Проектная деятельность учащихся как способ реализации системно-деятельностного подхода.
презентация к уроку по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Всякая деятельность есть познание, Всякое познание есть деятельность» китайская народная мудрость
Словарь Проект в переводе с латинского -«брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов (Словарь иностранных слов и выражений/Авт.-сост. Е.С.Зенович, 1998). Проект – разработанный план сооружения, устройства чего-либо; предварительный текст какого-нибудь документа; замысел, план (Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка, 1990). Проект в широком понимании – все, что задумывается или планируется.
История метода проектов Технология проектов возникла в 20-е годы XX века в США. Что касается авторства создания «метода проектов», то в литературе встречается несколько мнений по данному вопросу.
История метода проектов
Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами: П.Ф. Каптерева ; П.П. Блонского ; А.С. Макаренко; С.Т. Шацкого ; В.Н. Шульгина М. С. Каган разработал классификацию проектов по основным сферам деятельности человека. Но к 1931 году сделан вывод о падении качества знаний и советская школа была полностью переведена на традиционное обучение.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Классификация проектов
проекты в урочной деятельности проекты во внеурочной деятельности проекты в работе научных обществ учащихся (НОУ) проекты как зачетные работы по окончанию элективных курсов проекты как экзаменационные работы педагогические проекты учителя Возможности применения проектной технологии
Основные требования к использованию метода проектов наличие значимой проблемы; практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; исследовательская, творческая деятельность; структурирование содержательной части; распределение ролей и указание поэтапных результатов; использование исследовательских методов проектирования.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по предмету.
задачи при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? формировать и развивать творческие способности ученика; развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений; создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании; заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия; постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.
Этапы проекта Подготовительный, или вводный (погружение в проект): Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.). Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Поисково-исследовательский этап: Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап: Предзащита проекта (в классе). Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта: 3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы ( медиаподдержка , подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); 3.2. стендовая информация о проекте.
Заключительный этап: Публичная защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Итоговая конференция
Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться : планировать работу; письменно и устно представлять результаты своей работы; защищать и отстаивать свою точку зрения; отвечать за результаты работы; оформлять работу и т.д .
временной фактор; ограниченность классно-урочной формы обучения; мотивация детей; потенциальные возможности учеников и педагогов; педагогическое мастерство учителя; материально-техническая база создания проектов. Проблемы применения проектной технологии
проекты наших учеников
ПРОЕКТИРОВАНИЕ Помочь каждому ученику стать субъектом жизни ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ВЛАДЕНИЕ ОБЪЁМОМ РАЗНООБРАЗНЫХ ЗНАНИЙ
Как различить слова-близнецы? 1. Как омонимы отличить от многозначных слов? 2. Чем различаются синонимы друг от друга? 3. Для чего нам нужны омонимы и синонимы?
Учитель делит класс на 3 рабочие группы и распределяет задания по группам таким образом, чтобы учащиеся в ходе исследования изучили и представили способы разграничения омонимов и многозначных слов, различия синонимов друг от друга, использование омонимов и синонимов в речи. В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся формулируют цель работы, осуществляют самостоятельный поиск необходимой информации по предложенным учителем или самостоятельно найденным источникам. Результаты работ оформляются в виде презентации
Учитель анализирует высказывания учащихся, следит за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли употребляют грамматические структуры, оценивает ответы. Проектные работы создают условия для реального общения учащихся на татарском языке.
Литература В гостях у природы. Е.И.Леманская , г.Мытище ; АО « Принт-экспесс »; 2007; Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/ авт.-составитель Г.И.Осипова.- Волгоград:Учитель , 2007; Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М:Школьная пресса – 2005 Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. М:Дидакт- 2005, №6;
Литература Современные проблемы естественно-географического образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях: материалы науч.-практ.конф.- Казань:К(П)ФУ, 2011; Формирование экологической культуры учащихся и студентов в естественно-научном образовательном процессе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции./Сост.С.М.Файрушина – Набережные Челны РИЦ НГПИ, 2011;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
Материалы с выступления на ГМО....
Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.
Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми
C точки зрения прогрессивных ученых мира, человечество может избежать ряда глобальных проблем и продолжить свое существование благодаря достижениям одаренных и талантливых личностей. И, как отмечает В...
Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».
Идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...
Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...
Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в рамках работы кружка дополнительного образования "Юный исследователь".
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реал...