Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью «Мой профессиональный выбор»
рабочая программа на тему

Копытова Наталья Евгеньевна

Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_sotsializatsii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью

«Мой профессиональный выбор»

Пояснительная записка

В  современном  мире  проблема  социального  развития  подрастающего поколения  становится  одной  из  актуальных.  Родители  и  педагоги  как  никогда  раньше обеспокоены  тем,  что  нужно  следить,  чтобы  ребенок,  входящий  в  этот  мир,  стал уверенным,  счастливым,  умным,  добрым  и  успешным.  Именно  в  детстве  происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.  

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.    Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социализации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Обоснование актуальности

Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.  Профориентационная работа должна включать не только ознакомление обучающихся, воспитанников с различного вида профессиями и обсуждение социальных аспектов трудоустройства, но и формирование у них адекватной самооценки своих способностей и возможностей с целью профессионального самоопределения. Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т. к. некоторые из них являются наиболее доступными для детей данной категории.

Данная программа относится к социальному направлению и реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Темы программы соотносятся с темами программы по социально-бытовой ориентировке под редакцией В.В.Воронковой. Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка» дает возможность учителю познакомить обучающихся со многими профессиями. Ученики на уроках СБО получают определенные знания, приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что она раскрывает и дополняет содержание некоторых разделов курса социально-бытовой ориентировки в учебном процессе, направленных на социализацию выпускника. Необходимость такой работы возникает вследствие несвоевременного обновления основополагающих образовательных программ. Модифицированность рабочих программ позволяет значительно варьировать в планировании, подходить к процессу подбора тем творчески и с учетом индивидуальных образовательных способностей каждого класса.  

Цель программы:  успешная социализация детей с умственной отсталостью в  социуме.

Задачи программы:

1.Формировать у обучающихся с умственной отсталостью психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

2.Формировать  представления  о  мире  профессий.

      3. Развивать  познавательную активность, творческие способности,  речь и        кругозора  подростков.

       4. Воспитывать уважение к физическому и умственному труду, к людям разных профессий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

от 14 до 17 лет. 

Срок реализации программы:

Проводится в 8-9 классах в объеме 34 часов (1-часовое занятие   2 разa в месяц).

В программе «мой профессиональный выбор» много времени отводится на активные формы работы: моделирование реальных ситуаций, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет обучающимся сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога. 

Формы проведения занятий: разнообразные по форме практические упражнения и задания, практические работы, классные часы, беседы о профессиях, тренинговые тематические занятия, сотрудничество со службой занятости, встречи с людьми востребованных профессий, конкурсы сочинений, экскурсии на предприятия города, проектная деятельность учащихся, работа с интернет-ресурсами, декада профориентации (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).  

Условия реализации программы:

  1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
  2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.
  3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности. 

Ожидаемые результаты

Основываясь на профессиональном интересе школьников, параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:

– дисциплинированность и ответственность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя, добросовестное выполнение всего объёма работы);

– корректность и тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).

– умение преодолевать трудности и проявлять настойчивость в овладении теми или иными трудовыми навыками.

Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

– достаточная информированность о профессии и путях ее получения;

– потребность в обоснованном выборе профессии;

– уверенность школьника в социальной значимости труда;

– степень самопознания ребенка;

– наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне

со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел курса

Содержание

Форма проведения

1.

Личная гигиена

Знакомство с профессией мастер маникюра и педикюра, парикмахер

1.Презентация «История прически».

2. Экскурсия в учебный центр.

3. Беседа «Красота-залог здоровья»

2.

Одежда и обувь

Знакомство с профессиями: модельер, ткач, швея, портной, закройщик, обувщик, сапожник

1.Экскурсия на чулочную фабрику.

2. Презентация «Мастер своего дела».

3.Беседа о разнообразии профессий.

3.

Жилище

Знакомство с профессиями: дизайнер, мебельщик,  сантехник, каменщик,  маляр, уборщица.

1.Беседа-диалог «Кто построил дом?».

2. Экскурсия на мебельную фабрику.

3. Встреча с людьми строительных профессий.

4.

Медицина

Знакомство с профессиями: врач, медицинская сестра, сестра-хозяйка, санитарка.

1.Классный час «О про- фессиях «маленьких» и «больших».

2.Экскурсия в аптеку.

3. Тематическая встреча с медработником.

5.

Транспорт

Знакомство с профессиями: водитель, кондуктор, машинист, проводник,  обходчик, стюардесса, кассир.

1.Конкусная программа «Марафон профессий».

2. Экскурсия на ж/д вокзал.

3. Викторина.

6.

Питание

Знакомство с профессиями: повар, кондитер, диетолог

1. Беседа «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

2. Встреча с технологом производства.

3.Конкурсная программа «Юный повар».

7.

Торговля

Знакомство с профессиями: продавец, кассир, менеджер

1.Беседа «Профессии торговых предприятий».

2. Экскурсия в магазин.  3.Викторина «Кем быть».

8.

Трудоустройство

1.Беседа «Дело твоего будущего»

2.Выставка «Моя профессия».

3. Экскурсия в центр занятости.

Литература 

1.Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации    выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.

2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.

 3. Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.

 4. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.

5. В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка

учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)

общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.:

Владос, 2010. - 247 с.

6. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII

вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ

«ЭНАС», 2006 .- 192 с.

7. Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для

учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 302с.

   8. Журнал «Воспитание школьника» №1,  №10(2007),  №9(2006)

   9. Журнал “Досуг в школе” Методическое пособие. Изд. 2-е, доп. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

   10. Интернет ресурсы:

 ukhod_za_bolnymi_-_metodichki / Методички - stud / 22 - функцирнальные обязанности - stud.doc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная основная образовательная Программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью

 Уважаемые коллеги в области коррекционной педагогики, предлагаю Вашему вниманию примерную адаптированную основную образовательную Программу общего образования обучающихся с умственной отс...

Условия реализации основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью

Условия для удовлетворения ООП (особых образовательных потребностей) обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью•достижения планируемых результатов освоения АООП (адаптированной основной образова...

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...

Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Примерная адаптированная ОО программа образования для обучающихся с умственной отсталостью

Примерная АООП образования для обучающихся с УО , на основе которой составляются все рабочие программы...

"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью

Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...

Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"

В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о  формах и методах работы на уроке....