Проектный метод - как один из способов реализации технологии деятельностного подхода.
статья на тему

В своём докладе автор показывает формирование универсальных учебных действий на каждом этапе выполнения проекта, приводит примеры из собственного опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Максимова Ирина Ивановна

Проектный метод - как один из способов реализации технологии

деятельностного подхода.

г. Железногорск – Илимский

март 2015г.

И.И.Максимова

Проектный метод - как один из способов реализации технологии деятельностного подхода.

(МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»)

              Как подготовить учеников к успешной самостоятельной жизни в нашем современном, быстроменяющемся обществе? Этот вопрос волнует меня, как и каждого педагога. В связи с социально-экономическими изменениями в мире, в современном обществе возникла потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Умение успешно адаптироваться является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Проектный метод является один из способов реализации технологии деятельностного типа, развивающий систему универсальных учебных действий. Включение в программы творческих проектов как обязательного компонента технологической подготовки вызвано объективными потребностями общества. Через проектную деятельность формируются такие качества личности как предприимчивость, конкурентоспособность, которые необходимы каждому выпускнику для обеспечения жизненного успеха.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение;
  • развивают системное мышление.

Уже более 10 лет на своих уроках я применяю проектный метод обучения, который предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя осваивают новые знания, формируют универсальные учебные действия.

Выполняя проекты на уроках технологии, учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчёты, подбирают необходимые материалы и инструменты, определяют технологические этапы того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Именно на уроках технологии при выполнении групповых проектов происходит социализация учащихся, формируются навыки сотрудничества, умение проявлять гибкость, видеть и учитывать точку зрения другого. Формируются социальные мотивы – возможность создавать нужные и полезные вещи для себя и других своими руками, экономить бюджет семьи.

На протяжении учебного года учащиеся выполняют несколько проектов различных видов и типов: это групповые и индивидуальные проекты, практико-ориентированные, творческие и исследовательские, краткосрочные и долгосрочные.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Причем не каждая проблема заставляет учащихся действовать, процесс пойдет, когда исходная проблема приобретёт личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, её неявно сформулированная цель. Обычно темы проектов по «Кулинарии». «Рукоделию» представляют реальный интерес у учащихся и выбор темы проекта не представляет трудностей. А вот в таких разделах как «Семейная экономика», «Профессиональное самоопределение» учащимся трудно определиться с темой проекта. В этих случаях, чтобы помочь ученику предлагаю обсудить «проблему экономного ведения хозяйства» или «проблему выбора профессии» дома с родителями, даю детям возможность обсудить её и домыслить на уроке, применяя педтехнологические приёмы «Корзина идей», «Мозговой штурм». «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии проекта, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме проекта. На доске рисунок «корзины идей», в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. На этом этапе развивается умение анализировать, учащиеся приобретают знания о видах и свойствах изучаемых материалов, формируются логические приёмы мышления (сравнение, анализ, синтез, классификация), формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Следующий этап – целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлёкшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. Так случается при выполнении проектов по разделу «Технология обработки ткани», «Рукоделие». Девочки порой нафантазируют себе такие модели, которые им не под силу выполнить, поэтому объясняю, что их знаний и опыта пока недостаточно, нужно ставить реальные цели. Необходимо, чтобы ребёнок понял, что достижение цели должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель была достигнута. Этап целеполагания формирует регулятивные, личностные универсальные учебные действия.

Планирование –важнейший этап работы над проектом, когда формируется целостная структура трудовой деятельности. В результате планирования ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги по реализации проекта.  Рассмотрим, например, групповые краткосрочные проекты по разделу «Кулинария», которые выполняют учащиеся в конце первой четверти. На этапе проблематизации применяю педтехнологический приём «мозговой штурм» - свободное выражение своих мыслей, с целью коллективного поиска проблем. Здесь мы анализируем с технологией приготовления каких блюд мы познакомились, какие продукты необходимы для приготовления этих блюд, какова их питательная ценность, когда и как их подают, какие блюда можно приготовить на завтрак или обед, или ужин для всей семьи, исходя из возможностей семейного бюджета. Даю задание на дом: найти дополнительную информацию по теме, продумать варианты оформления блюд, сделать зарисовки или найти картинки оформления блюд и сервировки стола. Затем выясняем вкусы каждого, какие из идей наиболее приемлемые и составляем перечень блюд для выполнения коллективного проекта. На этапе планирования формируются регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.

Технологический этап формирует у учащихся деятельностные, общетрудовые и технологические знания и умения. Формируется целостная структура трудовой деятельности как система проектно-технологических этапов, методов и приёмов создания изделий. На первоначальном этапе в 5 классе учащиеся выполняют проект по инструкционно-технологической карте, предложенной учителем.  В дальнейшем ученицы проявляют своё творчество, учатся самостоятельно разрабатывать инструкционные карты или вносить изменения в предложенные учителем. Обсуждая окончательное решение по выбору и изготовлению изделия, предлагаю сосредоточить внимание на следующих вопросах: внешний вид изделия, назначение, способ изготовления, удобство, выбор материалов, экономичность, экологичность.  

При системном использовании метода проектов видоизменяются отношения учитель-ученик: ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует и несет ответственность за результаты своей деятельности, а учитель является партнёром и оказывает помощь ученику на всех этапах работы над проектом.

Важным средством развития мышления и творчества учащихся является осознание ими некоторых индивидуальных особенностей своей проектной деятельности через рефлексию и самооценивание. Для формирования рефлексивных умений постоянно предлагаю ученикам самим оценить свою работу. Алгоритм самооценки задаю следующими вопросами: выполняет ли изделие свои функции? Удобно ли ими пользоваться? Качественно ли оно сделано? Эстетично ли оно выглядит? Хотели бы вы иметь такое изделие?  За что вы можете себя похвалить? Что бы вы изменили, если бы начали работать над проектом сначала? Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать сами себя, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов способствует качественному усвоению знаний так как содержит всё многообразие видов универсальных действий.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Используемая литература.

  1. М.А. Ступницкая. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2009г.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
  3. СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА (Из опыта работы ассоциации учителей-победителей, участников приоритетного национального проекта «Образование») г. Рассказово 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Инновационный педагогический опыт «Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку»

Цель: внедрить метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку....

Технология веб-квеста как один из способов реализации системно-деятельного подхода в обучении

Данный материал включает в себя анализ и оценку одного из инструментов проектного обучения-технологию веб-квеста. Помимо теоретической базы материал содержит разработку веб-квеста по теме "Суеверия и ...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Урок  с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...