Разработка урока по теме "Самопознание" 10 класс
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему
Разработка урока по теме "Самопознание" 10 класс является авторской работой. Тема "Самопознание" входит в модуль "Сознание и познание" по учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Разработка урока включает краткий план-конспект урока, презентацию по теме "Самопознание", памятку для обучающихся "Как повысить самооценку?", тест на выявление уровня самооценки. Данная разработка основана на материалах учебника по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова, а так же на дополнительных материалах интернет-ресурсов. Урок позволяет обучаюмщимся не только изучить новый материал, но и приобщиться к практической стороне самоанализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_samopoznanie.rar | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Карасавиди Е.Ю.
Тема урока: «Самопознание и развитие личности»
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «Я – концепция», «Я – образ», «идентичность»;
- познакомить с особенностями процесса самопознания;
- выявить роль самосознания в развитии личности;
- определить трудности познания человеком самого себя;
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока:
Интегрированный урок лабораторного типа
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- компьютерная презентация «Самопознание»
- тест на выявление уровня самооценки, психологические задания и упражнения
- отрывок фильма «Диалог с Богом»
- листы самооценки
План урока:
- Самосознание и самопознание
- Роль самооценки в формировании личности
- Самоисповедь как средство познания своего Я
Ход урока
Умен тот, кто познал людей.
Тот, кто познал себя, просвещен.
Победа над людьми дает власть,
победа над собой – могущество.
Лао Цзы
Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII—XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высшийуровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности вее суждениях и действиях .
Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношениенеразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших формработы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поисксмысла жизни.
Главные функции самосознания — это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Особенности самопознания:
- Совпадение субъекта и объекта познания
- Субъективность самооценки
- Изменяющийся объект познания
Образ «Я»
«Образ Я» – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
«Образ Я» включает 3 компонента:
1.Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Т.е., осознавая все эти составляющие себя, происходит самопознание человека. Механизмы самопознания: рефлексия, самоанализ, самовосприятие – все то, с помощью чего человек добывает знания о себе.
2.Эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, самокритичность, гордость и т.д.
3. Поведенческий (волевой) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, добиться успеха или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
Рефлексивная способность самосознания – это готовность к познанию психических явлений и самого себя.
Когда говорят о составляющих «Образа Я», то чаще называют его «Я–концепцией». Итак: составляющие Я–концепции:
- Я-реальное
- Я-идеальное
- Я-зеркальное
Не существует универсального определения «Я-концепции».
Практикум №1
Учащиеся самостоятельно заполняют «Я открытое», «Я слепое» заполняет сосед по парте, «Я скрытое» самостоятельно.
-Что значит «Я слепое»?
Формирование «Образа Я» зависит от самооценки.
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Типы самооценки:
- адекватная
- неадекватная : завышенная, заниженная
Самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов.
Большую роль в самопознании играет самоисповедь.
Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.
Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.
Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!
Омар Хайям
Практикум №2
- Сядьте на стул, ощутите себя на сеансе кино. При этом, фильм вы давно хотели его посмотреть. Картина событиями вашей жизни, вы наслаждаетесь.
- Просмотрев повесть о прошлом, фильм заканчивается и начинается новый о вашем будущем. При этом, лента наполнена множеством сюжетных линий.
- По окончании просмотра задумайтесь — понравился ли вам сеанс, или надо что-то поменять? Остановитесь на негативных аспектах, которые мешают, и продумайте нивелирование плохих качеств для более приятной жизни.
Практикум №3
Памятка «Как повысить самооценку?»
- Правильно используйте аффирмации.
Аффирмации — формулы самовнушения .
Определите свои области компетенции и развивайте их
- Учитесь принимать комплименты
Люди с низкой самооценкой остро нуждаются в комплиментах, но в то же время не умеют правильно на них реагировать.
Принимайте комплименты, даже если они заставляют вас чувствовать себя неловко.
4. Перестаньте критиковать себя, будьте мягче
Если вы постоянно критикуете себя, самооценка становится ещё ниже. Чтобы вернуть чувство собственного достоинства, необходимо заменить критику на сострадание к самому себе.
5. Убедитесь в собственной значимости
Следующее упражнение поможет вам восстановить самооценку после того, как по ней был нанесён сильный удар.
Составьте список своих качеств, которые важны в контексте ситуации.
Домашнее задание : §27, пройти тест по самопознанию в сети Интернет, сравнить результаты теста с собственной самооценкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...