Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.
статья по географии по теме

В данной статье я рассказала о формах работы с обучающимися для успешного результата в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.

Е.В.Анисина

Народное образование является фундаментальной основой развития общества. Оно создаёт интеллектуальные и духовные ресурсы, обеспечивает будущее государства. Основной задачей модернизации отечественного образования объявлено обеспечение современного качества образования и его соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства. Эти принципы образовательной политики России закреплены в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года» и законе РФ «Об образовании». «Национальная доктрина» признаёт  образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ученика, воспитания в нём трудолюбия и высоких нравственных принципов. В этих условиях, как никогда важен оптимальный выбор форм и методов деятельности участников образовательного процесса при организации и проведении уроков внеурочных занятий и внеклассных мероприятий.

Деятельность педагогов и обучающихся на уроках, ориентирована прежде всего на достижение знаний и развитие умений и навыков, в рамках реализации ФГОС. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеклассная деятельность направлена, прежде всего, на развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса к предмету и т.д. Взаимное дополнение результатов вышеназванных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает формирование гармоничной личности обучающегося, обладающей необходимым объемом предметных знаний  и  комплексом развитых компетенций.

Сохраняя фундаментальные основы советской школы, российская школа ХХI  века несколько иначе определяет роль учителя как субъекта образовательной деятельности. Современный учитель для ученика не просто источник получаемой информации, а больше наставник, куратор процесса самостоятельного получения знаний. Исходя из этого осуществляется оптимальный подбор форм и методов деятельности учителя, а также постановка реализуемых задач обучающимся.

Таким образом, основной акцент при подготовке урока  я делаю на те предполагаемые формы организации деятельности обучающихся, которые обеспечивают развитие их образовательных способностей. А именно: частично-поисковый и проблемный методы, проектную деятельность, индивидуальную и групповую работу с различными источниками получения информации, практические работы, в том числе и на местности и др. Очень важно – «научить учиться».

Организация внеурочной деятельности моих обучающихся направлена  на дополнение, расширение и  углубление полученных на уроках базовых знаний и умений, приобщение к исследовательской работе. Обучающиеся 6 классов ведут дневник наблюдений за погодой, составляют фотоотчеты о своих поездках в различные места нашей планеты.

Мой личный педагогический  опыт показывает, что  успешное усвоение теоретического материала обучающимися невозможно при отсутствии у них познавательного интереса к предмету. Дети учатся лишь тогда, когда им это интересно.  Заинтересовать ребят, создать каждому из них ситуацию успешности, возможности проявить свои способности – вот задача профессионально грамотного педагога. Наиболее широкий спектр таких возможностей учителю предоставляет система внеклассной работы по географии. Формы и методы ее разнообразны и многоплановы. Это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения, экспедиции), игровая деятельность (олимпиады, деловые игры, КВНы), ведение  кружка.

Работая учителем географии и биологии в Лицее № 1 г.Волжского я также веду кружок «Зеленый мир»,  на котором обучающиеся образовательного учреждения познают все многообразие окружающего мира и имеют возможность на практике применить полученные ими знания в ходе учебной и внеурочной деятельности. По моим наблюдениям и оценкам коллег у  обучающихся, посещающих кружок, отмечен более высокий уровень мотивации к образовательному процессу.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация урочной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся возможна лишь в условиях сотрудничества ученика и учителя при приоритетном выполнении педагогом организационно-консультативных функций. Роль современного педагога требует его многофункциональности, компетентности и высокого уровня развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»

Выступление на заседании методического объединения воспитателей...

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся.

В докладе раскрывается понятие  субъективного опыта учащихся, предлагаются  разнообразные  формы и методы  организации учебной деятельности для  его формирования....

Статья: "Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика." Ноябрь 2014 год.

Новизна современного урока – деятельностный характер ФГОС ООО, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, применение современных педагогических технологий предполагает  гарант...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Формы и методы организации внеклассной деятельности обучающихся. Презентация.

Применение разных форм внеурочной деятельности учеников....

Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы

В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии -  метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...