Доклад "рефлексия на уроке как метод самопознания и самооценки"
учебно-методический материал на тему
Доклад "рефлексия на уроке как метод самопознания и самооценки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "рефлексия на уроке как метод самопознания и самооценки" | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ОУ Байковская ОШ
Д О К Л А Д
« РЕФЛЕКСИЯ – как метод самопознания и самооценки»
Выполнила: Шабарова
Людмила
Ивановна
с.Байково
2017г.
Рефлексия и самооценка на уроках.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии - это познание субъектом внутренних психических актов и состояний.
Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.
Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.
В школьном возрасте личностная рефлексия имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь потом начинают постигать особенности своего характера.
В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают.
Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.
Интеллектуальная рефлексия играет важную роль в развитии школьников. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.
Несмотря на активное использование этого термина, чёткого понятия «интеллектуальной рефлексии» не существует.
Интеллектуальная рефлексия определяется как умение ребёнка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов.
Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей - главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться.
Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.
Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где громадную роль играет воображение. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.
Какой же может быть рефлексия на уроках в школе?
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии –научить ребёнка не просто фиксировать готовый результат, а выстроить свою смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой (классом) и в конце деятельности. Для этого можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «восхождение на пик знаний» ,«лестницы успеха», «ёлочки» . Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.
Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. В конце урока можно применить и такой вариант рефлексии :
3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
Закончить урок желательно рефлексией настроения.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Бригадный метод сборки мебели" 8 кл.
Коррекционная школа, 8 класс. Урок освоения коллективных форм организации труда. Формировать профессиональные навыки и умения, используя бригадный метод организации труда....
Урок в 9 классе Дата: 10/48. «Электромагнитные волны». Тип урока: урок – конференция. Метод проектов
10/48. «Электромагнитные волны»....
Презентация к уроку обществознания "Влияние родителей на самооценку подростка.ppt"
Данная презентация , поможет дать урок по обществознанию в 5 классе по учебнику Кравченко....
План –конспект урока на тему «Гимнастика» в 5 классах. На уроке применен метод работы по станциям.
План –конспект урока на тему «Гимнастика» в 5 классах. На уроке применен метод работы по станциям....
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»Тема урока: Разные задачи на проценты.
Работа с кейсом:Учитель объявляет тему урока «Разные задачи на проценты». Кейс предоставляется ученикам на первом уроке по теме. На его изучение отводится 20 минут урока.Затем организуется работа в по...
Разработка урока по теме "Самопознание" 10 класс
Разработка урока по теме "Самопознание" 10 класс является авторской работой. Тема "Самопознание" входит в модуль "Сознание и познание" по учебнику обществознания под реда...
Технологическая карта урока "Внешняя политика России в XVII в." (урок по методу создания кластеров)
В таблице расписаны действия учителя и учеников. Урок на освоение нового материала через создание кластера (интеллект-карты) или таблицы....
- Мне нравится (1)