Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.
статья по теме
Известно, что знания нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до преподавателя и «сдать» их ему вместе с очередным уроком, зачётом, экзаменом. Поэтому уровень обученности, эффективность усвоения материала учащимся в равной мере зависит от качества преподавания и качества учения как «встречной» работы обучаемого. Это и есть, по существу, эффективность процесса взаимодействия учителя и ученика, и такое взаимодействие необходимо специально выстраивать.
Отношение «учитель и ученик» в музыкальной педагогике тема особая. Это процесс погружения в музыкальное искусство как совместная деятельность учителя и ученика по приближению к истине и выражению её музыкально – художественными средствами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_muzyke_kak_sovmestnaya_deyatelnost_uchitelya_i_uchenik1.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
Одним из надежных направлений оптимизации и совершенствования качества учебно-воспитательного процесса было и остается развитие, углубление взаимоотношений, общения преподавателя и ученика на основе взаимопонимания, партнерства, сотрудничества, поскольку любое обучение (а тем более, воспитание) психологически немыслимо без взаимодействия. Обучение – деятельность совместная и другой быть не может. Если свести образовательный процесс только к передаче знаний, умений и навыков, его результат становится ненадежным, а главное – просто негуманным, т.е. по существу неуважительным по отношению к обоим субъектам учебно-воспитательного процесса.
Известно, что знания нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может и не взять, а только, например, запомнить, донести до преподавателя и «сдать» их ему вместе с очередным уроком, зачётом, экзаменом. Поэтому уровень обученности, эффективность усвоения материала учащимся в равной мере зависит от качества преподавания и качества учения как «встречной» работы обучаемого. Это и есть, по существу, эффективность процесса взаимодействия учителя и ученика, и такое взаимодействие необходимо специально выстраивать.
Отношение «учитель и ученик» в музыкальной педагогике тема особая. Это процесс погружения в музыкальное искусство как совместная деятельность учителя и ученика по приближению к истине и выражению её музыкально – художественными средствами.
По мнению В. Г. Ражникова, «Личность ученика развивает только личность педагога. Другие позиции педагога - наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, режиссер-постановщик репертуара и т. д. – оказывают оперативную, и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта – ученика с музыкантом - учителем»(2). Известный театральный режиссер и педагог Мария Осиповна Кнебель в книге «Поэзия педагогики» так сказала об этом процессе: «Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы помочь этой личности вылупится из скорлупы»(3).
Важным аспектом межличностного взаимодействия и решения задач постижения закономерностей музыкального искусства является их художественно – эстетическая направленность. Слово учителя о музыке является как бы продолжением самой музыки и поэтому окрашивается в те тона и краски, которые присущи её эмоционально – образному строю. Задача «заражения» учащихся эстетическими эмоциями решается на основе их контакта с живой музыкой, с её глубинной интонацией. Музыкально – творческое взаимодействие здесь направлено главным образом на углубление духовно – личностных связей обучающихся с музыкой, на выявление не только художественно – эстетической (объективной), но и личностной (субъективной) её значимости.
Существенное значение для учителя приобретает отношение ученика к сочинению, которое предлагается изучать. Здесь следует отметить, что слово учителя, сопровождающее процесс общения с музыкой, не должно сковывать творческую инициативу ребенка, его желание самому разгадать интонационно - художественную фабулу музыкального произведения.
Управляя процессом художественного общения ученика с музыкой, педагог – музыкант не только стимулирует развитие эмоций и чувств, переводит их в эстетический план, но и стимулирует художественно – мыслительные действия учащихся, придает им логическую завершенность.
Действенность художественно – интеллектуальной сферы личности в условиях партнерских отношений в общении характеризуется обычно совместной (учителя с учеником) разработкой исполнительского плана и интерпретации осваиваемого сочинения, совместным выбором выразительных средств и исполнительских приемов. Во всех этих действиях неизменно присутствует одновременное эмоциональное восприятие музыкального произведения с такими категориями музыкального мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. Особенностью протекания каждой из них является диалектическое единство «логического» и «художественного».
Так, по глубокому убеждению выдающегося педагога Г.Г. Нейгауза, «достигнуть успехов в работе над "художественным образом" можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет!...»(1) .
Единство «логического» и «художественного» является основополагающим принципом моей педагогической модели, цель которой - обеспечить условия для музыкально – эстетического воспитания и интеллектуального развития учащихся, творческой самореализации посредством инструментально – исполнительской деятельности.
Практика обучения музыкальному исполнительству знает два основных метода работы с учеником:
наглядно – иллюстративный метод, основывающийся на непосредственном показе на инструменте приемов игры;
словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно – иллюстративным и связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства.
Однако, по моему глубокому убеждению, подлинно творческого партнерского взаимодействия можно достичь, используя художественно – эвристический метод, связанный с поиском индивидуального игрового приема в зависимости от возможностей ученика, с поиском индивидуального стиля исполнения.
Это может иметь место в том случае, если преподаватель – музыкант поднимается в своей работе с учеником на уровень серьезного аналитического осмысления изучаемого материала, пролагает пути к интерпретации музыкального произведения через понимание, углубленное осознание основных стилистических и формообразующих особенностей этого произведения.
Понять музыку, аналитически осмыслить её форму, композиционно - технологическую структуру, на наш взгляд, отнюдь не значит прибегнуть к холодному расчету. Речь о том, чтобы возможно глубже вникнуть в экспрессивную сущность логики взаимосвязей во всем комплексе выразительных средств, использованных композитором; именно так расшифровывается специфика понимания (осмысления) музыкального произведения вообще и в исполнительском классе в особенности.
Кредо больших музыкантов – исполнителей и педагогов при этом таково: материя музыки – внешняя звуковая оболочка – неотрывна от её художественного смысла, поэтического «содержимого»; выразительные приёмы и средства в подлинно высоком произведении искусства сами по себе художественно содержательны. Поэтому нельзя постигнуть образно – поэтический строй произведения, его внутренний и духовный подтекст, убедительно интерпретировать это произведений, не уяснив предварительно, как оно задумано автором, из каких конкретных элементов выстроено.
Лишь тогда, когда будет ясной форма, будет ясным и содержание – именно этим дидактическим принципом, сформулированным в свое время ещё Р. Шуманом, и обуславливается наше пристальное внимание к формоструктуре (в целом и в частностях) изучаемых в классе произведений.
При таком ракурсе в поле зрения неизбежно оказывается широкий и разнообразный по составу спектр профессиональных вопросов, открываются многообещающие перспективы в отношении общей интеллектуализации урока, подлинно творческое взаимодействие на пути формирования у юных музыкантов углубленных, теоретически ёмких систем представлений и понятий. Появляются возможности использования художественно – эвристического метода как средства развития музыкального мышления обучающихся.
В заключение приведем несколько соображений в связи с темой сообщения.
Предоставляя ученику ту или иную информацию, необходимо дифференцировать её по степени важности, отделяя более существенное от менее существенного. Стремление пропустить сквозь призму аналитического рассмотрения всё, что несет в себе изучаемое произведение, чревато тем, что основное, главное, подчас оказывается на заднем плане. Чем менее продвинут в своем развитии учащийся, тем больший объем музыкально – теоретических и музыкально – исторических сведений должен быть им усвоен в процессе обучения, тем более чётко, логично, систематически и корректно в эмоционально – психологическом отношении необходимо спланировать сам процесс передачи знаний.
Словесные воздействия на ученика в ходе таких занятий должны по возможности ориентироваться в сторону широких обобщений – таков другой вывод, вытекающий из анализа деятельности выдающихся мастеров музыкальной педагогики.
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 2003.- с.27.
2. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., - с. 69.
3. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1976. - с. 52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов», номинация: Общее образование...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
В знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом, мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...
«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Материал представлен в форме исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель исследования — создать систему успешной ...
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности
ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....