Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  педтехнологий для  социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.

   Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

Главный принцип в работе с детьми ОВЗ  – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации.

Обучающиеся с ОВЗ  затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Они отличаются проблемами эмоционально-личностного развития,  подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Чтобы ребёнок почувствовал себя значимым для других и в школе, его нужно включить в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, т.е. создать  ситуацию успешности.

 На первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

Социализация ребенка - процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.

Социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно, за счет подражания. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими.

Социализация обучающихся с ОВЗ осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий.

Для детей с ОВЗ восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.

В учебной деятельности средствами социальной адаптации являются: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение.

 Чтобы оказаться в ситуации тех или иных лиц  применяются ролевые игры или игровые ситуации. Они способствуют формированию правовой культуры, установлению сотрудничества со взрослыми и сверстниками, межличностных отношений между участниками игры.

Наиболее успешно обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе практической деятельности. Только в этом случае, в работе с учащимся достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.

В  работе с детьми с ОВЗ применяю метод проектов. Данный метод позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. Работая над проектом, обучающиеся учатся ставить цель, подбирать средства её достижения, принимать решения,  оценивать последствия,  взаимодействовать со сверстниками.

Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта детей, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации. Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ученик проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.

При разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную проектную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.  Роль учителя заключается в постоянной направляющей   и контролирующей  помощи.

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа. С этой целью проводятся беседы, экскурсии, презентации.

Процесс обучения и воспитания  осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, социальным окружением. Процесс социализации предполагает решение основных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни.

Школа-интернат готовит обучающихся к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в рамках образовательных программ. У детей формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения.

 Предпосылкой для положительной социальной адаптации воспитанников школы-интерната является участие детей во  внеурочной деятельности, организации полезного досуга.

Обучающие моего класса активно участвуют в  различных мероприятиях  спортивного и творческого направления: в фестивалях, конкурсах, концертах различных уровней наравне с детьми других школ. Это позволяет им  реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.  

Включение детей с ОВЗ в творческую деятельность снимает  скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание  творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению.

 В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка. Это специальные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Обучающиеся получают умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.; формируются экономико-бытовые навыки, навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими, умение планировать бюджет семьи; учатся ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений.  Уроки социально-бытовой ориентировки очень важны, потому что  носят практический характер.

Проблема социализации детей с ОВЗ зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Социализация ребенка не будет проходить в полном объеме, если он будет оторван от социума.

Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, достигнута главная цель: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Олимпиадные задания по биологии  для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...