Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.
статья по географии по теме
В данной статье я рассказала о формах работы с обучающимися для успешного результата в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.
Е.В.Анисина
Народное образование является фундаментальной основой развития общества. Оно создаёт интеллектуальные и духовные ресурсы, обеспечивает будущее государства. Основной задачей модернизации отечественного образования объявлено обеспечение современного качества образования и его соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства. Эти принципы образовательной политики России закреплены в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года» и законе РФ «Об образовании». «Национальная доктрина» признаёт образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ученика, воспитания в нём трудолюбия и высоких нравственных принципов. В этих условиях, как никогда важен оптимальный выбор форм и методов деятельности участников образовательного процесса при организации и проведении уроков внеурочных занятий и внеклассных мероприятий.
Деятельность педагогов и обучающихся на уроках, ориентирована прежде всего на достижение знаний и развитие умений и навыков, в рамках реализации ФГОС. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеклассная деятельность направлена, прежде всего, на развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса к предмету и т.д. Взаимное дополнение результатов вышеназванных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает формирование гармоничной личности обучающегося, обладающей необходимым объемом предметных знаний и комплексом развитых компетенций.
Сохраняя фундаментальные основы советской школы, российская школа ХХI века несколько иначе определяет роль учителя как субъекта образовательной деятельности. Современный учитель для ученика не просто источник получаемой информации, а больше наставник, куратор процесса самостоятельного получения знаний. Исходя из этого осуществляется оптимальный подбор форм и методов деятельности учителя, а также постановка реализуемых задач обучающимся.
Таким образом, основной акцент при подготовке урока я делаю на те предполагаемые формы организации деятельности обучающихся, которые обеспечивают развитие их образовательных способностей. А именно: частично-поисковый и проблемный методы, проектную деятельность, индивидуальную и групповую работу с различными источниками получения информации, практические работы, в том числе и на местности и др. Очень важно – «научить учиться».
Организация внеурочной деятельности моих обучающихся направлена на дополнение, расширение и углубление полученных на уроках базовых знаний и умений, приобщение к исследовательской работе. Обучающиеся 6 классов ведут дневник наблюдений за погодой, составляют фотоотчеты о своих поездках в различные места нашей планеты.
Мой личный педагогический опыт показывает, что успешное усвоение теоретического материала обучающимися невозможно при отсутствии у них познавательного интереса к предмету. Дети учатся лишь тогда, когда им это интересно. Заинтересовать ребят, создать каждому из них ситуацию успешности, возможности проявить свои способности – вот задача профессионально грамотного педагога. Наиболее широкий спектр таких возможностей учителю предоставляет система внеклассной работы по географии. Формы и методы ее разнообразны и многоплановы. Это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения, экспедиции), игровая деятельность (олимпиады, деловые игры, КВНы), ведение кружка.
Работая учителем географии и биологии в Лицее № 1 г.Волжского я также веду кружок «Зеленый мир», на котором обучающиеся образовательного учреждения познают все многообразие окружающего мира и имеют возможность на практике применить полученные ими знания в ходе учебной и внеурочной деятельности. По моим наблюдениям и оценкам коллег у обучающихся, посещающих кружок, отмечен более высокий уровень мотивации к образовательному процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация урочной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся возможна лишь в условиях сотрудничества ученика и учителя при приоритетном выполнении педагогом организационно-консультативных функций. Роль современного педагога требует его многофункциональности, компетентности и высокого уровня развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...
«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»
Выступление на заседании методического объединения воспитателей...
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся.
В докладе раскрывается понятие субъективного опыта учащихся, предлагаются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности для его формирования....
Статья: "Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика." Ноябрь 2014 год.
Новизна современного урока – деятельностный характер ФГОС ООО, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, применение современных педагогических технологий предполагает гарант...
Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения
На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата при минимальных за...
Формы и методы организации внеклассной деятельности обучающихся. Презентация.
Применение разных форм внеурочной деятельности учеников....
Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы
В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии - метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...