжетно-ролевые игры «Визитные карточки» «Автобусная остановка» «Ярмарка» «Экспертиза» «Карта группового сознания» Метод интеллект-карт «Зигзаг»
« Ульи» « Cветофор » «Приоритеты» «На линии огня» « Инфо-карусель » «Маша-растеряша» Стратегия «ИДЕАЛ» Стратегия « Фишбоун » Хорошо - плохо Силовой анализ Генераторы-критики Диаграмма Венна Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи
Укажите действие ученика, не соответствующее этапу (урок английского языка) Учащиеся делятся на пары. Каждая пара выбирает небольшой текст о достопримечательностях Нью-Йорка и ищет ответы на 2-3 вопроса по прочитанному тексту (5-6 минут). Каждая пара отвечает на вопросы о своем тексте для всех учащихся (индивидуальные карточки с вопросами к текстам приготовлены учителем заранее). Ученики читают текст о достопримечательностях Нью-Йорка и составляют в парах опорную модель для рассказа о достопримечательностях этого города. Ученики заполняют пропуски в тексте, вставляя слова относящиеся к теме урока и затем корректируют себя при прослушивании данного текста.
Мозговой штурм
Деловая игра
Метод интеллект-карт
Создай паспорт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.
Известно, что знания нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до п...
Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.
В данной статье я рассказала о формах работы с обучающимися для успешного результата в практической деятельности....
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...
Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.
Выступление на педагогическом совете школы....
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов», номинация: Общее образование...
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности
ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....