Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.
статья по физике по теме

Цепенко Наталья Владимировна

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внедрению ДОТ в практике учителя физики и приводятся результаты деятельности в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsepenkon.v._mbou_kulundinskaya_soshno3.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Кулундинского района

Алтайского края

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Цепенко Наталья Владимировна,

учитель физики высшей категории

МБОУ «Кулундинская СОШ №3»

с. Кулунда

2014 г.

Актуальность использования ДОТ

Дистанционное обучение прочно входит в нашу жизнь. 21 января 2010 года Президентом Российской Федерации была утверждена целевая программа «Наша новая школа». Ключевыми моментами данного документа являются: создание школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитание  в них интереса к учёбе и знаниям, стремления к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовка учащихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.

Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного образования учащихся. Федеральный закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012, статья 66 гласит: «Реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем категориям учащихся, а также могут наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества, обеспечивая реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Именно эти аспекты стали актуальными для меня при  осуществлении новых подходов в обучении учащихся, способствующих решению главной проблемы – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Обоснование выбора ДОТ

Существует масса причин, по которым школьник может обучаться дистанционно. Во-первых, плохое состояние здоровья, карантин, санаторное лечение, либо занятие  спортом и частый выезд на соревнования. Во-вторых, желание ученика увеличить объем изучаемого материала или углубить знания по теме: на уроке времени не достаточно, а после уроков – перегрузка колоссальная. В-третьих, подготовка к экзаменам и возможность получения консультации учителя в удобное время. Все эти моменты  стали для меня приоритетными при выборе реализуемой   образовательной технологии, которая, по-моему, мнению в полном объеме  соответствует требованиям ФГОС и способствует эффективности процесса оказания образовательных услуг, включая внеурочную деятельность.

Исходя из вышеуказанных факторов, выделяю следующие цели своей работы в данном направлении:

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по предмету;
  • предотвращение  появления «долгов» по учебе и отставания;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • развитие познавательного  интереса к предмету;
  • предоставление дополнительных часов для подготовки к экзаменам.

На смену прежней модели обучения постепенно приходит  новая модель, основанная на следующих положениях:

  • в центре технологии обучения – учащийся;
  • суть технологии – развитие способности к самообучению;
  • учащиеся играют активную роль в обучении;
  • в основе учебной деятельности – сотрудничество.

Краткая историческая справка о развитии ДОТ

Термин «дистанционное образование» имеет американское происхождение, являясь прообразом «заочного обучения». Первые шаги внедрения такого метода были предприняты в середине 19 века, но достаточно быстрое развитие приходится на середину 20 века. Создание Интернет послужило мощным толчком для успешного применения ДО во всем мире. Тяга миллионов людей к информационному пространству с одной стороны и необходимость сетевого взаимодействия с другой, определяют мегапопулярность компьютерных технологий, открывая много новых возможностей  дистанционного  обучения.

Не смотря на разнообразие подходов для реализации ДО, в мировой практике разработаны системы дистанционного обучения, включающие следующие базовые элементы:

  • учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
  • информационные ресурсы – базы данных учебно-справочных материалов;
  • технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
  • преподаватели дистанционной формы обучения;
  • обучающиеся.

Анализируя опыт, накопленный отечественными (Е.С. Полат, В.А. Хуторской, В.И.Овсянников) и зарубежными (В.Уиллис, Р.Кларк) исследователями в области дистанционного образования хотелось бы отметить отсутствие рекомендаций по практическому применению ДО в физике как учебного предмета. Таким образом, реализую ДО на следующих концептуальных  положениях:

  •  учение, а не преподавание;
  •  овладение учащимися способами познавательной деятельности;
  •  осуществление оперативной обратной связи;
  •  стимулирование раскрытия внутренних резервов учащихся;
  •  активизация познавательной  и творческой деятельности;
  •  возможность осуществления коммуникации с учителем и другими партнерами.

Основные этапы внедрения элементов ДОТ в моей практике

С учётом требований Министерства образования и науки РФ по реализации общеобразовательных программ с применением ДОТ в Алтайском крае в рамках пилотного проекта  реализуется модель с частичным преподаванием одного или нескольких предметов с применением ДОТ. Наша образовательное учреждение является ресурсным центром Славгородского округа и входит в состав пилотных школ края, применяющих ДОТ с 2012 года.

Сегодня уже сделаны первые шаги на пути неизбежного перехода к обновлению организации образовательного процесса. Большой поддержкой в преобразованиях такого рода стало использование АИ системы «Сетевой город. Образование», которая  является доступным программным средством формирования единой образовательной и информационной среды, обладающей свойством адаптивности и гибкости.

 Реализация элементов ДОТ как поддержка традиционной формы получения образования проходила в два этапа: организационно-управленческий и содержательный.

Первый этап – назначали участников из состава учителей, мы определили цели и задачи будущей работы, рассмотрели варианты создания технической поддержки и использования информационно-образовательной среды. Следующим пунктом  этапа стало повышение  уровня подготовки учителей по информационным технологиям, создание положений, инструкций и другой документации, регламентирующей  деятельность в данном направлении.

Второй этап содержательный. По-моему мнению здесь важно было соединить комбинацию из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средами. Кроме того, с целью получения сведений об уровне востребованности дистанционного образования среди учащихся и их родителей мной был проведен опрос, результаты которого позволили определить место ДО среди других форм обучения.

Степень знакомства с ДО

88%

Мотивационный аспект при ДО

подготовка к экзаменам - 80%;

пропуски занятий – 77%;

повышение качества знаний- 54%

Желание участвовать в эксперименте

69%

Необходимость использования ДО

80%

Модель представления знаний при ДО

асинхронная – 61%;

синхронная – 5%;

любая – 3%

По желанию учащихся создала учебную группу, определив оптимальные принципы и подходы в осуществлении совместной деятельности.

Значительную часть времени на втором этапе реализации проекта уделила созданию методических материалов, взяв за основу государственные образовательные стандарты и  кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся. Разработала структуру образовательных модулей  по изучаемому предмету и размещаю их в портфолио тем в АИС «Сетевой город». Возможности системы позволяют гибко регулировать право доступа к размещенным материалам, тем самым одновременно осуществлять дифференциацию в их использовании.

Процесс обучения организую по следующей схеме:

  1. Если ученик присутствует на уроке, то закрепляет предложенную тему и проверяет свои знания с помощью размещенных ресурсов.
  2. Если ученик отсутствовал, то самостоятельно изучает тему, используя образовательные модули, а далее все шаги предыдущего пункта.
  3. Если учащийся не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте или через Skype  во время консультации. Разрешение данной проблемы идет по двум направлениям: отвечаю на вопрос или рекомендую ссылку на документ, в котором ученик сможет найти ответ на свой вопрос.
  4. При выполнении заданий обратную связь осуществляем различными способами: очный контроль, отправка по электронной почте, ответы через Skype.

Что я использую:

  • лекции (электронные учебно-методические пособия, видео-лекции и лекции-презентации, электронные уроки);
  • практические занятия, в том числе виртуальные лабораторные занятия, компьютерные  и видео-эксперименты;
  • видеозадачи и электронное тестирование;
  • консультации учебной группы с использованием электронной почты, форума, Skype.

Незаменимой помощью в моей практике является использование возможностей сервиса Яндекс.Диск.

Результативностью моей работы при использовании ДОТ считаю:

  • построение взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений;
  • повышение уровня мотивации учащихся;
  • предупреждение неуспеваемости;
  • углубленное изучение тем, разделов  школьной программы, а также вне школьного курса (по желанию учащихся);
  • создание веб-каталога для подготовки к экзаменам и развития познавательного  интереса к предмету;
  • активизация участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня;
  • развитие ключевых компетенций: искать, изучать, думать;
  • положительная динамика среднего балла ЕГЭ и качества знаний по предмету;
  • повышение уровня ИКТ компетентности;
  • обеспечение возможности самореализации каждому ребенку в индивидуальном темпе;
  • отсутствие  проблемы «после уроков: я не понял, я не знал - меня не было»;
  • привлечение родителей к образовательному процессу;
  • проведены мастер-классы для коллег на школьном, муниципальном, окружном и краевом уровнях.

Преимущества дистанционной формы обучения

Говоря о дистанционной форме образования, необходимо  отметить следующие плюсы:

  • удобство дистанционной формы обучения – это обучение в психологически комфортной, привычной для учащегося обстановке за домашним компьютером;
  • параллельность - обучение может проводиться при совмещении с основной учебой деятельностью;
  • асинхронность – возможность обучаться в любое время, в своем темпе, в любом месте;
  • возможность прослушать  повторно, чтобы лучше запомнить необходимую информацию;
  • технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий;
  • благоприятные условия для творческого самовыражения школьника в процессе усвоения знаний;
  • высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя;
  • гибкость - каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной теме;
  • высокая степень  дифференцированности обучения.

Дистанционное обучение пользуется популярностью у мотивированных к обучению учащихся. Это требует развития силы воли, ответственности и самоконтроля. С одной стороны данный фактор можно рассматривать как положительный, но с другой - поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем, а это напрямую связано с результатом обучения.  В результате   на добровольной основе в учебной группе осталась только часть учеников. Кроме этого, в ходе своей работы я столкнулась с рядом других проблем.

Проблемы дистанционной формы обучения:

  • дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности, т.к. личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует;
  • недостаток практических знаний - даже самые современные тренажеры не заменят  «живой» практики;
  • проблема идентификации пользователя - невозможно проследить за тем, честно и самостоятельно ли ученик  выполнял задание;
  • недостаточная компьютерная грамотность, как учителей, так и учащихся;
  • не все желающие  имеют хорошую техническую оснащенность дома;
  • обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем  требованиям;
  • отсутствие возможности  излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем;
  • отсутствие критериев оценивания работ при данной форме обучения;
  • разработаны рекомендации для учащихся.

Таким образом, анализируя все составляющие дистанционной формы обучения наряду с традиционной формой преподавания, можно сделать вывод, что активное внедрение современных информационных технологий значительно увеличило эффективность и удобство образовательного процесса и позволило достичь нового уровня в обучении. Дистанционное образование можно сделать качественным и конкурентоспособным, но это дело не одного дня. Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося.

На данном этапе развития убедилась, что учителю необходимо не только модернизировать учебный процесс, но и вести активный диалог с обучающимися, выясняя, уточняя их мнение, направляя их  мысли, раскрывая идеи.

Используемые Интернет-источники:

  1. http://www.scienceforum.ru/2013/10/3299
  2. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00167220_0.html
  3. http://www.ito.edu.ru/2002/VI/VI-0-478.html
  4. http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/distancionnye-sposoby-predostavlenija-obrazovatelnyh-uslug-v-uslovijah.html
  5. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/podgotovka-k-ege-po-khimii-s-ispolzovaniem
  6. http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a3ad68a4c43a89421306c36_1.html

Список литературы:

1. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика, 1999 г.

2. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика, 2000 г.

3. Учебно-методическое пособие "Формирование единой информационно-образовательной среды муниципального образования средствами АИС "Сетевой Город. Образование" Авторы: Муратов А. Ю., Залогин С. А. – Барнаул, 2010.

4.  Федеральный  закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012 г.

5. Концепция внедрения дистанционных образовательных технологий в систему общего образования Алтайского края.

6. Нестерова С. А.  Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ// г.о. Новокуйбышевск, 2009 г.

7. Полат Е.С., Петров А.Е., Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций. ИОСО РАО // Москва, 1998 г.

        8. Материалы XXI Международной конференции. Применение новых технологий в образовании.// Министерство образования и науки РФ. Троицк, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология веб-квеста как один из способов реализации системно-деятельного подхода в обучении

Данный материал включает в себя анализ и оценку одного из инструментов проектного обучения-технологию веб-квеста. Помимо теоретической базы материал содержит разработку веб-квеста по теме "Суеверия и ...

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)

В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....