Инновационный педагогический опыт «Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку»
статья по английскому языку (9 класс) на тему
Цель: внедрить метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
Описание инновационного педагогического опыта
«Метод проектов
как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку»
Опыт представила:
Алпатова Вера Александровна,
учитель английского языка
Рузаевка, 2015 год
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет модель ученика будущего. Это стратегическая политика государства в сфере образования направлена на «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками». Поэтому для эффективного решения вопросов по модернизации образования считается необходимым развитие концептуально нового личностно-деятельностного подхода, который направлен не на простую ретрансляцию знаний, а на формирование систем объективной оценки уровня образования учащихся, их ключевых компетенций на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Только так и не иначе школьник добьётся тех результатов, которые заявлены выше.
Таким образом, ФГОС второго поколения ставит перед учителем абсолютно новые задачи. Возникает проблема несоответствия традиционных форм обучения новым требованиям. Учителю любого предмета, любого образовательного учреждения приходится искать свой способ решения данной проблемы. Актуальным становится выбор путей достижения поставленных ФГОС задач. Причём эти пути должны быть рациональны, действенны, современны, доступны и, что немаловажно, интересны ученику.
Проанализировав в теории и испробовав на практике различные технологии обучения, можно предложить один из вариантов решения проблемы - метод проектов. Новизна опыта заключается не в разработке отдельных уроков в рамках проектной технологии, а в системе работы, при которой проектирование в широком смысле этого слова становится неотъемлемой частью всего учебного процесса на каждом его временном и тематическом этапе. Тем самым, ведущая педагогическая идея выражается в следующем: создание такой методической системы, при которой метод проектов является составляющим образовательного и воспитательного процесса.
Итак, цель: внедрить метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку.
Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
- выяснить теоретические основы проектного метода (в рамках личностно-деятельностного подхода);
- создать собственную методическую систему
- разработать варианты внедрения метода на разных этапах обучения
- создать систему уроков на основе метода проектов (либо с его элементами)
- найти возможности применения проектного метода во внеурочной деятельности
- внедрить данную систему в практическую деятельность учителя, сделать выводы.
В соответствии с поставленными задачами выделим 3 этапа работы:
- Теоретический
- Практический
- Анализ
Этап первый. Теоретический.
Применительно к уроку английского языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Метод проектов характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком. Таким образом, метод проектов наилучшим образом направлен на выполнение требований, представленных во ФГОС.
Личностно- деятельностный подход и метод проектов дают прекрасную возможность реализовать всё вышесказанное. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.
Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте:
- исследовательские;
- творческие;
- приключенческие, игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
2. По характеру координирования проекта:
- с явной координацией;
- со скрытой координацией.
3. По характеру контактов:
- внутренние (региональные);
- международные.
4. По количеству участников:
- личностные (индивидуальные);
- парные;
- групповые.
5. По продолжительности проведения:
- краткосрочные;
- средней продолжительности;
- долгосрочные.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
- учащиеся должны решать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;
- деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
- конечный вид проекта должен иметь теоретическую часть.
Выделяют следующие этапы работы с проектом:
1. Подготовка к проекту.
2. Организация участников проекта.
3. Выполнение проекта.
4. Презентация проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Таким образом, использование проектной деятельности в современной школе становится все более актуальным. С помощью проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Итак, в ходе теоретического этапа:
- выяснили дидактические основы метода проектов и личностно-деятельностного подхода к обучению;
- рассмотрели требования к организации проектной деятельности на уроке английского языка в частности;
- обосновали необходимость внедрения данного метода в системе.
Этап второй. Практический.
В урочной деятельности применяется метод проектов, при котором обучение английскому происходит незаметно, в процессе работы. Этот метод называют «learn by doing» – учение через деятельность. К ним можно отнести информативно-исследовательские проекты, например, "Welcome to Russia", "Start a film review club", "Ecological problems in Ruzaevka" - среди старших школьников и "My pet", "Family" - для младших школьников . Данный вид деятельности представляет собой поиск информации по той или иной тематики и письменное изложение её. Учащиеся выполняют самостоятельно или в группах, при этом учитель выполняет роль консультанта. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
В современный период актуальным является метод проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий. В данном случае проектная деятельность заключается в следующем:
1. поиск проекта, постановка проблемы;
2. разработка дополнительных материалов в помощь ученику;
3. организация работы творческой группы.
Пожалуй, это один из наименее «затратных» проектов для учителя. Но именно участие в творческих группах формирует у учащихся навыки самостоятельного планирования работы, навыки самооценки и саморегуляции. Школьники получают опыт взаимодействия, сотрудничества и здорового соперничества. Наилучшим образом формируется положительная мотивация к дальнейшему изучению английского языка.
Большая часть проектов выносится в мультимедийные презентации с использованием музыкальных фрагментов и видео. Личный опыт учителя по применению ИКТ в рамках метода проектов и личностно-деятельностного подхода достаточно широко представлен на уровне города и России.
Дата | Мероприятие | Результат |
2010-2015 | Методическая копилка на страницах сайтов englishteachers.ru, proshkolu.ru, nsportal.ru. | |
апрель, 2013 | «Формирование социокультурной компетенции учащихся средствами предмета «иностранный язык»». | сертификат участника |
А также учащихся:
Дата | Учащиеся | Мероприятие | Результат |
февраль, 2012 | Шмыгин Алексей, 9 класс | Всероссийский конкурс "My tea4er is... " номинация "Презентация" | Лауреат конкурса |
февраль, 2012 | Петяйкина Ирина, Чапайкина Анастасия, Юдаева Алена, 9 класс | Всероссийский конкурс "My tea4er is... " номинация "Видеоролик" | Победители I степени |
Июнь, 2015 | Горбатова Анастасия, 10 класс | Международный конкурс исследовательских работ "Сравнительный анализ Англии и России" | Призер |
Хорошо способствует реализации личностно-деятельностного подхода выполнение творческих работ – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык детской литературы страны изучаемого языка. Здесь ребята с большим энтузиазмом и фантазией пишут сочинения на темы: "My dream", "Our town and I", "If I were the President...", с удовольствием составляют литературные переводы текстов понравившихся песен, стихов. . У учащихся при этом формируется мотивация к обучению и познанию, они самостоятельно планирует и осуществляет свою учебную деятельность.
Отобразим результаты в таблице.
Дата | Учащиеся | Мероприятие | Результат |
февраль, 2012 | Бодрова Юлия, 5 класс | Всероссийский конкурс "My tea4er is... " номинация "Сочинение" | Победитель I степени |
февраль, 2012 | Шаменева Екатерина, 5 класс | Всероссийский конкурс "My tea4er is... " номинация "Сочинение" | Победитель III степени |
Март, 2012 | Чудмаев Павел, 11 класс | Всероссийский конкурс "Sloganeering" | Победитель I степени |
Март, 2012 | Быкова Екатерина, 11 класс | Всероссийский конкурс "Sloganeering" | Победитель III степени |
Издательские проекты широко представлен в опыте работы учителя. Метод проектов реализуется через создание стенгазет, материалов для стендов, открыток к праздникам.
Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы. При правильном руководстве учителя незаметно для себя дети могут начать говорить на английском языке, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.
Возможны также и мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
- составление расписания уроков на английском языке для всей школы (6-й класс);
- мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов - 9 класс) и многие другие.
Как известно деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, а именно с одноклассниками и ребята с удовольствием выполняют такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие способности, развиваются как личность. Учащиеся нашей школы не раз показывали свое мастерство на муниципальных семинарах по английскому языку, а также в рамках недели английского языка.
Можно сделать однозначный вывод о том, что проектная деятельность в любом её виде даёт учащемуся возможность самому добывать информацию и проявлять творчество. Ученик получает опыт социализации, достигая результата работы и определенного успеха. Формируется научный тип мышления, формируются такие метапредметные понятия, как «цель и задача», «определение и понятие», «знание и информация», «модель и способ» и другие. Внедрение метода проектов в рамках деятельностного подхода вновь даёт возможность учителю выполнить требования ФГОС к результатам ученика.
Третий этап. Анализ.
На протяжении всего периода апробации данного инновационного метода достигались стабильные результаты или результаты с ярко выраженной положительной динамикой. Докажем это путём сравнения некоторых результатов за последние 2 учебных года: 2013-2014, 2014-2015.
В процессе апробации метода учебных проектов и реализации личностно- деятельностного подхода произошёл рост качества знаний по предмету.
Качество знаний по предмету в период с 2013 по 2015 уч.г.
Год | Количество учащихся | Результаты за год | Качество знаний | Динамика | ||
«3» | «4» | «5» | ||||
2013-2014 | 65 | 15 | 32 | 18 | 77% | рост |
2014-2015 | 70 | 14 | 36 | 20 | 80% | рост |
Таким образом, представленные данные отражают положительный эффект от внедрения инновационного опыта.
Анализируя проектную деятельность в рамках научно-исследовательской работы, мы также видим ярко выраженную положительную динамику в двух аспектах: количество учащихся, занятых в исследовательской деятельности и собственно качество проектных работ.
Проанализировав динамику результатов, делаем вывод - в результате внедрения системного метода проектов и применения личностно-деятельностного подхода к обучению английскому языку возросли результаты обучения на всех его этапах.
В процессе апробации данной инновационной системы были решены следующие задачи (получены результаты):
1. разработаны различные формы внедрения метода проектов в учебную деятельность: информативно-исследовательские проекты, проекты с информационно-коммуникационными технологиями, творческие работ
издательские проекты, мини-проекты, ролево-игровые проекты.
- Для каждой формы разработаны и использованы приёмы:уроки-заита проектов, урок с элементами проектирования, урок с элементами ролевых игр, урок в рамках личностно-деятельного подхода.
- Разработан и представлен на муниципальном уровне семинар по организации ролевой игры.
- Собрана богатая методическая коллекция учителя: мультимедийные презентации, сценарии уроков, разработки воспитательных мероприятий.
Используя и модифицируя данную коллекцию можно внедрить метод проектов на практике в работе учителя английского языка.
Таким образом, Мы полностью достигли поставленной цели, а именно: внедрили метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода к обучению английскому языку на практике и доказали его новизну, актуальность и целесообразность.
Ценность данного инновационного опыта заключается в его практичности, насыщенности, последовательности и, главное, системности. Опыт является «открытым», т.е. имеет большие перспективы для пополнения и дальнейшего применения на практике. О его перспективности говорит и ярко выраженный положительный результат апробации.
Литература
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа. 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ под ред. Е.С.Полат – М.. 2000.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
- Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка//Иностранные языки в школе, №3, 2002
- Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку//Иностранные языки в школе, №3, 2002
- Сидорова О.С. Использование ролевых игр как формы обучения диалогическому общению на уроках английского языка.
- Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 2005. - №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...
Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ
В докладе представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно: повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы
quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...
Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку
В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку
Текст доклада на МО учителей английского языка...