Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью «Мой профессиональный выбор»
рабочая программа на тему
Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotsializatsii.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью
«Мой профессиональный выбор»
Пояснительная записка
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социализации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Обоснование актуальности
Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. Профориентационная работа должна включать не только ознакомление обучающихся, воспитанников с различного вида профессиями и обсуждение социальных аспектов трудоустройства, но и формирование у них адекватной самооценки своих способностей и возможностей с целью профессионального самоопределения. Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т. к. некоторые из них являются наиболее доступными для детей данной категории.
Данная программа относится к социальному направлению и реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Темы программы соотносятся с темами программы по социально-бытовой ориентировке под редакцией В.В.Воронковой. Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка» дает возможность учителю познакомить обучающихся со многими профессиями. Ученики на уроках СБО получают определенные знания, приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что она раскрывает и дополняет содержание некоторых разделов курса социально-бытовой ориентировки в учебном процессе, направленных на социализацию выпускника. Необходимость такой работы возникает вследствие несвоевременного обновления основополагающих образовательных программ. Модифицированность рабочих программ позволяет значительно варьировать в планировании, подходить к процессу подбора тем творчески и с учетом индивидуальных образовательных способностей каждого класса.
Цель программы: успешная социализация детей с умственной отсталостью в социуме.
Задачи программы:
1.Формировать у обучающихся с умственной отсталостью психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
2.Формировать представления о мире профессий.
3. Развивать познавательную активность, творческие способности, речь и кругозора подростков.
4. Воспитывать уважение к физическому и умственному труду, к людям разных профессий.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
от 14 до 17 лет.
Срок реализации программы:
Проводится в 8-9 классах в объеме 34 часов (1-часовое занятие 2 разa в месяц).
В программе «мой профессиональный выбор» много времени отводится на активные формы работы: моделирование реальных ситуаций, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет обучающимся сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.
Формы проведения занятий: разнообразные по форме практические упражнения и задания, практические работы, классные часы, беседы о профессиях, тренинговые тематические занятия, сотрудничество со службой занятости, встречи с людьми востребованных профессий, конкурсы сочинений, экскурсии на предприятия города, проектная деятельность учащихся, работа с интернет-ресурсами, декада профориентации (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).
Условия реализации программы:
- Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
- Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.
- Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности.
Ожидаемые результаты
Основываясь на профессиональном интересе школьников, параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:
– дисциплинированность и ответственность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя, добросовестное выполнение всего объёма работы);
– корректность и тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).
– умение преодолевать трудности и проявлять настойчивость в овладении теми или иными трудовыми навыками.
Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
– достаточная информированность о профессии и путях ее получения;
– потребность в обоснованном выборе профессии;
– уверенность школьника в социальной значимости труда;
– степень самопознания ребенка;
– наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне
со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел курса | Содержание | Форма проведения |
1. | Личная гигиена | Знакомство с профессией мастер маникюра и педикюра, парикмахер | 1.Презентация «История прически». 2. Экскурсия в учебный центр. 3. Беседа «Красота-залог здоровья» |
2. | Одежда и обувь | Знакомство с профессиями: модельер, ткач, швея, портной, закройщик, обувщик, сапожник | 1.Экскурсия на чулочную фабрику. 2. Презентация «Мастер своего дела». 3.Беседа о разнообразии профессий. |
3. | Жилище | Знакомство с профессиями: дизайнер, мебельщик, сантехник, каменщик, маляр, уборщица. | 1.Беседа-диалог «Кто построил дом?». 2. Экскурсия на мебельную фабрику. 3. Встреча с людьми строительных профессий. |
4. | Медицина | Знакомство с профессиями: врач, медицинская сестра, сестра-хозяйка, санитарка. | 1.Классный час «О про- фессиях «маленьких» и «больших». 2.Экскурсия в аптеку. 3. Тематическая встреча с медработником. |
5. | Транспорт | Знакомство с профессиями: водитель, кондуктор, машинист, проводник, обходчик, стюардесса, кассир. | 1.Конкусная программа «Марафон профессий». 2. Экскурсия на ж/д вокзал. 3. Викторина. |
6. | Питание | Знакомство с профессиями: повар, кондитер, диетолог | 1. Беседа «Хвала рукам, что пахнут хлебом». 2. Встреча с технологом производства. 3.Конкурсная программа «Юный повар». |
7. | Торговля | Знакомство с профессиями: продавец, кассир, менеджер | 1.Беседа «Профессии торговых предприятий». 2. Экскурсия в магазин. 3.Викторина «Кем быть». |
8. | Трудоустройство | 1.Беседа «Дело твоего будущего» 2.Выставка «Моя профессия». 3. Экскурсия в центр занятости. |
Литература
1.Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.
3. Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
4. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
5. В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка
учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.:
Владос, 2010. - 247 с.
6. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ
«ЭНАС», 2006 .- 192 с.
7. Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для
учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 302с.
8. Журнал «Воспитание школьника» №1, №10(2007), №9(2006)
9. Журнал “Досуг в школе” Методическое пособие. Изд. 2-е, доп. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
10. Интернет ресурсы:
ukhod_za_bolnymi_-_metodichki / Методички - stud / 22 - функцирнальные обязанности - stud.doc.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная адаптированная основная образовательная Программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Уважаемые коллеги в области коррекционной педагогики, предлагаю Вашему вниманию примерную адаптированную основную образовательную Программу общего образования обучающихся с умственной отс...
Условия реализации основной образовательной программыобщего образования обучающихся с умственной отсталостью
Условия для удовлетворения ООП (особых образовательных потребностей) обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью•достижения планируемых результатов освоения АООП (адаптированной основной образова...
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы
Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...
Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...
Примерная адаптированная ОО программа образования для обучающихся с умственной отсталостью
Примерная АООП образования для обучающихся с УО , на основе которой составляются все рабочие программы...
"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью
Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...
Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"
В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о формах и методах работы на уроке....